Записки Киномана 02 Авторское кино. Часть 1

Говорят, что авторское кино начинается с Трюффо и Годара, с этих двух столпов "Новой волны" французского кинематографа, которые сломали голливудский стереотип о том, что кино – продукт коллективного творчества. Конечно, и до них, и в Голливуде, были великие индивидуалисты кино (например, Хичкок), но с первыми фильмами Годара история мирового кинематографа пошла в совершенно ином направлении.

Сегодня у авторского кино есть еще одно синонимичное, несколько более узкое по смыслу, название – арт-хаус. Это авторские фильмы, снятые без расчета на массовую аудиторию, с малым бюджетом и малоизвестными актерами. Именно с этого все и начиналось (у Годара во время съемок "На последнем дыхании" не было даже нормального оборудования), но постепенно герои авторского кино вышли на уровень, когда могли себе позволить снимать что угодно и практически за какие угодно деньги. Теперь арт-хаус чаще всего означает "нетривиальное авторское кино малоизвестных неамериканских режиссеров".

В моей коллекции есть далеко не все фильмы нижеследующих режиссеров, но те, что я упоминаю – имеются и, чаще всего, уже отсмотрены.

Акира Куросава – величайший японский режиссер, гуманист и просто величина в масштабах всей человеческой культуры. Среди фильмов, обязательных к просмотру – "Ран", "Трон в крови", "Семь самураев", "Расёмон", "Сны" и практически все остальное. 

Альмодовар – бум его творчества случился в России лет пять назад. Если честно, я так и не проникся. Понравился только один из его последних фильмов – вполне стандартный и не особо альмодовровский "Разомкнутые объятия".

Анджей Жулавски – как режиссеру я благодарен ему прежде всего за то, что он раздел мою любимую актрису - с детства и до сих пор – бесподобную Софии Морсо, да и вообще втянул ее в экспрессивный постмодернистский кинематограф. Из его работ лучшие, на мой вкус, " Шальная любовь " и " Мои ночи прекраснее ваших дней" с Морсо и "Публичная женщина" с Валерии Каприски.

Антониони – один из гениев кино, чье влияние невозможно переоценить. Среди его эпохальных картин  - "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Фотоувеличение" и " Забриски Пойнт". Свой последний фильм "За облаками" режиссер снимал молча: он был парализован после инсульта. "Ночь" посмотрел буквально на днях: великолепная Моника Вити в совершенно экзистенциальной драме, перенасыщенной символами и, как всегда, отчуждением. Единственный из отсмотренных фильмов Антониони, который оставил после себя недоумение: а собственно, о чем? Фильм, конечно, дает повод для бесконечных трактовок, но все же мне показалось, что в нем меньше самого Антониони, чем обычно, зато как-то слишком много Бергмана.

Бергман – второй гений, всегда упоминавшийся в паре с Антониони. Для него характерно медитативное созерцание иррациональности обыденного. Один из самых известных фильмов – "Земляничные поляны".

Бертолуччи - последователь Годара и Пазолини, режиссер одного из самых культовых фильмов всех времен – "Последнее танго в Париже", а так же весьма популярных картин "Ускользающая красота" и "Мечтатели".

Бертран Блие – знаменит прежде всего культовым фильмом "Вальсирующие", с которого начались блистательные карьеры Депардье и Миу-Миу. За Вальсирующими последовали еще два фильма, составляющие своеобразную трилогию: "Приготовьте ваши носовые платки" и "Вечернее платье".

Брать Коэн – иконы современного американского кино, по подчерку весьма близкие к Тарантино, но, во-первых, начавшие намного раньше, а во-вторых, снимающие гораздо разнообразнее. Один из моих самых любимых фильмов за всю историю кино – это "Подручный Хадсакера", шедший у нас под названием "Зиц-председатель". Фильм в прокате провалился, и совершенно напрасно – изумительная кафкианская кинокомедия с потрясающей Дженнифер Джейсон Ли в одной из ролей. Среди прочих шедевров – "Ледикиллерз (Игры джентелменов)" – экспрессивная комедия с Томом Хэнксом, "Старикам тут не место" и "О, брат, где ты". Самый знаменитый культовый фильм Коэнов "Большой Лебовски" мне понравился намного меньше – довольно невыразительная комедия – и что все в ней нашли?

Бюнюэль – великий сюрреалист, снявший с Сальвадором Дали эпохальные фильмы "Андалузский пес" и "Золотой век". Его последний фильм – "Этот смутный объект желания" – с моей точки зрения никак не меньше, чем шедевр: сюрреалистическая драма о природе женщины. Мы с женой только досмотрев до конца принялись спорить по поводу, который на свежую голову кажется совершенно очевидным: одна актриса играла главную роль или две?

Вуди Ален – общепризнанный автор интеллектуального и комедийного кино, один из самых влиятельных американских режиссеров и самый независимый из них. Из тех авторов, чью полную фильмографию стоит собрать хотя бы в чисто академических целях. Пожалуй, один из самых любимых фильмов Алена – "Сладкий и гадкий" – естественно, в прокате провалился, но я его пересмотрел уже раз пять и не собираюсь останавливаться. В последнее время Ален все чаще снимает в Европе, и все чаще снимает Скарлетт  Йоханссон – что определенно радует. Среди шедевров последних лет – "Матч-поинт", "Сенсация", "Мечта Касандры" и "Вики Кристина Барселона".

Гай Ричи – британский ответ всяким американским тарантинам. Сняв свой эпохальный "Карты, деньги, два ствола", Ричи смог позволить себе жениться на Мадонне – довольно странный, но показательный поступок, подкрепивший его и так уже очевидный культовый статус. Я пока успел посмотреть только первые два фильма, второй – "Большой куш".

Годар - одно из самых значительных имен в истории кино, зачинатель "французской новой волны", а значит, и всего интеллектуального кинематографа, на котором впоследствии выросли многие великие режиссеры, например, Коппола, Скорсезе и даже Тарантино. Годаровская фильмография огромна, но по меньшей мере три фильма нужно посмотреть обязательно: "На последнем дыхании" и "Безумный Пьеро" с Бельмондо, и "Презрение" с Бардо. Кроме того, классикой стал необычный для Годара фильм-антиутопия "Альфавиль" (пока еще не отсмотрен).

Гринуэй – один из символов элитарного кино, едва ли не самое значительное британское имя в истории кинематографа. Мое первое потрясение – "Дитя Маконы" – невероятно метафорическое произведение, поднимающее вопросы религии, текста, взаимопроникновения искусства и реальности и много чего еще. Впрочем, Гринуэю присущи концептуализм и натурализм, поэтому смотреть его много и часто почти невозможно.


Рецензии