Валерий и Раиса

               
               
Им все время было некогда. Ее ямочки на щеках и густые черные волосы он отметил сразу.
Но не пристало начальнику участка говорить нежности молодой сотруднице. Он снисходительно наблюдал за ее романами и проводил вечера, играя в шахматы с соседом по этажу.

«Мама, не волнуйся. Ни с кем я не гуляю, после работы, сразу домой. Что? Да, есть тут один.. Поглядывает. Но я о нем совсем не думаю.В шахматы играет. Образование? Высшее. Это ничего не значит! Я же говорю тебе, совсем не в моем вкусе», - Раиса не забывала о маме. Ежемесячно присылала ей часть своей зарплаты. Регулярно приезжала в отпуск, чтобы подремонтировать дом. И время от времени бегала на переговорный пункт, отчитывалась по телефону строгой маме о своем моральном облике. Денег было не густо, а характер требовал выглядеть лучше всех. Ночами, часто из-за стен ее комнатки доносился стук швейной машинки. Рая готовилась поразить сослуживиц новым нарядом. Юбка солнцеклеш. Все знали  - модно, а купить не по карману. Но юбки, какие  придумывала и шила Раиса, нельзя было купить нигде!
Ух, ты! – встретил коллектив с утра. Только Валерий хитро сощурился, отвернулся. Вышел на крыльцо, затянулся сигаретой, и, пуская струйку дыма, подумал: или прострочит меня своим характером, или я ее укрощу. Но ясно было, следующий клеш он не перенесет.
Все пронеслось вихрем. Регистрация, вечеринка, рождение детей, ссоры, взлет карьеры, второе дыхание страсти, командировка на несколько лет  за рубеж. Он уж и забыл, как хороша она в танце.. Черноглазая Майя, коллега и подчиненная все больше тревожила его сердце.


-Есть путевка. На море. Это тебе будет мой последний подарок. По случаю развода.

Следующие двадцать лет пронеслись, не оставив ни листика, ни камушка, ни строчки..
Они жили отдельно, но недалеко друг от друга. Он один, она не одна, но по сути ..
Валерий давно не выходил из дома. Последствия болезни преградили ему путь во внешний мир. Он все дни напролет курил и вспоминал.. Как прыгал от радости, когда рождались дети, поездки, друзей. Он любил повторять: «Мне никто не нужен», но не мог скрыть волнение, когда к нему заходила Рая и спрашивала: «Ну как ты тут?». Он хмурился и безразлично отвечал:  «Что-то вы, мадам, зачастили!» Она его стригла, вязала для него носки и пекла ему куличи на пасху. Все умели делать руки этой маленькой женщины. Но лучше всего ей удавалось держать удар.
«Ну хватит, стоны мы уже слышали, вставай!» - выкрикивала она, а сама хватала тряпку и мыла окна, пол. Жарила котлеты для Валерия.
И он вставал! И снова брал сигарету, курил. Щурился и чувствовал себя все тем же супругом, которому все удавалось. И дом построить, и детей поднять.

"Падает снег...ты не придешь сегодня вечером. Падает снег...мы не увидимся, я знаю.."


Рае сны снились редко. За день столько всего переделает, засыпала моментально, как ребенок, наигравшийся на детской площадке. Но однажды ей приснился сон. Хмуро, серо вокруг. Ни души. Слякоть, ветер свищет, дождь. Из бездны слышится возглас. Валерий звал ее, просил о помощи. Раиса ухватила его за руку и изо всех своих сил невысокой, хрупкой женщины пыталась вытащить.

- Ну, держись же! Давай! – кричала она. Мышцы напряглись, Рая поскользнулась, упала лицом в ворох пожухлых листьев, но продолжая удерживать грузное тело Валерия,кричала неистово, - давай, тянись, ты можешь!Ни черта! Я вытяну тебя!  Слезы текли по лицу, переигрывая дождь, но улыбка не сходила с ее лица. Ее ровные белые зубы как бы давали понять миру: мы выиграем! Я смогу. Я все смогу.

Последние несколько месяцев жизни Валерий провел у Раисы. Однажды, она просто вызвала такси и перевезла его к себе. По вечерам они играли в города, а утром Валерию приходилось делать зарядку.

-сколько ты еще будешь надо мной издеваться? – роптал, кряхтя Валерий, но все же подымал ноги в шерстяных носках по команде бывшей жены, пытаясь размять затекшие ноги.

В последние сутки он уже не мог говорить. Но ему удалось придержать руку Раисы, которая пробегала мимо,чтобы перевернуть пирожки на сковородке. Он со всей силы сжал ее руку и заплакал…


Рецензии