Без веры в себя и в кыргызчылык у нас нет будущего
Мы обратились к директору Фонда по развитию прав и бизнеса Алмазу Мусабаеву, чтобы узнать его точку зрения в отношении предстоящих выборов президента.
--Алмаз Шакирович, что для вас значат эти выборы и за кого вы бы проголосуете?
-- Я не буду называть имени конкретного кандидата, потому что до сир пор не определился с выбором. Скажу только, что очень надеюсь, что на этих выборах победит такой претендент, деятельность которого будет способствовать подъему национального самосознания наших граждан.
Я уже выступал в газете по поводу того, что наше общество нуждается в возрождении кыргызской национальной идеологии кыргызчылык. И хотя среди представленных кандидатов в президенты, на мой взгляд, нет ярко выраженной духовной личности, которая смогла бы стать объединительным символом нашего народа, каким был, скажем, Махатма Ганди для Индии в первой половине прошлого столетия или Авраам Линкольн для Америки времен гражданской войны, тем не менее, среди наших кандидатов есть более или менее ярко выраженные патриоты. Их приход к власти, несомненно, будет способствовать консолидации нашего общества и исцелению от болезни самоотрицания и национального нигилизма.
--Почему это так важно?
-- Дело в том, что если быть честными, то наше общество в нынешнем его состоянии поражено эпидемией безверия в свои собственные силы. Послушайте о чем говорят большинство наших политиков, депутатов и общественных деятелей, когда дело касается таких исключительно важных вещей как независимость, проблемы развития государственного языка, историографии, ориентиры внешней и внутренней политики Кыргызстана, вплоть до демаркации государственных границ страны?
Конечно, на первый взгляд, все выражают вполне позитивную озабоченность в отношении таких сложных проблем и вопросов, но как только дело доходит до конкретных шагов, выявляется наше подлое нигилистское нутро и отрицательное отношение к своему народу и истории. Все говорят в унисон, что надо развивать кыргызский язык, чтобы его государственный статус наполнился реальным содержанием, однако на деле все продолжают пользоваться официальным языком.
--Какова причина такого отношения?
--Очевидно, что это происходит от неверия в свой родной язык. Когда великие умы человечества нам говорят о том, что в воспитании детей самое главное это научить ребенка точному владению родным языком, чтобы он постиг нутром все ее богатство и совершенство и мог пользоваться им, мы не воспринимаем эти истины. Мы уверены в том, что кыргызскому языку можно обучать наших детей на кухне, походя, он сам как-нибудь обучится ему и что с малых лет важно, чтобы он получил глубокие знания русского или английского языка. Что только после этого из него получится настоящий гражданин и патриот своей родины.
--А разве это не так?
--Я хочу напомнить всем вам, что подобный взгляд на языковую проблему принадлежит уже прошлому столетию. В начале двадцать первого столетия всем стало очевидно, что подлинный подъем культуры, экономики начинается с души человека, с раскрытия богатейших пластов национальных истоков и менталитета. Говоря проще, чтобы добиться стабильности и процветания, каждый гражданин Кыргызстана должен раскрыть свой истинный потенциал. А этого можно добиться только через развитие родного языка, через возврат к культуре кыргызчылык.
Тот, кто говорит сегодня, что кыргызский язык и народ не сможет выжить без помощи других языков и народов, не просто лукавит, но и преследует свои глубинные цели по подавлению другой культуры. И хотя дружба и хорошие отношения с другими языками и народами чрезвычайно важны, каждый человек и этнос в первую очередь сам творец своей судьбы и независимости и процветания. Истина заключается в том, что никто не придет и не поможет нам построить счастливую жизнь, все это должны делать мы сами, брать всю полноту ответственности в свои руки.
--Из ваших слов можно сделать вывод, что кыргыз не зная свой родной язык в совершенстве, не может стать совершенным человеком?
--По другому и не может быть. Это также справедливо, как и утверждение, что без веры в себя самого, человек не может самореализоваться в полной мере.
Из комплекса неверия в себя происходят и другие наши проблемы, вредные привычки и стереотипы. Многие кыргызы искренне верят в то, что кыргызы не могут работать в одном коллективе, что без представителей других народов мы обречены на стагнацию. Отсюда же вытекает уже знакомый нам комплекс, что без русского или другого мирового языка наш язык обречен на вымирание. К этому же разряду вредных теорий относится и то, что наши граждане исторически предрасположены только для развития животноводства и занятия сельским хозяйством, что техника, науки и передовые технологии недоступны нам.
--А разве это не так?
--Я хочу напомнить, что по данным историков, именно на территории Кыргызстана и современного Алтая впервые нашими предками освоена технология выплавки металлов, что с древних времен за кыргызами закрепилось прозвище железных людей, тех, кто работает с железом.
Что касается проблемы выживания, то кыргызы как этнос существуют уже несколько тысяч лет, и хотя наши предки нередко враждовали между собой, тем не менее всегда отличались толерантностью и великодушием не только к представителям своего народа, но и по отношению к другим народам Просто для культуры кыргызчылык несвойственно проявление национального эгоизма, поэтому многим недоброжелателям начинает представляться, что кыргызы прекрасно ладят с другими нациями, но не могут ужиться между собой. Повторим еще раз: тот где делает такие выводы и заключения, отрицает само право нашего народа на существование и сам нуждается в помощи психологов.
К сожаленью, наша нынешняя политическая реальность такова, что многие кандидаты в президенты уже прожужжали все уши нам подобными очевидно вредными стереотипами и комплексами. Если послушать многих из них, то мы должны отказаться от своего языка и от своей независимости, войти в состав другого более сильного государства, отбросить политику многовекторности, ни в коем случае не отстаивать свои национальные интересы, не решать приграничные проблемы -- в общем, нам не остается ничего другого как забиться в угол и довольствоваться ролью прозябающего этноса и государства, которое даже третьеразрядной трудно назвать.
Очень надеюсь, что новый президент покончит с такими нашими комплексами и будет сам прежде всего человеком в чем-то подобным нашему великому предку Манасу, который знал в чем заключается главный секрет силы и величия кыргызского народа.
Беседовал Замир Осоров.
Свидетельство о публикации №211102800608