Без веры в себя и в кыргызчылык у нас нет будущего

         
 
Мы обратились к директору Фонда  по развитию прав и бизнеса Алмазу Мусабаеву, чтобы узнать его точку зрения в отношении предстоящих выборов президента.   

--Алмаз Шакирович, что для вас значат эти выборы и за кого вы бы проголосуете?
 
-- Я не буду  называть  имени  конкретного кандидата, потому что до сир пор не определился с выбором. Скажу только, что очень надеюсь, что на этих выборах  победит такой претендент,  деятельность которого будет способствовать подъему национального самосознания наших граждан.
Я уже выступал в газете по поводу того, что  наше общество нуждается  в возрождении кыргызской национальной идеологии кыргызчылык. И хотя среди представленных кандидатов в президенты,  на мой взгляд, нет ярко выраженной духовной личности, которая смогла бы стать объединительным символом нашего народа, каким  был, скажем, Махатма Ганди для Индии в первой половине прошлого столетия или Авраам Линкольн для Америки времен гражданской войны, тем не менее, среди наших кандидатов есть более или менее ярко выраженные патриоты.  Их приход к власти, несомненно, будет способствовать консолидации нашего общества  и исцелению от болезни  самоотрицания и национального нигилизма.
 
--Почему это так важно?
 
-- Дело в том, что если быть честными, то наше общество в нынешнем его состоянии  поражено  эпидемией  безверия в свои собственные силы. Послушайте о чем говорят большинство наших политиков, депутатов и общественных деятелей, когда дело касается таких  исключительно важных вещей как независимость, проблемы развития государственного языка, историографии, ориентиры внешней и внутренней политики  Кыргызстана, вплоть до демаркации государственных границ страны?
Конечно, на первый взгляд, все выражают вполне позитивную озабоченность в отношении таких сложных проблем и вопросов, но как только дело доходит до конкретных шагов, выявляется наше подлое  нигилистское нутро и отрицательное отношение  к своему народу и истории. Все говорят в унисон, что надо развивать кыргызский язык, чтобы его государственный статус наполнился реальным содержанием, однако на деле все продолжают пользоваться официальным языком.

--Какова причина такого отношения?

--Очевидно, что это происходит от неверия в свой родной язык. Когда великие умы человечества нам говорят о том, что  в воспитании детей самое главное это  научить ребенка  точному владению родным языком, чтобы он постиг нутром все ее богатство и совершенство и мог пользоваться им,  мы не воспринимаем эти истины. Мы уверены в том, что кыргызскому языку  можно обучать наших детей на кухне, походя, он сам как-нибудь обучится ему и что с малых лет важно, чтобы он получил глубокие знания русского  или английского языка. Что только после этого из него получится  настоящий гражданин и патриот своей родины.

--А разве это не так?

 --Я хочу напомнить всем вам, что подобный взгляд на языковую проблему  принадлежит уже прошлому столетию. В начале двадцать первого столетия  всем стало очевидно, что подлинный подъем культуры, экономики начинается с души человека, с  раскрытия  богатейших пластов национальных истоков и менталитета. Говоря проще, чтобы добиться стабильности и процветания, каждый гражданин Кыргызстана должен раскрыть свой истинный потенциал. А этого можно добиться только через развитие родного языка, через возврат к культуре кыргызчылык.
Тот, кто говорит сегодня, что кыргызский язык и народ не сможет выжить без помощи других языков и народов, не просто лукавит, но и преследует свои глубинные цели по подавлению другой культуры. И хотя дружба и хорошие отношения с другими языками и народами чрезвычайно важны, каждый человек и этнос в первую очередь сам творец своей  судьбы и независимости и процветания.  Истина заключается в том, что никто не придет и не поможет нам построить счастливую жизнь, все это должны делать мы сами, брать всю полноту ответственности в свои руки.
--Из ваших слов можно сделать вывод, что кыргыз не зная свой родной язык в совершенстве, не может стать совершенным человеком?
--По другому и не может быть. Это также справедливо, как и утверждение, что  без веры в себя самого, человек не может самореализоваться в полной мере.   
Из комплекса неверия в себя происходят и другие наши проблемы, вредные привычки и стереотипы. Многие кыргызы искренне верят в то, что кыргызы не могут работать в одном коллективе, что без представителей других народов мы обречены на стагнацию. Отсюда же вытекает уже знакомый нам комплекс, что без русского или другого мирового языка  наш язык обречен  на вымирание. К этому же разряду вредных теорий  относится и то, что наши граждане исторически предрасположены только для развития животноводства и занятия сельским хозяйством, что техника, науки и передовые технологии недоступны нам.
--А разве это не так?
--Я хочу  напомнить, что по данным историков, именно на территории Кыргызстана  и современного Алтая впервые нашими предками освоена технология  выплавки металлов, что с древних времен за кыргызами закрепилось прозвище  железных людей, тех, кто  работает с железом.
Что касается проблемы выживания,  то кыргызы как этнос существуют уже несколько тысяч лет, и хотя наши предки нередко враждовали между собой, тем не менее всегда отличались толерантностью и великодушием не только к представителям своего народа, но и по отношению к другим народам  Просто для культуры кыргызчылык несвойственно проявление национального эгоизма, поэтому многим  недоброжелателям начинает  представляться, что кыргызы прекрасно ладят с другими нациями, но не могут ужиться между собой. Повторим еще раз: тот где делает такие выводы и заключения, отрицает само право нашего народа на существование и сам нуждается в помощи  психологов.
К сожаленью, наша нынешняя политическая реальность такова, что многие  кандидаты в президенты уже прожужжали  все уши нам подобными очевидно вредными стереотипами и комплексами. Если послушать многих из них, то мы должны отказаться от своего языка и от своей независимости, войти в состав  другого более сильного государства, отбросить политику многовекторности, ни в коем случае не отстаивать свои национальные интересы, не решать приграничные проблемы  -- в общем, нам  не остается ничего другого  как забиться в угол  и довольствоваться ролью прозябающего этноса и государства, которое даже третьеразрядной трудно назвать.
Очень надеюсь, что новый президент покончит с такими нашими комплексами и будет сам прежде всего человеком в чем-то подобным нашему великому предку Манасу, который знал  в чем  заключается главный секрет силы и величия кыргызского народа.   
Беседовал Замир Осоров.               
   


Рецензии