Любовь, скреплённая веками

У русского человека к земле отношение совершенно особенное. Достаточно только вспомнить, как к ней обращались герои известных былин — Земля-матушка, Земля-кормилица. Уезжая на чужбину, многие наши соотечественники увозили с собой в потаённых узелках горсть родной земли. Таким образом, они и за тысячи километров от родного дома ощущали тепло Родины, силу и поддержку родной земли.
Из далёкого детства на память приходит одно почти совсем забытое воспоминание. Весна. Яркое солнышко щедро поливало землю теплом. Всё вокруг уже успело одеться плотным изумрудным покрывалом. Возле соседского огорода собрались люди. Дядя Вася запрягал в соху каурую лошадку. Стройная красавица покорно подставляла голову под хомут, а её огромные влажные с поволокой глаза косились в строну не покрытой травой межы. На фоне окружающей зелени огород выделялся строгим угольным квадратом. Гремели вёдра, слышался смех, детский визг — соседи собирались сажать картошку.
— Маня, возле! Но, пошла! — Дядя Вася навалился на соху и подбадривая громким голосом свою четвероногую помощницу пропахал первую борозду. Жирный чернозём аккуратно разваливался на два грива, скрывая за собой следы широких лошадиных копыт. В это время к огороду подошёл дедушка. Родственники почтительно расступились, уступая ему дорогу. Дед неторопливо снял картуз, разгладил белые волосы и снова надел его, спрятав глаза от слепящего солнца под плотным козырьком. Потом он наклонился и поддел широкой ладонью с квадратными ногтями горсть распаханной земли. Он долго мял её в ладонях. Бесцветные губы старика при этом беззвучно шевелились. Казалось, он что-то говорил или спрашивал. Молодые люди тихонько посмеивались над чудаковатым стариком. Взрослые несердито грозили в их строну пальцами. А дед, не обращая ни на кого внимания, вёл одному ему понятный разговор. Он бережно смёл неуклюжими пальцами землю с ладоней и, потрепав по холке лошадь произнёс:
— Хороша.
Ровные клубни картофелин с набухшими ростками дружно полетели в неглубокую грядку. Одна за другой грядки словно по линейке размечали огород. Четвероногая труженица тяжело дышала, поднимая вспотевшие бока. А дед всё стоял и, опираясь на деревянную палку, наблюдал за работой. Наверное он вспоминал времена, когда его несгорбленные прожитыми годами плечи сгибались под тяжестью мешков с картошкой. Когда он вместе с братьями пахал землю и мечтал о том, что когда-то рядом с ним на пашню встанут сыновья
Мечты простого труженика сбылись. Правда, прежде ему пришлось полить землю собственной кровью, защищая её от фашистов. Возвращаясь в родное село в сорок седьмом году, он шёл домой через колхозное поле. И не было для него ничего роднее и милее его крестьянскому сердцу вида вспаханной земли.
Много лет прошло с тех пор. В большой и дружной семье участника Великой Отечественной войны выросли три сына. Все они продолжили дело отца, став земледельцами. Они переняли от главы семейства любовь и почтение к земле-кормилице и детей своих научили тому же.
Нет давно уже на свете старика-ветерана. Но живо в памяти его потомков почтительное отношение к родной земле.
Для многих из нас земля не просто определённый участок пространства. Это прежде всего место где мы все родились и выросли, где прошли годы нашего становления и самосознания. Это место, которое хранит самые наши сокровенные воспоминания. Это место, в котором покоится прах наших родных людей. И вид, и воздух — всё здесь особенное. Одно слово — Родная Земля!


Рецензии
Сердце Беспокойное!
Все так, все так: Матушка-Земля. И в ладанках возили заветную горсточку из родного края. И на смерть шли, землю родную защищая.
Что происходит теперь?
Груды мусора в полях, в лесах, в реках. Нет того почтения и трепета к кормилице. Люди дичают? Что происходит?

Вера Редькина   31.10.2012 23:23     Заявить о нарушении
Правда дичают люди и страшно жить...Но должно быть что-то такое в самых потаенных уголках души, что вернет их кпочитанию и уважению...Иначе род человеческий обречён.

Сердце Беспокойное   31.10.2012 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.