Царские хроники. фрагмент

                ПРИЕЗД  В ЛИВАДИЮ.

   Ялтинская набережная вся утопала в зелени и была украшена гирляндами цветов.
Так Ялта торжественно встречала своего Императора с семьей, которые прибыли на яхте «Штандарт» 20 сентября 1911года на освящение нового Ливадийского дворца и празднования в нем новоселья. Стояла прекрасная, солнечная погода, что подчеркивало всю значимость этого знаменательного события.
Толпы народа восторженно приветствовали появление Царского кортежа, направляющегося в Ливадию. Коляски с открытым верхом были запряжены парами породистых коней, что шли медленным шагом, так что каждый, кто встречал Императора, мог близко видеть и приветствовать Их Величеств.
Вот кортеж въехал в Ливадийское имение.
Прямо перед дворцом  Его  Императорское Величество встречал почетный караул от 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка при знамени, оркестре и хоре.
Императорская чета направилась ко дворцу.
Белое здание из инкерманского камня предстало пред взором Императорской четы, парадно блистая на южном солнце, встречая торжественно своих хозяев.
Николай Александрович почел своим долгом обойти строй почетного караула. В то время как Александра Федоровна радостно приветствовала всех, подходя к В.С. Кочубею, В.Н. Качалову, Н.П. Янову и Н.П. Краснову, строительным подрядчикам и служащим.
 Качалов Владимир Николаевич, управляющий имением, поднес хозяевам хлеб-соль на фарфоровом блюде, произнося:

«Ваше Императорское Величество! Верные слуги Вашего Величества, служащие и рабочие имения «Ливадия» встречают Вас, всемилостивейший Государь, нашего державного хозяина с благоговейной радостью и усердно просят Ваше Императорское Величество при вступлении в новый Ливадийский дворец принять от нас, по исконно русскому обычаю хлеб-соль.»

Императрице и великим княгиням были поднесены букеты цветов.
Отведав хлеб-соль Августейшее семейство последовало на молебен в Крестовоздвиженскую церковь, которая примыкала ко дворцу.

-Наша старая церквушка!, - воскликнул Император жене, - она стала еще краше и еще лучше и больше!

 Когда служба была закончена, все дружно направились осматривать новый дворец.
Император с Императрицей были в полном восторге, то, что они увидели, превзошли всякое их ожидание. Все было продумано до мелочей, мебель, цвет и расположение, все было сделано по вкусу Их Императорских Величеств.
Всю свою радость, восторг и восхищение не скрывал никто из приезжающих.
После осмотра дома каждый подходил к архитектору Краснову и выражал свои самые яркие впечатления, в том числе и сам Император с Императрицей не переставали благодарить Николая Петровича.
 Так же свою личную благодарность Николай Второй выразил и архитектору Глебу Петровичу Гущину, когда осматривал служебные постройки в имении:

- Мне все говорят, что у меня в Ливадии – гараж лучший в Европе. Мне это лестно слышать и приятно сознавать. Осмотрев отличную конюшню, красивую электростанцию, милый театр и превосходный гараж, считаю нужным выразить Вам за них свою благодарность. Благодарю Вас за труды, положенные за последние годы в моем имении, - и Император преподнес ценный памятный подарок – золотой подсигар, украшенный бриллиантами и сапфирами.

В тот день каждый человек, каждая фирма, участвовавшая в строительной компании 1910-11гг. были представлены к награждению орденами, медалями, ценными подарками, золотыми и серебряными памятными жетонами, все кто проходил по составленному списку управляющим имением Качаловым и главным строителем Красновым, все были награждены.
Всем рабочим был устроен праздничный обед, выделены подарки и большие денежные премии.
Вечером, сидя в кабинете, Николай Второй напишет в письме матери о своих впечатлениях:

« Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как хотели. Архитектор Краснов удивительный молодец – подумай, в 16 месяцев он построил дворец, большой Свитский дом и новую кухню.
Кроме того, он прелестно устроил и украсил сад со всех сторон новых построек вместе с нашим отличным садовником (Э. Ренгер), так что эта часть Ливадии очень выиграла. Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море. В помещениях столько света, а ты помнишь, как было темно в старом доме…
Что редко бывает – Краснов сумел угодить всем: дамы, свита и даже горничные и люди довольны своими помещениями.
Все приезжающие, после осмотра дома, в один голос хвалят то, что видели, и конечно, самого виновника – архитектора.»

В дневнике Императора появится запись « Я в восторге от своего кабинета!..»
Здание дворца имело три этажа, 116 отдельных помещений их них 5 парадных залов и один большой внутренний двор, и три малых световых двора.
Комнаты для гостей, а так же личные покои царской семьи были исскустно украшены и обставлены мебелью в стиле «модерн», со свойственным ему изысканным подбором материалов и обивочных тканей.
Все было сделано мастерски и со вкусом.

.


Рецензии