156. Эдип, дибук, беременный японец и др

Аксиома журналистики: если собака покусала человека – это ещё не повод для сенсации. Повод – когда человек покусал собаку. Впрочем, так считалось в респектабельном ХХ веке  В ХХI-м даже нападению пограничника Карацупы на его верного пса Ингуса вряд ли бы кто изумился. Сказки во множестве становятся былью, и древний, почти цветаевский вопль рожениц всех времён: «Хоть бы один мужчина родил наконец-то!» – реализовался  в блестяще написанном рассказе иерусалимской писательницы Анны Соловей «Ребёнок профессора» Однако  профессорского диплома беременного папы для должного впечатления на читателя автору оказалось не довольно.. Чтоб люди оценили, «как бабы трудаются» (И. Бабель), понадобилось оплодотворить не просто мужика, а – японца-культуролога, тонкого специалиста по эстетике, знатока танку, Басё и, должно быть, икэбану…

«Соловей, Соловей, не тревожьте солдат!»  Проза номера началась с не менее впечатляющего отрывка из  батального бестселлера  ивритского писателя Рона Лешема «Бофор» в русском  переводе Ольги и Зеэва Бен-Арье, и впечатление такое, что в  мясорубке  ливанских войн нашей военщине спать вовсе не приходилось (ну его, такое впечатление, к Лешему… Рону!)

Правда, трудно не согласиться и с замечанием переводчика: «А жизнь наша – не военщина?» Лишь четыре года назад по нескольку раз в день выскакивали мы с женой в самое надёжное место нашего афульского дома: на лестничную клетку, чтоб там услышать недальний разрыв хизбалючьей ракеты…

Где имение – а где наводнение? То есть вы хотите  сказать: где  те ливанские минные поля – и где тот древний еврейский миф о дибуке – душе мертвеца, вселившейся в тело живого человека… «Где-где»?  – всё  это  слилось в пьесе Нины Воронель «Прости меня, Ханаан  (дибук наших дней)»…Ей в журнале предшествует и авторская предыстория создания пьесы, и художественный обзор интерпретаций темы дибука в еврейской и мировой драматургии (см. эссе театроведа Златы Зарецкой «Феникс»).
 
Литературно-художественный раздел номера включает  лирическую прозу Павла Лукаша «О девчонках» и   циклы   стихотворений поэтов Анатолия Добровича («Из итальянского блокнота») и Леонида Колганова («Душа в земле»). Но и этим «изящное искусство и словесность» в номере не исчерпываются: им отдаётся дань в  весьма серьёзных заметках известного юмориста, создателя популярнейшей «тёти Сони» (да и её ли одной?!) Марьяна Беленького – об особенностях современного разговорного жанра «stand-ap comedy»; в рецензии Михаила Юдсона  на стихи Виктора Голкова; в  статье  арт-критика Галины Подольской о творчестве художника Евгения Мухорляна…

Как всегда, запускает читателю, по французской пословице, «ежа под череп» физик и публицист Эдуард Бормашенко, в статье «Эдип и Адам»,  – заставляя  усомниться в адекватности толкования гениальным Зигмундом Фрейдом смысла древнегреческого мифа об Эдипе. По автору «22», ссылающемуся на мнение известнейшего русского культуролога С. Аверинцева, древние греки видели в «Эдиповом грехе» инцеста с матерью не пресловутый «Эдипов комплекс», но овладение сокровенным знанием, ведушее к смерти, что сближает греческого героя с еврейским Адамом!

«Во многом знании – много печали!» Тем не менее, именно эвристическая деятельность неизбежно побуждает человека к «улучшению», переделке  мира. Под рубрикой «Люди, замахнувшиеся на мир» - три биографических наброска: профессора психологии Александра Кунина – «Робеспьер», главного редактора «22» Александра Воронеля (впрочем, его статья – это одноименная рецензия на книгу проф. Иосифа Недава «Вечный комиссар» - о Льве Троцком) и (также рецензия) Микки Вульфа  на книгу  Савелия Дудакова «Ленинъ как мессия» (Иерусалим, 2008), помещённая под смешным заголовком «Тутанхамона видел я в гробу». По трагическим судьбам  «замахнувшихся»  (да и последствиям их «замахновений») можно судить о том, каким неблагодарным делом они занялись…   В тот же ряд легко поставить и симпатичного автора книги «Исповедь бунтаря» Бориса Немцова, отрецензированную российским писателем  Александром Меликовым.

В наш обзор  («на закуску»!) ещё уместятся  названия cтатей двух математиков: американского – Леонида  Штильмана (США, Бостон): «Мир как он есть, или Статистическая реальность в 2010 году»  и израильского – Олега Савельзона (Иерусалим): «Проект противодействия глупости в Израиле». Если первая (что подчёркивает и автор) не устремлена ни в прошлое, ни в будущее, а есть, так сказать, сиюминутная «фотография» действительности, то  вторая (с точки зрения «замашек на мир» - см. выше) заставляет насторожиться… Да и преодолима ли, честно говоря, отмеченная субстанция (Глупость) на одном, отдельно взятом, клаптике Земли?! Эразм Роттердамский сказал бы: «Сомневаюсь!»                .   

                ------------------


Рецензии