Красное солнышко

                КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
                (Немного о Ю. Гагарине)
            Январь 1996 года. Я в Кисловодском санатории. Согласовав с лечащим врачом все вопросы лечения и отдыха, я вечером зашел в вестибюль клуба санатория и увидел афишу «Сегодня танцы». Подумал, а почему бы не принять участие, вдохновение, получаемое от прекрасного пола, наиболее эффективное и стойкое. Купив билет и войдя в зал, я безотлагательно для разминки приступил к «делу»  с целью быть готовым к моменту, когда привалит основная публика. Закончив разминку, я присел в темном углу зала и стал наблюдать за потоком  прибывающих. Все шло  ординарно и  вдруг зал затих.
По парадной лестнице, ведущей в зал,  величаво  подымалась пара отдыхающих: он и она. Не говоря о покачивающемся кавалере, дама была одета в костюм аквалангиста из черного шелка с крупными красными цветами, подчеркивающий безупречную красоту ее фигуры. Ноги дамы уходили в стильные белые ботинки на среднем каблуке с затейливыми застежками. Круглое смуглое лицо греческой формы украшалось черной по форме головы прической, увенчанной белой чалмой, горящей светом множества драгоценных камней. На плечи дамы была наброшена накидка из бежевого атласа с завязкой на шее по образцу фронтовой накидки по фильму «Два бойца». На полях накидки сзади располагались две красных полосы шириной в два пальца, размещенные ортогонально и асимметрично. Белые перчатки по локоть завершали убранство дамы, подчеркивая изящность ее рук, плеч и гармонию в целом. Все мужчины, включая местную диаспору, были ослеплены увиденным. Не отрывая глаза от прелестной дамы, все мужчины и я в их числе  нехотя соглашались в белом танце на приглашение дам. Сопроводив после белого танца даму к исходному месту и искренне поблагодарив ее  за представленное удовольствие, я удалился в свой затемненный угол, вспоминая слова из текста танцевального хита   в исполнении  Серова или  Киркорова:
- Ах! Какая женщина! Какая женщина! Мне б такую…
Сидя в затемненном углу зала и размышляя о рабочих делах совсем недавнего прошлого, я еще раз убеждал себя в правильности сделанных мною выводов, составляющих фундамент  для принятия решений, основанных на нормальном и экспоненциальном законах  распределения исследуемых параметров,  я вдруг почувствовал, что кто-то постукивает по моему плечу. Подняв глаза, я увидел  перед собой  Красное Солнышко, Царицу Небесную  -  ту прелестную даму с очаровательной улыбкой, поразившей воображение всех мужчин танцевального зала, подымаясь по парадной лестнице. Вскочив с места , я почувствовал непроизвольное смещение рук ко швам и услышал мягкий обворожительный женский голос, спрашивающий мое имя и мое желание быть ее партнером на этом танцевальном вечере. Назвав себя и ответив согласием, я робко выразил мысль о том, что могу за Вами не управиться в танце. На что последовало веселое успокоительное:
- Вам  будет предоставляться моя помощь всегда, мы же партнеры.
Вдохновленный таким началом, я, переспросив ее имя, сказал:
- Леночка, Вы пришли на вечер  с мужем, я так понимаю, и этикет меня обязывает спросить у него разрешения быть вашим партнером на вечере. Согласившись со мной, мы, идя рядом, пересекли зал по центру в антракте, направляясь к сидевшему напротив супругу. Отдыхающая публика по периметру зала сопровождала нас зорким  взглядом, в исходящем от нее шепоте я различал слова, полные восторга от Солнышка до Царицы.   Представляя меня супругу, Леночка сказала:
- Игорь, вот Петра Ивановича я выбрала себе партнером, прошу твоего согласия, он работает в моем стиле, понимаешь?
- Да, дорогая, я полностью доверяю тебя Петру  Ивановичу и никому другому, - пожимая мне руку произнес во всеуслышание супруг.
 В рядах местной мужской диаспоры раздались не одобрительные возгласы с требованием отмены «эмбарго», как действа, ущемляющего ее достоинства и свободы. Глава диаспоры направился к хозяину за разъяснениями.  Тут грянул очередной  Рок – н – Рол и мы оказались в объятиях,  уносящего нас в бесконечную даль, танцевального ветра. Исполнив  несколько тактов, Леночка остановилась  и сказала:
-  Нужно снять накидку и головной убор, мешают.
Приняв из ее рук вещи и положив их на стул, мы продолжили танец. Леночка осталась в одном черном с большими красными цветами костюме аквалангиста и белых  красивых ботинках, я пребывал в черном костюме с застегнутым пиджаком и в белой рубашке с галстуком бабочка. Наш не ординарный (если не потрясающий в целом за счет партнерши) внешний вид и техника танца дали о себе знать. Число танцующих пар вокруг нас начало сокращаться и вот на кругу мы остались одни. Зал молча наблюдал наше исполнение Рок- н-Рола и когда мы остановились вместе с мелодией, раздались громкие продолжительные аплодисменты.
       Величавая, гордая осанка не покидала Леночку  при исполнении  всех танцевальных мелодий. Движения ее были безукоризненно легкими, изящными, без признаков усталости. Исполняемые ею перуэты, как правило , были двойными с реверсом и в такт музыке, что приводило окружающих в кипящий  восторг. Пробежки и выступы  исполнялись  с изящной по  красоте  и совершенству техникой. От ее образа в танце исходил обвораживающий аромат сладостного обжигающего чувства, сопоставимого с чувством высшей радости человеческого начала. Понимая свою роль всего лишь как аккомпаниатора, я испытывал большое  волнение от боязни где – то не успеть, сделать  ни так как надо. Экзамен во сне стал экзаменом наяву, выдержанный мною, несомненно, благодаря высочайшему мастерству партнерши. После первого танца мы подошли к  супругу, я произнес слова  восхищения мастерством Леночки и благодарил ее за преподнесенный мне ликбез в танцевальных ритмах нашего времени.
         После окончании танцевального вечера по моему приглашению мы зашли ко мне в номер. По пути в номер Леночка рассказала о том, что путевка в Кисловодск является ее выигранным призом за лучшую леди на танцевальных вечерах на теплоходе, совершавшим круиз по Средиземному морю.
         За импровизированным праздничным столом, убранным шампанским, конфетами и букетом цветов,  у нас с Игорем состоялся философский диспут на тему о праве вещей называться «Красным Солнышком». Выделив две конкурирующие гипотезы   «Географию и «Антропологию», мы пришли к единому мнению. Поскольку «Антропология» является высшей субстанцией «Географии», правом называться  «Красным Солнышком» принадлежит всецело женщине, за редким исключением. А потому нашей Леночке , нашему Красному Солнышку, наше троекратное с обожанием и любовью УРА!, УРА!, УРА-А!   
        Завершив импровизированное застолье, проводив уважаемых гостей и приняв от них приглашение посетить их номер в соседнем санатории, я принял теплый душ и лег в постель. Находясь под впечатлением общения с очаровательной женщиной, я долго не мог уснуть. Последующие дни моего пребывания в Кисловодском санатории были связаны в значительной мере с этой замечательной супружеской парой. Мы подымались по канатной дороге
на Малое седло, спускались от туда пешим ходом до Красного Солнышка, измеряли артериальное давление, шли по тропе вниз, кормя белочек, и к обеду возвращались в свои санатории. Вечера проводили в танцевальных залах. Леночка блистала всегда чем – то новым, ее партнерами были мы с Игорем. Подошло время моего ответного визита к ним по приглашению. Захватив с собой бутылку шампанского, коробку конфет и букет цветов, я зашел к ним в номер. Вручив букет хозяйке и положив на стол остальное, я взглянул на их люкс, превосходивший по классу мой на порядок. Леночка начала накрывать стол. Мы с Игорем обменивались последними спортивными новостями, соглашаясь, что футбольные команды  Киевское и Московское «Динамо» примерно равные по умению забивать голы. Я со своей стороны выразил мнение о том, что перспектива успехов Киевского «Динамо» выше, так как ею руководит тренер с мировым именем – Лобановский!
Уважаемые мужчины! Стол накрыт! – раздался звонкий голос Леночки.
Подняв бокалы с шампанским, я сказал:
- Глубоко уважаемые Леночка и Игорь! У вас всю хорошо, я рад за Вас,
желаю Вам счастья и успехов во всем добром, оно от Вас исходит, Вы несете людям Радость, Вы востребованы жизнью.
Игорь, поставив не допитый   бокал вина на стол, взволновано ответил:
- Петр Иванович! Мы впервые слышим такое о себе, но если оно так, то это здорово, мы будем его продолжать и передавать по наследству, мы благодарны Вам  с Леной за столь высокую оценку, она мобилизует нас к жизни и цементирует наши чувства.
- Петр Иванович! , - поддержала дальше разговор Леночка.
- Когда я Вас увидела, Вы танцевали с дамой, то поняла, что именно Вы должны быть моим партнером, я приметила где Вы присели. Потом я обратила внимание на то, что Вы похожи на Гагарина.
  - Вот по поводу похожести, - продолжил я   
- Этот комплимент мне сделали раньше в одном из КБ г. Саратова. У меня был интересный (точнее забавный) случай в г. Бресте – ворота в ГДР через Польшу. Подходит ко мне не знакомый лейтенант ( я тоже лейтенант) и говорит:
- Почему не отвечаешь на письма, ну хватит оправдываться, некогда, мне нужны срочно деньги, мне не хватает на билет до Кунашира, вышлю по адресу незамедлительно, говори адрес и давай деньги.
Я исполнил его требования. Дав деньги и адрес матери, я посмотрел ему в след. Проходит время , я получаю письмо от матери, она меня спрашивает:
- Сынок! Какой – то неизвестный прислал мне приличные деньги, что с ними делать?
Я ответил матери:
- Мама! Все правильно, деньги расходуй по своему разумению.
Вот это настоящие парни! Вот пример доверия и взаимовыручки! Я рада, что один из них вот он с нами, - посмотрев на меня,  восторженно выразила свои мысли по поводу моего  рассказа Леночка. Подняв бокалы за настоящих парней, Леночка спросила меня:
- Петр Иванович! Расскажите, что вы знаете о Гагарине, коль скоро Вы похожи на него? По настоящее время нет официальных сообщений о причине его гибели.
- Вы задали мне интересующий  многих вопрос, - ответил я.
Моя жизнь сложилась так, что я  был в определенной мере близок к Гагарину, так как в одно время служили в ВВС: он летчиком – космонавтом, а я  - авиационным инженером в одном из Центров ВВС. Будучи техником, я исполнял должность техника самолета УТИ Миг – 15 бис, на котором потерпели катастрофу Гагарин с Серегиным. Самолет по моему опыту был высоконадежным изделием.   Я  находился  рядом со специалистами, которые исследовали собранные разрушенные части и детали самолета. Специалисты не нашли признаков отказа двигателя и планера в полете Все разрушения произошли от удара самолета о земля. Самолет в полете был исправным. Эта информация была обнародована через СМИ. Следовательно, искать причину катастрофы нужно в ошибках летной службы. У меня есть моя личная гражданская версия о причины катастрофы. Суть ее состоит в том, что летчик -  инструктор ослабил контроль  за действиями летчика по пилотированию и навигации после или в процессе выполнения программы полета. Инструктор мог разрешить Гагарину самостоятельно выполнять задание и (или) возвращаться на аэродром. В условиях облачности, выполняя маневры по ее облету или пилотируя в условиях ее вынужденного «прошивания», летчик не справился с управлением, потерял  скорость  или допустил выход на за критический угол атаки крыла и самолет перешел  в неуправляемый полет к земле, называемый штопором. Известно, что когда летчик теряет  представление о месте полета, он менее качественно пилотирует самолет. Его отвлекают от качественного  пилотирования мысли о своем не известном местонахождении. Известно и то, что «прошивание» облачности в определенной мере  опасно из-за турбулентности атмосферы в ней, усложняющей технику ручного пилотирования и возможности потери пространственной  ориентировки.  Самолет с существенно повышенными  скоростными и маневренными характеристиками все время «висит на ручке» , что требует от пилота максимума концентрации внимания к технике управления летательным аппаратом. Самолеты Миг-15(17), таким образом, были трудными в управлении. Шаг вперед, совместно с увеличением скоростных и маневренных характеристик, по оснащению их системами автоматического управления не был сделан. Работал, видимо. принцип  плановости и жестких сроков.
 Потерять в дополнение к   пространственной еще и навигационную ориентировку становится крайне опасным. Известно и то, что  шанс парирования потери навигационной ориентировки у них был, завершив полет  в режиме «Полет на привод».  Это ставит на первый план рассмотрение версии, связанной с потерей пространственной ориентировки.
        Гагарин и Серегин  могли влететь в облачность случайно  (некуда деваться) и, потеряв пространственную ориентировку, приняв небо за землю, а землю за небо, осуществлять обратное управление, загоняя самолет в горизонтальную плоскость в перевернутом положении (шасси вверху). Обратное управление самолетом несомненно могло привести  к его сваливанию в штопор из-за выхода на за  критический  угол атаки крыла или потери индикаторной скорости, когда крыло не создает подъемную силу.
         То же самое могло произойти и при облете облачности. Не желание «прошивать» облачность  на самолете с ручным управлением с предельной устойчивостью (самолет – истребитель  легко управляется)  летательный аппарат  возможно был вынужденно, выжимая все из летных характеристик,   выведен на за критический угол атаки крыла или на режим снижения скорости  за счет уменьшения  тяги силовой установки с теми же последствиями.
         На современных самолетах «прошивание»  облачности производиться только на автоматическом режиме пилотирования автономно или под наблюдением радаров. 
        Чтобы вывести самолет из штопора его нужно  разогнать за счет потери высоты и прибавления тяги. Для разгона самолета до состояния управляемости от ручки высоты оказалось не достаточно     и самолет столкнулся с землей.  Сваливание в штопор на малой высоте чрезвычайно опасно. Полет самолета, свалившегося в штопор, подобен полету подстреленной  птицы.
         На этом можно было бы  закончить мой рассказ о причине  катастрофы самолета УТИ Миг-15бис, пилотируемого Гагариным и Серегиным. Но я остаюсь под впечатлением  и по сей  день от одной интересной версии, которую поведал мне мой коллега по службе в Центре Н.П. Потюков.  Он был ответственным исполнителем по исследованию разрушенного от удара пилотажно – навигационного оборудования самолета, потерпевшего катастрофу.
          Леночка и Игорь, потерпите еще чуть-чуть, я редко кому об этом рассказываю, попросил я, глядя на их уставшие лица. Приняв их молчание за согласие, я продолжил свой рассказ.
            На всех самолетах и вертолетах есть прибор жизни летчика, который называется авиагоризонтом. Авиагоризонт   напрямую воспроизводит относительно горизонтальной плоскости для текущего места полета самолета два пространственных угла: крен и тангаж.  Эти углы определяют пространственное  положение самолета в полете. Знание пространственного положения самолета в полете для летчика является обязательным из условия обеспечения правильного пилотирования и безопасности полета в целом 
(потому и называют прибором жизни).
          Посмотрев на Леночку и Игоря, я осторожно спросил:
Если разрешите, я несколько подробней расскажу о принципе его работы и устройства?  Временем располагаем, до ужина еще далеко.
Не услышав от них возражения, я продолжил рассказ дальше.
       Угол крена образуется вращением самолета относительно его продольной оси, а угол тангажа – относительно поперечной. Главная ось гироузла  авиагоризонта всегда направлена к центру земли (центру земного тяготения). Эту постоянную коррекцию направления главной оси гироузла к центру земли осуществляет жидкостной маятниковый  переключатель. Тут в мой  рассказ, вмешался Игорь, предчувствуя, видимо. его не скорый  конец.
-Петр Иванович! Вы вот только что говорили о переключателе, не пора бы и нам переключиться на что-либо земное понятное и доступное?
Кашлянув в кулак, я сказал Игорю:
      - Игорь! Но кто вам еще об этом расскажет? Мое желание вас просветить во мне не иссякло, в рассказе я еще не подошел к главному, а с «земным понятным и доступным» мы непременно управимся. Посмотрев на Леночку, я заметил ее одобрительную улыбку и услышал ее слова:
-Игорь! Ты, как всегда, торопишься. Знать основное о приборе жизни летчика интересно и необходимо потому, что это прибор и нашей жизни. Мы в самолете сидим за спиной летчика и хотим, чтобы у него все было для  безошибочного управления им. А потом, можно подумать, что ты много слышишь и видишь толкового и полезного в каждодневной суете?  Вникай глубже в смысл о чем рассказывает Петр Иванович.
        Воодушевленный поддержкой Леночки, я продолжил свой рассказ.
 Мы остановились на жидкостном маятниковым переключателе, чувствительном элементе коррекции положения рабочей оси гироузла  авигоризонта. Жидкость чувствует земное тяготение (грвитационную силу земли).  Сила веса жидкости направлена по  направлению силы  земного тяготения. Если  главная (рабочая) ось гироузла не направлена в центр земли, электропроводящая жидкость переключателя накрывает определенную пару контактов, восстанавливая электроцепь управляющей обмотки соответствующего коррекционного двигателя. Двигатель создает коррекционный момент на оси соответствующей ортогональной раме гироузла. Главная ось гироузла прецессирует в напрвлени к центру земли (вертикали места).
          Когда   главная ось гироузла скорректирована по направлению к центру земли, жидкость переключателя оголяет соответствующую пару контактов  (число пар контактов равно двум), разрывая электроцепь управляющей обмотки коррекционного двигателя. Коррекционный момент исчезает, процесс коррекции  главной оси гироузла считается завершенным.
           В положении, когда главная ось гироузла скорректирована по направлению силы земного тяготения к центру земли, контакты жидкостного маятникового переключателя все оголены. Плоскость  поверхности жидкости в маятниковом переключателе и есть горизонтальная плоскость места самолета, перенесенная  с поверхности земли на его борт. Перпендикуляр к плоскости   поверхности жидкости (плоскости контактов) маятникового переключателя есть вертикаль места самолета. Их перпендикулярность  обеспечивается конструктивно.
           Самолет в полете  меняет свое пространственное положение относительно гироузла, представляемого силуэтом – самолета (линия горизонта) со шкалой по крену на корпусе прибора и  по тангажу  - самим гироузлом, обрамленным сферической оцифрованной шкалой. Сферическая шкала разделена на два цвета: голубой  (небо) и коричневый (земля). Такая расцветка  шкалы тангажа отвечает здравому смыслу. При положительном угле тангажа самолет набирает высоту. летит вверх, пилот видит небо (голубую часть шкалы).  При отрицательном угле тангажа самолет летит вниз, теряет высоту, пилот видит землю (коричневую часть шкалы). Линия раздела цвета соответствует нулевому значению угла тангажа.
         Кратко  затрону вопрос о пользовании пилотом услугами авиагоризонта
в моем понимании  иженера  по эксплуатации  авиационного оборудования со специализацией по аварийным исследованиям.
           Если полет производится в ясную погоду, то летчик через фонарь видит землю (естественную текущую горизонтальную плоскость) и линию естественного  горизонта (стык неба и земли). В этих условиях полета он качественно или примерно количественно  может определять пространственное положение самолета по углам крена и тангажа. Часто этого хватает на производство и успешное завершения полета. Но вот метеоусловия  усложнились и горизонтальная текущая плоскость (земля) и линия горизонта  (стык земли и неба) исчезли из поля зрения пилота. В усложненных условиях полета пилот переходит на контроль пространственного положения  самолета с помощью авиагоризонта, воспроизводящего на борту искусственные текущую  горизонтальную плоскость (землю) и линию горизонта (стык земли и неба).
        Голубая шкала расположена сверху разделительной линии полусфер, а коричневая шкала – снизу, соответствует естественному видению  неба и земли. Небо вверху, а земля внизу. Полное подобие модели (прибора)  и натуры. Положение, когда голубая  и коричневые шкалы видны в равной степени, а силуэт – самолета полностью или своим центром совмещен с линией раздела шкал, сразу говорит летчику о том, что самолет по углу тангажа находится в горизонте. Если, при этом, крен будет нулевым, летчик  равно видит голубую и коричневую шкалы.  Это базовое показание горизонтального положения самолета, которое летчики хорошо знают и от него исходят.
        Рассказав столь подробно о принципе работы прибора жизни и его устройстве и назначении,  хочется  парадным слогом   выразить им, его   создателям -  первопроходцам, нашу глубокую благодарность  такими словами:
О человеческий разум!  Ты великий и могучий Творец самого не вероятного! Гори вечным огнем созидания  и ярко свети  человечеству на его пути к земным и космическим далям! Низкий поклон природе за твое рождение!
        В настоящее время авиагоризонты в рассказанном мною виде уже не выпускаются. На смену им пришли высокоточные гировертикали  и гироплатформы,  выдающие сигналы управления и положения в системы автоматического управления самолетом и другие устройства, потребляющие информацию о пространственном положении самолета. В авиагоризонтах изъят гироузел   и оставлена лишь лицевая часть прибора, на которой следящими системами отображается положение линии горизонта, шкалы тангажа с разделительной линией полусфер. В системах автоматического управления вводится режим атоматического  приведения самолета в  плоскость горизонта при потере пространственной ориентировки.
        Теперь о главном. Появились авторитетные знатоки  авиационного дела в научном мире или на практике, доказавшие, что обратная расцветка шкалы тангажа  чем- то выгоднее исходной. Голубая ниже разделительной линии, а коричневая – выше. Естественно, инженерной службы это не  касалось. Эксплуатационные характеристики  прибора не менялись. Начался серийный выпуск промышленностью авиагоризонтов с обратной расцветкой шкалы тангажа.  Можно предположить, что до полета в космос Гагарин  летал  на самолетах Миг – 15(17), оснащенных авиагоризонтами с прямой (исходной) расцветкой шкалы тангажа и приобрел определенный опыт их использования
по назначению. Но, правомерно предположить и другое. Летчику требуется определенное время (налет) для освоения авиагоризонта с обратной расцветкой  шкалы тангажа. К нему необходимо привыкнуть до автоматизма
в считывании углов и выбросить из памяти шкалу тангажа с исходной расцветкой. Согласиться с тем, что в горизонтальном полете коричневая полусфера шкалы тангажа располагается, не естественно, выше разделительной линии, а голубая – ниже. В автомобильном деле аналогом подобной ситуации может быть переход от правостороннего движения к левостороннему, к автомобилю  с рулевой колонкой справа.
          Поскольку, не умелое пользование авиагоризонтом есть одна из главных причин  потери пространственной ориентировки с большой вероятностью  последующего сваливания в штопор, рассмотренное выше свидетельствует о некоторой   не до  завершенности исследования причин
катастрофы самолета УТИ Миг-15бис, пилотируемого Гагариным и Серегиным. Задачами, подлежащими решению  в таком дополнительном исследовании, могут являться:
            1. Определение типа шкал тангажа по расцветке в авиагоризонтах пилота и инструктора.
            2. Доказательства того, что тип шкал тангажа по расцветке на авиагоризонтах пилота и инструктора был одинаковый.
            3. Информация  по обученности  экипажа в пользовании авиагоризонтом с обратной расцветкой шкалы тангажа.
            Рассказ завершен, приношу, Леночка и Игорь, Вам свои извинения за его долготу, утомившую Вас. Такое в жизни не часто, спишем на это.
            В заключение  хочу сказать следующее:
 -Восстановление летного мастерства Гагарина можно было поручить исходно лучшему методисту полка с жестким  наказом не «уронить» первого космонавта. Но судьба определила иначе. На выбор лучшего повлияла престижность задачи. Может более  правильным было направить первого  космонавта Земли на повторение последнего курса летного учебного Центра  и он сегодня был бы с нами.
Наступила пауза, которую прервала Леночка:
- Петр Иванович! А что, летная служба об этом не знала?
Я ответил. что не имею понятия, не моего ума дело. Всем  известно, что общественностью по сей день  не востребована информация  об    истинной причине катастрофы, следовательно, инициирование  ее обнародования не отвечает здравому смыслу, нужно говорить о тяжелом и брать его причинность на себя.  Такую информацию выбивают силой.
       И еще вот о чем  хочу спросить, Петр Иванович?- продолжила Леночка
Ходят слухи, что наиболее вероятной причиной катастрофы  самолета, пилотируемого Гагариным и Серегиным, было попадание их в спутную струю пролетавшего рядом  самолета, управляемого летчиком-хулиганом. 
Так ли это?
       Да, я слышал разговоры непосредственных исполнителей аварийных исследований об этой «истинной» версии,  но значения им не придал. Слишком тонкое это дело даже в эксперименте. Чтобы хорошо попасть в спутную струю, которая бы перевернула самолет УТИ Миг-15бис и ввела его в штопор, нужно оказаться летящим за самолетом с летчиком-хулиганом соосно ( в затылок), на одной высоте с одинаковой, примерно, скоростью и  со сближением не менее 50-100 метров. Это чрезвычайно сложно сделать даже в эксперименте, так как требует длительного  прицеливания. В реальном полете это событие возможно лишь теоретически, так как требует случайных совпадении во времени многих условий.  Вероятность их случайных совпадений  во времени пренебрежимо мала. Следовательно, версия  с летчиком – хулиганом шита белыми нитками.    Вот моя оценка, Леночка,  версии с попаданием самолета УТИ Миг-15бис в спутную струю самолета, пилотируемого летчиком-хулиганом, как бывшего аварийщика и одного из первых техников этого типа самолетов,- закончил я итоговой фразой свои мысли.
- Мы благодарны Вам, Петр Иванович, за понятный квалифицированный, граничащий с наукой,   рассказ о катастрофе самолета, пилотируемого Гагариным и Серегиным,- сочувственно в заключение сказала Леночка. Вы нас хорошо просветили, голова кругом, уморили,- заговорил Игорь, - предлагаю по рюмке горькой за их вечную память. 
-  Да, за научную достоверность моего рассказа погодим, а вот за память  первого космонавта Земли и его последнего наставника можно,- согласился я
           Поговорив о международной и внутренней политике наших государств на бытовом уровне, затронув, естественно, и украинскую  «незалежность» и чем горьким она обернулась для нас, подумав про себя, мы завершили небольшое застолье, связанное с моим посещением их номера. Перед  уходом Леночка сообщила новость о том, что турагенство Одесского порта пригласило ее на очередной круиз по Средиземному морю. Теплоход выходит из порта »Одесса» 26 сентября  1996 года в 18 часов по местному времени. 
- Мне известны, - сказала Леночка, - реквизиты этого турагентства. Вы можете ими воспользоваться, если решите принять участие в круизе, пригласив партнера или партнершу.
Я ответил, что принципиально  для меня участие в круизе состояться не может по служебным обстоятельствам, благодарю за приглашение, хотя все это для меня интригующе таинственно и представляет  интерес. Подошел  прощальный вечер. Я убывал из санатория первым и просил не беспокоиться с моими проводами.  Двигаясь с Леночкой под мелодию танго «Ревность» (трио), она сказала:
- Петр Иванович, я хочу Вас видеть на теплоходе,  с Вами первый приз будет нашим, вот Вам реквизиты турагентства  Одесского порта, берите отпуск за свой счет на две недели, Контакты с Турагентством начинайте сразу по возвращению.
Выслушав предложение Леночки, я подумал о том, что выиграем мы первый приз или нет, дело для себя второстепенное. А вот ее приглашение и сам круиз события  редкие и потому подлежат исполнению. Да, я попал под влияние женщины и исполняю ее волю! Да, на лицо потеря мужской устойчивости  и приобретение женской управляемости! Но! Очаровательная женщина того заслуживает и имеет на него не писанное право. Да, я оказался  в ситуации, в которой пребывал в свое время волею судьбы Великий русский прозаик Тургенев. Но, есть разница. Полина  Виардо не приглашала Тургенева в Париж. Он принял решение на посещение Парижа самовольно, то есть приволокнулся. Тургенев понимал, что графиня для него не досягаема. Размолвка неминуема. И где утешить себя в  горе? Местом утешения он выбрал шахматное кафе «Режанс» - центр шахматной жизни Парижа. Получив от графини окончательное «нет», писатель сосредоточился на шахматном кафе «Режанс»,  договорившись с французским мастером  Максом  Клозе  (имя условное) об утешительном для себя матче с надеждой выиграть его и выполнить мастерскую норму. Но, чудес не бывает! Душевно расстроенный писатель, потеряв «пространственную» ориентировку на  шахматной доске, проигрывает матч.  Поникший от двойного удара судьбы, он возвращается в свое имение Спасское – Лутовиново  и продолжает работу над повестью «Первая любовь» по воспоминаниям старого холостяка.
             Моя программа была менее масштабной и не притязательной. В обществе очаровательной женщины посмотреть с борта теплохода лазурные дали Средиземного моря, прикоснуться к его берегам с их  древней историей, обойти все подводные и надводные рифы, включая женские,  настойчиво побороться за приз «первая леди теплохода» и благородным джельтельменом   благополучно возвратиться в свою обитель- малютку N кВ. м.
        Смутно понимая,   чего  хочу в реализации программы (мужской синдром, формируемый женщиной) и интуитивно чувствуя отсутствие в нашей жизни четких инструкций по обходу женских рифов, я ощущал легкие озноб и  душевное беспокойство. Все – таки занос на женский  риф не исключен! Не хорошо! Нужно быть  в полном внимании!
          Вернувшись из Кисловодска, я  получил добро  на двухнедельный  отпуск без содержания зарплаты. Связавшись с турагентством  Одесского порта, я оформил путевку и 25 сентября  прибыл в порт »Одесса» на теплоход «Николаев». Выяснив в регистратуре прибывающих туристов номер каюты Л., сложно найдя его, я позвонил в номер. С букетом цветов я зашел в номер и увидел Леночку. Мы тепло  обменялись расширенным рукопожатием. Леночка сообщила, что Игорь не смог, вместо него  вот моя подруга Вера, моя помощница,  познакомьтесь. Мы познакомились.
Одесса, 26. сентября  1996 года, 18-00. Белокаменный теплоход «Николаев», отдав швартовые, отчаливает от пирса, разворачивается носом на Юг и, проходя на траверсе портовый маяк, дав гудок, ложится курсом на Стамбул.
         Из динамиков радиорубки звучит  веселая мелодия «Ах! Одесса! Жемчужина у моря…!».  Я стою на верхней палубе у борта в обществе двух красивых дам и испытываю чарующее вдохновение. В захваченный с собой бинокль наблюдаем Одесский берег и портовый маяк, медленно исчезающие   в вечерней дымке.  В динамиках радиорубки белокаменного теплохода уже  звучит песня «Золотые огоньки» со словами: «В тумане скрылась милая Одесса, золотые огоньки…»,  воспевающая мужскую тоску о женщине и их животворящее великое единство. 
          Возможно, что  все это и есть одна из ведущих частей нашей жизни, золотые огоньки которой мы зачастую  исходно видим в тумане, а  в чарующем блеске  - несколько  позже, под осень…   П. Лыков               


Рецензии
Да, гибель Гагарина вызывает споры до сих пор. В самом деле, не проще ли рассекретить эти материалы и сказать правду, какой бы она ни была...
С уважением. И.Иванов.

Игорь Иванов 99   21.11.2011 14:14     Заявить о нарушении