Курдистан - государство, которого нет

Несмотря на многовековое существование курдской нации и длительную борьбу курдов за создание своего независимого государства, "курдский вопрос" до сих пор не решен. В последние годы проблема курдской автономии, обретения этим народом национальной независимости приобрела на Среднем Востоке наибольшую остроту и служит одним из основных факторов нестабильности в регионе.
С. Задонский.
Курдистан – это государство, которого нет, и которого по большому счету никогда и не было. Однако – это золотая мечта большинства курдов, проживающих на территориях Турции, Ирана, Ирака, Сирии и перманентно распределенных по всему остальному миру. Нужно сказать, что мечта эта насчитывает уже не одну сотню лет, она впитывается потомством вместе с молоком матери и рассказами отца… и так просто курды вряд ли когда откажутся от нее.
Курды – это весьма многочисленная нация, она насчитывает порядка 35 млн человек (а это 4 место среди народов региона, после арабов, тюрков и персов). В настоящее время они являются самым большим этносом в мире, который не имеет собственных национальных прав и разделен между несколькими государствами.
Фактический Курдистан (территория на которой проживает большинство представителей данной национальности) занимает очень важное стратегическое положение в регионе, а борьба курдов за самоопределение выводит их на международную арену.
Курды расселены крайне неоднородно. Больше всего их проживает в Турции (47%), затем в Иране (32%), в Ираке (16%), Сирии (4%), на территории бывшего СССР (1%) – остальные расселились по европейскому и американскому континентам.
Курдский язык тоже неоднороден и включает в себя несколько диалектов, наличию которых, впрочем, сами курды не придают особого значения, также как правило, лишенные возможности получать образование на родом языке они знают и языки основной страны проживания.
Курдские районы во всех четырех странах отличаются отсталостью хозяйства, низким уровнем развития, слабостью социальных отношений и культуры. Очень многое здесь еще держится на родоплеменных и феодальных отношениях, хотя в последнее время происходят значительные сдвиги. И это создает основу для становления курдской национальной политики.
Немного истории.
Курды – это один из древнейших народов Передней Азии, их предки, как считается, родом из Северной Месопотамии, которые самоопределились примерно в 4 тысячелетии до нашей эры. Процесс этнической консолидации народности начался в 1 тысячелетии до н.э. уже на основе ираноязычных пастушеских племен. Начавшись еще в древнеперсидской империи, этот процесс захватывает практически 2 тысячи лет и завершается уже при включении этого региона в арабский халифат.
Несмотря на этнологическое самоопределение, история курдов не знает попыток основания государства. Вполне возможно это связано с соседними племенами, которые самоопределились раньше и благодаря сильному государственному управлению помешали в этом курдам.
А благодаря своему геостратегическому положению земли Курдистана на много веков стали ареной войн и переделов зон влияния, набегов кочевников и освободительных восстаний. Курды несли огромные человеческие и материальные потери, но… не сдались.
Однако курды были слишком раздроблены и объединить их для совместных выступлений и образования единого государства не смог даже самый известный из них, победитель армии крестоносцев Салах-уд-Дин (Саладин).
В начала 16 века произошло окончательное разделение курдов (в данном случае между Ираном и Турцией), а в начале 20 в. оно только усугубилось  за счет выделения части курдской территории Ираку (под патронажем Англии) и Сирии (под патронажем Франции). В это время территории Курдистана используются как арену пограничных конфликтов, они фактически играют роль буфера. Все восстания за независимость были жестоко подавлены.
Осознанное «объединение» одной идеей курдов разных территорий и реальные выступления с требованием независимости начались с 20-30-х гг. 20 века. Но с ними, как и раньше, предпочитают не разговаривать, а просто «топить в крови».
Во времена «холодной войны» освободительное движение курдов активно поддерживается СССР, поскольку таким образом он приобретал возможность активно влиять на политику стран Ближнего Востока. В связи с этим – курды быстро оказываются в зоне пристального внимания западных стран и их национально-освободительные организации объявляются террористическими.
В 1974 году Багдад был вынужден пойти на создание курдской автономии, что и стало активизации Турецкого Курдистана. На Ближнем Востоке загорелся новый очаг напряженности. В Иране положение было чуть лучше, но до поры до времени. В Ирано-Иракской войне курды опять стали буфером между странами, понесли огромные потери и не только вследствие военных действий, но и от карательных антикурдских операций (когда конфликтующие стороны подозревали их в измене). Кроме того – Багдад, воспользовавшись военным положением отыграл назад вопрос о курдской автономии.
Во второй половине 80-х усилились освободительные тенденции в Турецком Курдистане. Причем деятельность Оджалана (лидера турецких курдов) явно переросла границы Турции и стала охватывать Сирию и Ирак. Что дало в свою очередь турецким военными «право» на карательные экспедиции на территорию соседнего государства (иногда до 30 км вглубь). А Сирия под давлением Анкары вынуждена была отказать Оджалану в политическом убежище (что привело в дальнейшем к его поимке и осуждению). События в Турецком Курдистане постепенно приобретают общекурдский масштаб, также как и антикурдские акции всей четверки.
В начале 90-х под протекцией США курдам в Ираке повторно удается добиться автономии, более того – они оказываются под воздушной защитой запада. После войны в Ираке и свержении режима Саддама Хуссейна проблемы курдов обсуждаются в Европе и США. Фактически в настоящий момент вполне возможно перерастание автономии в самостоятельное государство под протекцией Запада. Хотя стоит вспомнить и о том, что  большую роль здесь играет не столько признание суверенности курдской нации, сколько возможность создания зоны влияния на Иран и Турцию. Т.е. даже в этом случае курды опять выступят в роли буфера.
Иранские эксперты утверждают, что создание Курдского государства с опорой на США нацелено не на стабилизацию ситуации в регионе, а на усиление конфронтации и угроз в отношении соседних государств. Иран таким образом занял выжидательную позицию по этому вопросу, прекрасно понимая, что США непосредственно управлять в Курдистане не смогут и рано или поздно он окажется в зоне влияния Тегерана (поскольку ни арабские страны, ни тем более Турция принять такое государство окажутся не в состоянии). Сирия в свою очередь используя тот факт, что практически никогда не проводила репрессий относительно курдов, пытается создать в регионе противовес американо-английской позиции по Курдистану.
Однако современность вносит свои коррективы в курдистанский вопрос. Иран, фактически блокируется западными державами и постепенно теряет свой вес в регионе. Сирия – в огне революции и ее итог пока не известен. На волне «арабской весны» поднимаются и национальные интересны турецких курдов. И вот очередная провокация – организованное нападение курдских повстанцев на блокпосты Турции 19 октября, ставшее самым масштабным за последние 30 лет.
Турция теряет 26 человек убитыми и десятки раненых военнослужащих заполняют госпиталя. Естественно, что Анкара не могла оставить эту вылазку безнаказанной и начинает военные действия против боевиков не только на своей территории, но и углубляясь на территорию соседнего Ирака.
«Создается впечатление, - отметил известный азербайджанский политолог и дипломат Фикрет Садыхов, - что кому-то выгодно разжечь еще один пожар в этом регионе, создать незатухающий кровавый конфликт, потому что курдские повстанцы совершают подобные набеги на турецких военнослужащих не в первый раз и каждый раз турецкая армия теряет многих своих военнослужащих».
Конечно  - мечта о независимости своего народа, это очень благородно, вот только методы ведущие к ней такими не выглядят. Турецкие лидеры утопят в крови курдские поселения, погибнут дети и женщины, будет разрушена (в который раз!) инфраструктура… Это спровоцирует новую волну антитурецкого террора.
Может пора бы уже остановиться и вспомнить – что обе стороны конфликта придерживаются религии Ислам? И что мусульманину запретно убивать кого-либо без права, а уж тем более запретно убивать своего брата – мусульманина. Ведь тот, кто совершит убийство, тот как будто убьет весь мир! Ведь разве провинился в чем-то солдат, убитый на передовой или двухлетняя девочка – они не принимали решения против курдов, и точно также – ни в чем не виновата женщина в курдском селении, погибшая от турецкой бомбежки.
Политические проблемы нужно разрешать политическими методами. Сторонам давно пора сесть за стол переговоров и объясниться. 
Может ли стать Курдистан признанным государством, если каждая пядь его земли пропитана кровью, и своей и чужой? Нужна ли такая независимость, за которую придется погибнуть детям, женщинам и старикам? Ну а в плане Турции – нужен ли ей такой взрывоопасный конфликтный домочадец или лучше его сделать мирным соседом?
Согласитесь, есть над чем задуматься обеим сторонам.


Рецензии