Пульчинелла - средний итальянец

ПУЛЬЧИНЕЛЛА (ОТРЫВОК ИЗ ДАРИО ФО,ПЕРЕВОД)

Пульчинелла - это маска,персонаж,происхождение которого теряется во тьме веков.Он очень похож на греко-турецкого Каракоке. Тот, хвастун и пройдоха , готов плакать и подчиняться. Жалкий слуга, он доходит до самых низов шарлатанства,фальши,мелочного притворства и страха;но потом вдруг  проявляет невероятное мужество,достоинство и силу. Точно такую же  смесь  качеств мы находим и в Пульчинелле.
Пульчинелле присущи беспринципность и ,несмотря на то,что он крив и хил,необычайная проворность.Горбатый,с головой,вросшей в плечи,длинными худыми ногами и руками,похожими на лапы паука,он выполняет неописуемые акробатические трюки.Отличает его и  кроличья способность плодить себе подобных…
В комедии дель Арте есть фарс,где Пульчинелла носит  корзину с детьми, пытаясь их продать или сдать внаем.
Здесь этот персонаж,мягко говоря,отвратителен,хотя и принужден отчаянием быть таким. Пульчинелла  не может  жить цивилизованно, поскольку общество отвело ему вполне определенное место. И все же  трагедия его не ломает: он не сдается  - и
шутит,беснуется,танцует. Он с поразительной легкостью срывается в танец,буффонаду,парадокс,абсурдное и метафизическое.Пульчинелла разговаривает со святыми,со смертью,с призраками.Он спускается в ад и поднимается обратно,выходит из жизни,входит в смерть и снова возвращается в жизнь,становится фантазмом , - и все это происходит из-за  необычайной  противоречивости его естества.   
Вот он, Пульчинелла - персонаж до  невероятия беспринципный, попирающий нравственность и достоинство за кусок хлеба. Утолить голод его основная забота, ему - не важно какой ценой -  необходимо обуздать собственное отчаяние… И вдруг, неожиданно, в этом проходимце вздымается вихрь достоинства и отваги. Когда Пульчинелла сыт и способен рассуждать нормально,он может стать подобным  стихии и обрушиться на беззаконие и бесчинства,превращаясь в великого вершителя правосудия.
Есть праздник, во время которого Пульчинелла идентифицируется с Христом : он едет верхом на осле, он часть ритуала. Люди следуют за ним, аплодируют ему, обмахивают его оливковыми и пальмовыми ветвями, поднимаются тосты, царит веселье, прославляется  единение всех в   объятииях, в прощении обид. Пульчинелла – преодолевает не только обиду, но и мысль о мести.         
Если  Пульчинеллу считают синонимом или прототипом “среднего итальянца”,то это потому ,что мы - люди,способные адаптироваться с необычайной легкостью,потому, что мы уступаем, делая вид, что сопротивляемся, потому, наконец, что мы живем хитростями,‘восторгаясь собственной мало достойной пронырливостью и изворотливостью. Мы приспосабливаемся. В нашей  традиции - не решать проблемы до конца,а улаживать,  прятаться в потоке. Это мазаниеллизм:  стараться взобраться на коня, на котором уже сидит король, и приладиться к его фигуре. Против короля идти нельзя, король -священен, до тех пор,пока не будет опрокинут наземь.Тогда  ,сразу, на коня не запрыгивают,а пытаются его продать.Так поступает и герой  итальянской земли Пульчинелла.      


Рецензии