За подснежниками!

                ...вспоминая военное детство ...

   Шёл   первый  год  войны .  Кончалась  первая  зима  в  эвакуации  в  башкирском  городе  Бирск ,  где  мы  с  мамой  снимали  комнатку  в  частном  доме . Зима  в  чужом  месте  в  условиях  тяжелейшей  ситуации  на  фронте ... Время  невероятно  трудное  для  всех  граждан  страны ,  вынужденных  привыкать  к  свалившимся  на  всех  трудностям  и на  фронтах,  и  в  –  тылу .
   Надо  было  привыкать  к  новым  условиям  на  новом  месте,  познавая  особенности  местного  быта,  что  приносило  ежедневно  какие-то  всё  ноеые
 и  неожиданные  открытия.  Надо  сказать,  часто  совсем  не  радующие ...
   
   Поселившись  в  избе  у  хозяев,  мы  столкнулись   со  многим,  чего  ранее  не  знали,  я,  во  всяком  случае  !  Познакомиться  пришлось  с  такими  представителями  животного  мира ,  как   --  вши,  которые  изобиловали  у  наших  хозяев.  Водились  они  в  волосах  и  в  одежде,   но  что  местным  населением  принимались,  как  нечто  должное  и  само  собой  разумеющееся .  Я  часто  видела  картину,  когда  хозяйка --  Настасья  Петровна,  клала  головку  дочери  к  себе  на  колени,  при  помощи  ножа  перебирала  ей  волосики  и,  настигнув  убегающее  насекомое,  давила  его  ногтем  об  лезвие  ножа .   Если  сначала,  увиденное  приводило  в  ужас,  то  со  временем  все  эмоции  приводили  к  каким-то  действиям   против .   Приходилось  прежде  всего,  если  не  стричься  наголо,  в  частности – женщинам,  то  обязательно  смазывать  волосы   керосином  перед  мытьём  головы,  используя  для  мытья  какое-то  жуткое  ядовитое  мыло ...  И,  хотя  комната  у  нас  была  изолирована,  но  общение  в  одном  доме  не  спасало  положения ...
   В  хозяйской  комнате  не  было  кроватей,  т.к.  вся  семья  спала  на  полатях,  куда  залезали  по  лесенке,  что  меня  приводило  в  восторг,  и  куда  меня  иногда  приглашали  хозяйские  дети .  Но  что  было  самым  ужасным,  конечно,  рассадником  всех  прелестей,  в  том  числе  и  чесотки,  тоже  одного  из  открытий,  ранее  мне  не  известного ! 
    О,  сколько  нам  открытий  чудных   ...
 
   Поэтому   мои  общения  на  хозяйской  полoвине  у  мамы  вызывало  полное  неприятие,  но,  что  полностью  исключить  было  невозможно .
 
    Мама  устроилась  на  работу  по  специальности  и  уходила  на  весь  день,  оставляя  меня  одну . Работа  мамы носила  стратегический  характер,  т.к.  она  читала  лекции  в  медшколе  на  ускоренных  курсах  медсестёр  для  фронта .  А  после  лекций  в  медшколе  она  имела  ещё  одну  работу  --  детского  врача  в  детском  доме  детей  испанских  коммунистов ,  вывезенных  когда-то  из  Франкистской  Испании  в  Советский  Союз .  Дети  в  Детдоме  были  на  спецобеспечении  и  мама,  как  работник,   получала  небольшие  продовольственные  пайки  очень  дефицитных  продуктов  для  военого времени.    Чем  она  меня  старалась  подкармливать.   Хотя  я  по-прежнему  страдала  отсутствием  аппетита ...
  И  вот  зима,  довольно  суровая,  я  заболеваю  корью,  мама оставляет  меня  одну  на  весь  день  в  постели   с  приготовленным  обедом  в  кастрюльке,  упакованной  в  газеты  для  сохранения  тепла,  под  моей  подушкой. 
   Я  лежу  в  постели .  Рядом  на  стуле  карандаши,  бумага,  мои  любимые  книжки  --  «Волшебник  изумрудного  города »  и  сказки  Сельмы  Лагерлёф   «Путешествие  Нильса  на  диких  гусях » ,  с  моими  любимыми  героями,  с  которыми  я  веду   длительные  диалоги ...
  Была  у  меня  и  ещё  одна,  можно  сказать,  настольная  книга,  которую  я  подолгу  рассматривала,  читая  надписи  к  картинкам .  Это  была  редкая  в  наши  дни  книга  --  памятник  истории  --  Чешского  просветителя  средних  веков – Яна  Амоса  Коменского  --  «Мир  чувственных  вещей  в  картинках». Эта  книга  являлась  дидактическим  пособием  для  развития  детей ,  что  я  узнала  впоследствии  обучаясь  в  ПедИнституте ...
    Если-бы  Ян  Амос  мог  знать,  как  много  часов  его  труд  скрашивал   существование,  просвещая  и  обучая  меня,  маленькую  больную  девочку,  вырванную  жестокой  войной  из  привычной   мирной   благополучной  жизни !
...  более  400 т  лет  спустя ...

   ... Есть  совершенно  не  хочется,  но  надо,  т.к.  вечером  пришедшая  мама  будет  очень  недовольна  и  расстроена.  Опять  будут  упрёки,  поучения   и  т.д.,  что  всегда  очень  неприятны.  Поэтому   думаю,  куда-бы  деть  содержимое  кастрюльки,  которое  содержало  всегда  жаренную  картошечку,  котлеточки,  иногда  блинчики,  и т.п.  всегда   всё  кроме  супов .  Думала  о  форточке,  но  она  оказалась  закрытой  на  время  зимних  холодов .  А  дверь  была  заперта  на  ключ  и  никакие  домашние  животные  не  могли-бы  разделить  мою  трапезу ... 
     Но  вот  я  обнаружила  в  полу   аккуратненько  прогызенную  мышкой  кругленькую  дырочку .  Какая  удача ! 
   И  каждый  день  я  отправляла  свои  обеды  в  это  спасительное  отверстие,  представляя  себе,  как – же рады будут мышки ! –      Правда,  несколько  кусочков  всегда  оставляя  в  кастрюльке,  для  большей  убедительности,  как-бы ...

  А  для  маскировки  этого  отверстия  я  сажала  на  него  игрушечного  тряпичного  зайчика – девочку  в  присборенной  коротенькой  юбочке .  Зайчиха  это  была  очень  нелепо  смешная  с  заячьей  головкой  и  с  ушами,  но  с  совершенно  не  заячьим  туловищем  с  длинными  прямыми  ножками  и  ручками  и  в  балетной  юбочке . 
   Но  очень  подходила  для  того,  чтоб  сидя  на  дырочке  совершенно  маскировать  её  своей  юбочкой !  И  всё  было  хорошо,  пока  длилась  зима,  и  переболев  корью  с  осложнением  затем  на  среднее  ухо  я  сидела  дома  и  кормила  мышей  своими  обедами,  сажая  зайчиху  попрежнему  для  маскировки.  Я  тогда  даже  не  слышала об  истине,  что  всё  тайное  всегда  становится  явным ...
  Но  вот  весна  всё-же  вступила  в  свои  права,  а  я  наконец  выздоровела  и  начала  выходить  на  прогулки  во  двор .   Снег  почти  всюду  расстаял,  всё  оттаивало,  побежали  звонкие  ручейки .  А  в  нашей  комнате  маму  что-то  вдруг  насторожило .  Она  ходила  по  комнате  и  обнюхивала  все  углы .  Что  привело  её  к  моему  зайчику .  Когда  она  подняла  его,  обнажив  злополучную  дырочку  в  полу,  она  поняла,  что  поиски  её  увенчались  успехом,  т.к.  она  нашла  источник  зловония.  И  когда  она,  вооружившись  проволочным  крючком ,  стала  извлекать  из  дырочки  многочисленные  разложившиеся  от  тепла  останки   обедов,  по  непонятным  причинам  не  с'еденных  мышками,  я  почувствовала  что-то  похожее  на  угрызения  совести .  Глядя  на  расстроенную  маму,  я  даже  не  пыталась  искать  какие-то  оправдания ...  Только  лишь  спустя  много  лет  я  могла  в  полной  мере  осознать  и  представить  все  чувства,  обуревавшие  моей  бедной  мамочкой ...  которая  во  многом  отказывая  себе,  в  голодное  время  пыталась  отдать  всё  лучшее  мне ...  И  не  было  больше  слов  упрёков  и  нравоучений от осознания  своего  полного  бессили  в  борьбе  со  мной  за  моё  благополучие ...  Бедная  мамочка ...   Потом  много  времени  спустя,  мы  вспоминали  все  мои  «художества»  с  грустными  улыбками !  Но  это  много  позднее,  а  ныне --  слов  не  было !

     Хозяйский  сын  Васька,  гораздо  старше  меня,  уже  такой  самостоятельный  мужичок,  оказывал  мне  покровительство  и  даже,  как  я  сейчас  вспоминаю ,  пытался  ухаживать  за  мной .  Однажды  он  принёс  из  соседнего  леса  Орешника  целую  корзину  подснежников .  Цветы  были  на  удивление  крупные ,  пушистые  и  ароматные . На  продажу.  Но  мне  он  подарил  букетик   с  какими-то   невразумительными  нежностями,  которые  с   моей  возрастной  инфантильностью  были  мне  не  понятны .  И  пообещал   мне  целую  корзину,  если  я  с  ним  залезу  на  печную  лежанку,  где  мы  иногда  бывали  втроём  с  его  сестрёнкой.
 
   И  вот  отболев  всю  зиму  я  наконец  стала  выходить  на  весеннее  тепло .  В  один  из  таких  тёплых  дней ,  выйдя  на  улицу,  я  увидела  группу  местных  детей   направляющихся  куда-то ,  среди  которых  был  и  Васька .  Увидев  меня,  проходя  мимо,  они  мне  крикнули:  --
--   Аллка,  айда  с  нами  в  Орешник  за  цветами !  --

  Предложение  было  столь  заманчивым ,  что  я  не  раздумывая  побежала  вместе  с  ними,  хоть  они  все  были  старше  меня  и,  безусловно,  опытнее .
   Воображение  моё  тут-же  нарисовало  прекрасные  картинки,  как  я  бегу  навстречу  маме  с  охапкой  подснежников   в  сиянии  солнечных  лучей ...   Картинка  была  как  на  лучших  книжных  иллюстрациях !

  Никаких  сомнений  или  опасений  у  меня  не  возникало.  Мне  казалось,  что  Орешник   был  довольно  близок  от  наших  окраинных  улочек .   Но  на  поверку  путь  оказался  не  близким,  хотя  я  всю  дорогу  туда  старалась  не  отставать  от  аборигенов .  А  в  Орешнике,  который  представлял  собой  просто  заросли  кустов,  согласно  названию,  все  рассыпались,  собирая  все  встречающиеся  цветы  до  меня .  Так-что  мне  почти  ничего  не  доставалось .  А  время  перевалило  уже  за - полдень  и  я  чувствовала,  что  силы  мои  на  исходе .  Собрав  небольшой  чахлый  букетик  ,  я  увидела ,  что  все  аборигены  уже  возвращаются  с  охапками  цветов   и  я  пошла  за  ними  в  обратный  путь,  отставая  от  них  всё  более  и  более .  Их  маячившие  впереди  спины  удалялись  всё  дальше.  Иногда  оборачиваясь  они  мне  кричали  --
--    Аллка ,  не  отставай  !  --
Хотя  я  безнадёжно  отстала,   силы  были  на  исходе,   и  я  шла,  как  могла  на  виднеющиеся  вдали  городские  строения.  И  вот  я  наконец  достигла  городской  окраины,  вышла  на  главную  улицу,  тянущуюся  через  весь  город  от  конца  до  начала.  От  этой  улицы  мне  через  несколько  кварталов   надо  было  свернуть  в  нашу  боковую  улицу.  Но  все  боковые  улицы  были  на  одно  лицо,  все  грунтовые  и  с  проезжей  частью,  являющей  развороченное  месиво.  Мне  показалось,  что  я  вышла  на  нашу  улицу,  но  поняла,  что  ошиблась .  Решила  перейти  через  дорогу,  но  дойдя  до  середины,  поняла,  что  намертво  увязла  в  болоте  весенней  распутицы . 
    С   трудом  вытащив  ногу  обутую  в  хромовый  сапожок,  я  увидела,  что  калоши  на  нём  небыло. Его  поглотила   вязкая  жижа.  Вторую  ногу  я  вытащить  не  смогла  и  я  поняла,  что  намертво  увязла ...
  Отчаянье  охватившее  меня,  трудно  передать  и  я,  никогда  ранее  не  плакавшая  в  голос,  считая  это  неприличным,  издала   рёв, аналогичный   гудку  большого  теплохода,  которые  в  изобилии ходили  по  здешней  реке  Белой !
   В  то  время,  как  мама,  хватившись  меня,  тщетно  бегала  по  улице,  расспрашивая  всех  встречных  обо  мне.
Наконец  она  увидела  возвратившихся  детей  с  цветами  и  узнала  от  них,  что  я  была  с  ними,  а  теперь  я  где-то  там  далеко  отстала .  И  спустя  какое-то  время  она  услышала  мой  трубный  рёв,  поняла,  что  это  я  где-то  на  параллельной  улице,  и  побежала  туда .  Увидев  жуткую  картину  моего  пленения,  она  пыталась прийти  мне  на  помощь,  но  это  было  невозможно,  т.к.  обута  она  в  коротенькие  «интеллигентские»  ботики, надевающиеся  на  туфли с каблучками ... 

Ситуацию  помог  разрулить   местный  житель  из  дома  напротив,  выглянувший  в  окно,  привлечённый  мной  издаваемыми  звуковыми  сигналами.  Обутый  в  высокие  сапоги  на  своих  длинных  ногах,  он,  сделав  пару  шагов  ко  мне,  взял  меня  под  мышки и  с  силой  выдернул  из  болота,  удерживающего  меня.  Поставив  меня  на  сухое  место,  этот  благородный  человек,  шагнул  обратно    и,  засучив  рукава,  извлёк  мои  несчастные  калошки. 
Он  очевидно  понимал  насколько  для  эвакуированных  людей  важны  и  дОроги  их   бытовые  атрибуты ... Спасибо  ему  за  его  доброту,  хотя  отношение  к,  так  называемым  --  «ваекуированым»,  у  местных  не  всегда  отмечалось  симпатией ...

   Дальше,  вместо  триумфальной  встречи  мамы  цветами,  произошла  воспитательная  экзекуция ...  Меня,  всю  зарёванную,  с  грязными  калошами  в руках,  мама  вела  за  «шкирку»,  шлёпая  меня,  как  ей  казалось,  от  души !   Но  знакомый,  наблюдавший  издали  эту  восхитительную  сцену,  потом,  смеясь,  комментировал  --      
--   Вы  так  сильно  замахивались   рукой,  но  по  мере  приближения  к  цели,  рука  заметно  затихала  и  очень  нежно   касалась  нужного  места  !   --

 Так  что ,   воспоминания  о  подснежниках,  долго  заставляли  меня  внутренне  вздрагивать ,  надолго  отбив  охоту  их  где-то  собирать ...  И  торжествующая  картинка ,  где  девочка  в  солнечном  свете  бежит  навстречу  кому-то  с  букетиком  в  руках ,  померкла  в  душе ...  надолго ...  Но  всё  проходит,  и  воспоминания  вызывают  лишь  улыбки !

После подснежников...

                ...продолжение ...

Но всё проходит, оставаясь в воспоминаниях ... С этим местом связано ещё одно незабываемое событие,поражющее необ'яснимой мистикой . После вышеописанной весны с её последствиями, становилось всё теплее ближе к лету. Я часто гуляла по улице,покрытой зазеленевшей травой. Улица сбегала в неглубокий овраг, на дне которого протекал ручеёк, с перекинутым над ним мостиком, затем поднималась опять, и выводила на улицу, проходящую от пристани через весь город. Дальше я не гуляла, памятуя предыдущее и боясь заблудиться, перепутав похожие улицы. На углу был небольшой продовольственный магазинчик, где мы иногда покупали доступное необходимое для жизни.
И вот гуляя до магазинчика в один из солнечных дней, я бегала и прыгала на ступеньках крыльца ведущих в него, не обращая внимания на женщину и большую девочку, сидящих на каких-то вещах.
И вдруг, услышала своё имя ...
-- Аллочка, Аллочка, иди сюда ! – звала меня почему-то чужая женщина !
Я подошла несмело, вглядываясь в лица сидящих, так и не понимая, кто они.
-- Аллочка, а где мама?
-- Дома.
-- А ты можешь её позвать? Скажи, тётя Фрида из Ленинграда зовёт .
Я знала, что т.Фрида – жена маминого брата д.Володи из Ленинграда, но лиц их, конечно, не помнила. Слышала о блокаде Ленинграда, не представляя себе, что это, но знала, что что-то очень страшное, от чего умирают.
Со всех ног побежала к маме, сообщить весть.  Если мама была дома, значит было воскресение .
-- Мама, там т.Фрида из Ленинграда! Они зовут тебя.
Ничего не понимающая мама побежала вслед за мной. Увидев сидящих у магазина, мама бросилась к ним. Они обнялись.
-- А где Володя? – спросила мама.
-- Володи нет...— Нас вывозили из блокады и он по дороге умер от цинги... закопали в общей могиле со всеми остальными умершими... Это случилось где-то под Вологдой... --заплакала т.Фрида вместе с мамой .
Девочку, дочь д.Володи и т. Фриды звали Нелли и она уже училась в старших классах.Нагрузившись вещами, мы двинулись к нашему домику.  Разместиться в маленькой комнатке всем было очень проблематично. Но этот вопрос был решён очень незамедлительно.
Буквально на следующий день мама с документами приезжих блокадников обратилась в соответствующие органы по эвакуированным, и сразу-же получила служебную жилплощадь в государственном доме рядом со зданием Медучилища, в котором она и преподавала.
Получили большую комнату с печкой и плитой,для приготовления пищи. В комнате мы и разместились довольно свободно. И стали жить все вместе.Но, до сих пор поражает это стечение обстоятельств, когда в таком круговороте жизней и судеб, какой счастливый случай, бросал близких людей на внезапные встречи?!

В таком водовороте событий миграции тысяч людей... Так-же не менее удивительной была встреча в большом дворе нашего нового жилища с семьёй Волошиных из Умани, много лет друживших по-соседски с родителями моей мамы, но затем перебравшихся в Киев к дочери Розе. Выйдя замуж за архитектора и перебравшись в Киев, накануне войны Роза родила мальчика Фредика и, проводив мужа на фронт, была вместе с родителями и младенцем, ввергнута в водоворот эвакуации и по тому-же неведомому случаю столкнулась с нами в одном дворе именно в городе Бирске в Башкирии...И мама стала незамедлительно врачом для Фредика, что было очень важно в тяжких условиях эвакуации, нехватки витаминов, недоедания и холода.

Не помню уже точно всех законов физики, но мне кажется это сравнимым с Броуновским движением молекул ??? Наверное, чем больше молекул, тем чаще столкновения, тем больше скорость их движения и, тем больше разных вариантов столкновений...

Возможно по тем-же законам произошла встреча моего папы, о котором мы не имели никаких сведений с фронта до 1944г, с мужем маминой сестры т.Эммы – д.Исааком на рынке узбекского города Коканда, где он был на излечении в госпитале, а папа привёз очередную партию раненных на долечивание.
  Благодаря чему, папа узнал о нашем местепребывания, т.к. мы имели связь с т.Эммой, переписывающейся с мужем. Встреча их была последней. Вернувшись на фронт дядя был вскоре убит. А мы наконец получили такое долгожданное письмо от папы с фронта! Это было как чудо. Вскоре папа был комиссован после ранения в голову и приехал к нам.
   А в Марте 1944 года был освобождён наш город Умань и мы возвращались по домам – мы в Умань, т.Фрида с Нелли в Ленинград, приходящий в себя после блокады ... Всё по законам физики, по законам жизни ...

И вщё одно случайное пересечение с этим местом много лет спустя... когда разглядывая сувениры из дерева в Московском художественном салоне мой взгляд задержался на деревянной посудине с красивым фактурным рисунком. Взяла в руки, сразу решив купить. На внешней стороне донышка увидела этикетку, на которой значилось место создания этой посудины - г.Бирск. И тёплая волна воспоминаний захлестнула отзвуком далёкого прошлого, связанного с этим далёким городком в Башкирии, давшим мне с близкими людьми худо-бедно приют в тяжкую годину...

И эта деревяшка стала тёплой в моих руках ! 
************************************************ 


Рецензии
Теперь в воспоминаниях улыбки, а тогда, я представляю, какой страх Вас одолел, когда попали в болото. Да, жизнь это не сказка, как в сказке "Двенадцать месяцев" падчерица смогла зимой найти подснежники. Но военное детство было тяжелым. Мне мама рассказывала, как попадали под бомбежки перед эвакуацией. Ужасно и страшно. Понравилось, как Вы хотели накормить мышек.

С теплом,
Алла

Алла Минцис   31.03.2014 16:19     Заявить о нарушении
Спасибо! Рада пониманию. А воспоминания детства даже в таких тяжких условиях остаются всегда светлыми, тем более с высоты прожитого... Вам всех благ!

Алла Зиливинская   31.03.2014 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.