Черепахи, гуппики и др

А теперь снова обратимся к роще Дубки. Остатки былой рощи запущены, но все равно остаются любимым местом прогулок горожан. Для жителей бывшего Орджоникидзевского района – это единственное место, где можно вдохнуть свежий глоток воздуха в период жаркого удушливого лета. В рассказе А. П. Чехова «Брожение умов» очень ярко передана картина таганрогского лета: « Земля изображала из себя пекло. Послеобеденное солнце жгло с таким усердием, что даже Реомюр, висевший в кабинете акцизного, потерялся: дошел до 35,8 и в нерешительности остановился.… С обывателей лил пот, как с заезженных лошадей, и на них же засыхал, лень было вытирать».


В такие дни мучительно хочется прохлады, чтобы дать хоть небольшую передышку измученному организму. Дубки в далеком прошлом были когда-то именно таким прибежищем для горожан. В рассказе «Невеста» Антон Павлович пишет: «Слышно было как где-то далеко, очень далеко, должно быть за городом, кричали лягушки». Не так уж давно, всего лишь двадцать лет назад, лягушки вовсю горланили в балках Большая и Малая Черепахи. Во времена Чехова эти места были за городом. Шлагбаум был границей города, сейчас он находится рядом с Политехническим колледжем, в центре города.

 Помнится, кроме лягушек в Малой Черепахе один год развелось видимо-невидимо гуппиков. Вся речушка пестрела яркими пятнышками веселых рыбок. Наверное, кто-то выпустил их из аквариума в речку, и они благополучно развелись. До самых заморозков, наши речки-то не замерзают, люди толпами ходили с сачками и вылавливали гуппиков. В особенности,  детвора. Зимой эти рыбки погибли. Зато в каждом доме города в аквариумах, и просто в трехлитровых банках  резвились гуппики, рожденные в Малой Черепахе. В те годы вода в речках была чиста и прозрачна, как сейчас сказали бы «экологически чистая». Это подтверждает ее буйная живность: лягушки и гуппики.

 Затем, в начале 80-х, какое-то предприятие спустило в Малую Черепаху химические отходы, отчего речка стала белого цвета. После этого в балке не живут не то, что гуппики, даже лягушки. А как славно они горланили летними вечерами, усердно стараясь перекричать друг друга. Да и комаров было значительно меньше, ведь это любимое лакомство лягушек.


Еще одно воспоминание детства. После летнего дождя все тротуары и дорожки покрывались крошечными лягушатами. Какие же они были хорошенькие! С маленькими изящными пальчиками на лапках. Мы их с друзьями осторожно разглядывали со всех сторон и отпускали на волю. Что же с нашей природой стало? А вообще, двести лет назад во времена Александра-1 Малая Черепаха была степной речкой. Ширина ее достигала 6 метров, а глубина – 3,5 метров. Вот это была речка! Может ли в наше время кто-нибудь поверить, что теперешняя балка Вонючка, как ее прозвали в народе, была такой глубоководной и притом чистой рекой?! По ней можно было плавать даже на лодках. Вода была ключевой и в реке водилась настоящая рыба и раки. Пополнялась речка Малая Черепаха за счет грунтовых вод и атмосферных осадков. Во что превратилась речка в данное время можно судить по ее названию – Вонючка. Но виновата ли в этом сама речка? Ведь люди ее сделали такой. И теперь по средине города течет смрадная жидкость, которую трудно назвать речкой.. Помнится, Темерник в Ростове-на-Дону, когда-то был точно таким. Сейчас его очистили, посмотреть приятно. Когда же доберутся до нашей бедной Малой Черепахи?


Но вернемся к дороге, ведущей в Дубки. До революции эта улица называлась Старо-Почтовой, затем улица Дзержинского. Балка Малая Черепаха не изменила с того времени русла и также протекает мимо 2-ой больницы / по улице Ленина /, здание, которой было построено в 1837 г. на пожертвования Варваци. В новом 2-х этажного здании содержалась больница на 70 коек и богадельня на 30 коек. Затем М. Черепаха делает поворот и протекает через улицу Дзержинского около переулка Слесарного. Вот именно здесь и был построен мост по велению Александра-1 для удобства поездок в рощу Дубки. Елизавета Алексеевна, жена императора была очень больна, у нее была чахотка. Ей врачи приписали лечение на юге. Для этого царственные супруги и приехали в Таганрог. Государь с женой очень любили гулять в городском саду и роще. Знаменитые строчки А. С. Пушкина о Лукоморье могли родиться и в тенистой куще наших Дубков. А гимназист Антоша Чехов навсегда запечатлит образ любимой рощи в своих произведениях.


П. П. Филевский пишет, что в 18 веке город был сосредоточен у моря, ближе к гавани, по нынешней Греческой улице. Но едва ли далее Каменной лестницы. От гавани на юге жили моряки, там же было адмиралтейство и флотская церковь, ныне Никольская. В глубину материка город далее Старого базара не шел. Здесь были постройки для трех ярмарок, а далее степь, понижавшаяся к западу и переходившая в болотистую ложбину, поросшую камышом и богатую болотной дичью. Теперь там расположен Новый базар.

 
В 1812 г. при въезде в город началось строительство 2-х каменных столбов – шлагбаумов, обозначающих границу города. Постройка их завершилась 27 февраля 1814 года. Каждая опора  в виде четырехгранной усеченной пирамиды покоилась на кубическом каменном основании. Со стороны въезда в город на плоскостях пирамид крепились гербы Таганрога. Столбы венчали медные шары с позолоченными двуглавыми орлами, символами Российского государства. Шлагбаум представлял собой памятник архитектуры раннего классицизма. Через сто лет,  в 1912 году городские власти произвели капитальный ремонт обелисков. Шары и двуглавые орлы, венчающие пирамиды, сняли и заново нанесли позолоту. Каменные колонны и основания, на которых они покоились, отштукатурили цементным раствором. При Советской власти в 60-е года столбы разобрали, тем самым, уничтожив памятник, имеющий историческое значение. В свое оправдание ответственные работники исполкома дали невнятное объяснение, что столбы шлагбаума затрудняют движение городского транспорта. Так мы навсегда потеряли  Шлагбаум – ворота – Таганрога.


Сейчас,  на этом месте стоит копия  одной из пирамид, в уменьшенном виде. Жалкое подобие бывшего шлагбаума. Но людская память по-прежнему хранит название этого места, жители города говорят: « Встретимся у шлагбаума».         


Рецензии