Гонения на представителей духовенства

Гонения на представителей духовенства, осуществляемые в Дагестане, являлись составной частью политики советского правительства. 15 мая  1932 г. комиссией Политбюро ЦК ВКП (б) был принят план - «безбожная пятилетка».

Предполагалось к 1 мая 1937 г. ликвидировать в стране все культовые сооружения, вытравить из сознания людей религиозные убеждения. Дагестанские органы государственной власти старались не подвести центральное правительство и внести свой вклад в искоренение мусульманской религии в республике. Большинство репрессированных, навсегда расстались с Дагестаном. Переписка с родственниками на родине находилась под строгой цензурой.   В лучшем случае от властных структур приходили в Дагестан уведомления о смерти того, или иного ссыльного.

В докладе Дагестанского отдела ОГПУ за 1933г. приводились данные о сокращении  числа мулл и кадиев:

1) из 636 кадиев выполняли обязанности - 84 (13,2%);
2) бросили службу из боязни репрессий -    552 (86,8%);
3) из 1469 мулл выполняли обязанности - 528 (35,9%);
4) бросили службу из боязни репрессий  -    941 (64,1%);

Репрессии в отношении служителей культа и верующих, сочетались с повсеместным закрытием мечетей.
Из 1912 мечетей по 25 районам Дагестана на 1 октября 1933 г.:
1)действующими оставались 1037 (54,2%); 
2)полностью были закрыты по решению советских органов -208 (10,9%);
3)не были закрыты, но не действовали из-за отсутствия (нехватки) служителей культа, духовных лиц - 676 мечетей (35,5%); 
4)вовсе были разрушены 48 мечетей или 2,5%.

Во время широкой антимусульманской кампании конца 20-х – 30-х годов вместе с мечетями было закрыто большинство святых мест на территории горных селений. Могильными плитами с разгромленных комсомольцами уджагъабыр (мовзолей святых,пир у рутульцев) мостили танцплощадки, использовали их при строительстве административных зданий.  Многие святилища, расположенные в труднодоступных горных местностях, были заброшены и постепенно превратились в груды развалин. При этом некоторые почитаемые святилища удалось спасти и даже приспособить к советской действительности. При негласном поощрении со стороны некоторых советских и колхозных руководителей рутульцы уберегли от уничтожения ряд родовых кладбищ с тухумными уджагъабыр, закрепив их за собой как приусадебные участки. Святые могилы были обнесены оградами, внутри которых были посажены плодовые деревья.
Прекращение в 30-е годы ХХ в. массового хаджа к святыням ислама в Аравию привели к изменению важнейших мусульманских обрядов. Из «пяти столпов ислама»   фактически выпало паломничество в Мекку. Гибель исламской книжной культуры в ХХ в. отразилась и на практиках культа святых у рутульцев. Как отмечает сотрудник ИВ РАН В.Бобровников, в  20–50-е годы ХХ в. уджагъабыр приобрели еще одну новую функцию. Еще в начале 1920-х гг. в некоторых мавзолеях были замурованы целые частные библиотеки арабских рукописей, которые тем самым избежали уничтожения в годы репрессий. Страх перед силой шейхов был тогда так силен, что даже самые ярые советские активисты побоялись вытащить книги из мавзолеев.

В Центральном архиве республики хранятся документы о массовом закрытии мечетей по «ходатайству» граждан,  начиная в 1938 г. и  до начала Великой Отечественной войны 1941-1945гг.  Как свидетельствуют документы, Президиумы районных исполнительных комитетов представляли ходатайства, а постановления о закрытии выносились Президиумом Верховного Совета ДАССР. На одном заседании закрывались от 10 до 20 мечетей. В итоге за 2-3 года постановлениями Президиума Верховного Совета ДАССР было закрыто в республике  более 800 мечетей. Была закрыта и самая древняя мечеть на территории России – дербентская  Джума-мечеть. В 1938-1943 гг. ее отдали в распоряжение НКВД, и она служила городской тюрьмой.

С началом Великой Отечественной войны прекратилась атеистическая пропаганда партийных органов, остановились репрессии против духовенства. Наряду с представителями других конфессий  и местными органами власти, мусульманское духовенство организовывало сбор средств  в фонд «Обороны страны», помощь госпиталям, семьям погибших, призывало храбро сражаться с немецко-фашистскими захватчиками.

В 1944 г. мусульманам Советского Союза было разрешено организовать выезд паломников (хадж) к святым местам Саудовской Аравии. Это была политика сохранения социально-политической стабильности в стране в условиях военного времени с целью использования религиозных организаций и верующих на борьбу против фашистских агрессоров. Было разрешено открывать мечети в мусульманских республиках, в том числе и в Дагестане, восстановить закят в пользу бедных граждан.

В том же 1944г. было создано Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) в г. Буйнакске. Так в годы Великой Отечественной войны был начат процесс возрождения религиозных объединений  мусульман. К концу войны в действующих мечетях Дагестана работали 27 человек, из них кадиев - 13, помощников кадиев - 1, муэдзинов – 13.
Однако, несмотря на внешнее благополучие, правовые отношения между органами государственной власти  и религиозными объединениями все еще строились на основе постановления ВЦИКа и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. После войны органы государственной власти вновь активизировали антирелигиозную пропаганду. Так называемая «амнистия» религии, вновь сменилась диктатом и вмешательством органов государственной власти в дела в верующих.

Таким образом, как свидетельствуют выше приведенные документы, в первой половине ХХ века органы государственной власти и самоуправления республики приложили немало усилий для искоренения мусульманской религии из жизни дагестанского общества. С точки зрения истории, вполне понятно, новые власти, вели наступление по всем фронтам: промышленность, сельское хозяйство, просвещение, идеология. Вопрос о том, чтобы  создать какие-то идеологические, социально-бытовые и др. условия для верующих, для нормального функционирования религиозных организаций, даже не ставился на повестку дня.

В условиях строительства социализма, религия считалось врагом.  Лояльное отношение властей к служителям культа и верующим впервые годы советской власти, уже с середины 20-х годов сменилось запретами, гонениями, репрессиями. В литературе советского периода, мусульманское духовенство, которое, как известно, в истории Дагестана не раз выступало силой сплачивающей народы горного края, отныне именовалось как «отживающие силы общества», с которыми необходимо вести борьбу.  Массовое закрытие мечетей в республике, преследования за изучение Корана, чтения молитв, празднования священных для мусульман праздников,  естественно  вызывало ответную реакцию со стороны духовенства и верующих. 

Автор: Али АЛБАНВИ


Рецензии