Юноше, обдумывающему жизнь

«Путь в тысячу миль начинается с одного шага».
Лао-Цзы, основоположник даосизма, VI век до н. э.
и
«Думаю, в ближайшие 5 лет
в Россиянии будут самыми востребованными
профессии наемного убийцы и энергетика».
Безвестный блогер Авраменко Константин, 01.12. 2010г.


Заголовок из Владимира Маяковского, Поэма «Хорошо!». Буквально вся фраза звучит так;
Юноше,
      обдумывающему
                житье,
решающему -
          сделать бы жизнь с кого,
скажу
     не задумываясь -
                «Делай ее
с товарища
          Дзержинского».

Полвека уже, кажется, не читал Маяковского, а когда-то был он мой любимый поэт. Как прекрасны все без исключения рассветные зори всех революций! Какие горящие священным огнем глаза, которые скоро закроются навеки у кого от пули в сердце, у кого от голода в промерзлом лагерном бараке…, сколько надежд, которым так и не суждено было сбыться… Вместо лучезарного коммуния, где от каждого по потребностям и от пуза щей на халяву, разрушенная, развороченная взрывом страна, разлетевшаяся как астероидами дымящимися шестнадцатью осколками, и пустота в душах, иногда хватающихся за ностальгию по тем временам красиво-кровавого восторга, а иногда просто за стакан…

Жизнь нашего поколения, начавшаяся еще там, где читали Маяковского, подходит к концу. Друзья мои уже ушли почти все, скоро останусь я один, их «сын полка», которого они так любовно растили, наставляли на путь истинный, учили мудрости жизни. Вот и мне, в свой черед, захотелось поделиться с нынешними молодыми, обдумывающими житье, тем опытом, духовным запасом, что накопил я за, увы, недолгие свои годы. Может, кому-то мои нравоучения помогут избежать тех ошибок, которые по незнанию совершил я. Говорят, умный учится на чужих ошибках…

Конечно, читать сейчас Маяковского совершенно невозможно, каждая строчка режет слух, время его прошло еще при нем, и это-то и заставило его нажать курок в том далеком 14-м апреля 1930 года. Понял прекрасный поэт, что растратил дар он свой на восхваление зла, и молодых не с тех пример брать учил. Страшное прозрение, не дай Бог никому так прозреть.

Но есть ценности вечные, не подвластные конъюнктуре. Вот я о них и хочу поговорить.

Что я бы сказал моему сыну, будь он у меня? Хотя нет у меня сына, а внуку я просто по времени ничего не успею сказать, да и не поймет он меня, он человек другого мира и я для него иностранец и по языку, и по менталитету, как для меня папуас или президент Кот-д'Ивуара. Мало что чумазый, так еще и болтает всякие туземные нелепости.

Поймет и оценит мой опыт только русский юноша, это уж точно. И то только сейчас. Потом тоже будет неактуально. Одно из двух: или в России жизнь станет совсем не похожей на нынешний кошмарий, или русских юношей совсем заменят здесь юноши китайские.

Самое главное, я считаю, это душевное спокойствие, способность наступать на горло эмоциям. Это позволит избежать множества тяжелых ошибок. Я плохо контролировал свои эмоции. У меня были две жены, и обеих я потерял по психанутости. Первую – я тогда только что приехал в Херсон, а она оставалась в Москве, она была на курс ниже меня, она только заканчивала диссертацию. Так сидели мы, не помню на какой праздник, у моей однокурсницы-экономистки Тони Азовской и ее мужа Коли и болтали под «Перлыну степу» про то-сё. Она и скажи, что моя Тамарка нашла себе там мне заместителя. Сейчас я бы только посмеялся, а тогда побежал, настрочил письмо страшнее не придумаешь. В результате суд Днепровского района и "Препинанне шлюбу".

Но меня, дурака, это ничему не научило, и позднее, уже переехав в Иваново и женившись снова, ребенок уж родился, я выкинул тот же фортель. Как черт во мне сидел, как порох загорался. А ведь жизнь сложена из компромиссов. И несчастен тот, кто на компромиссы не способен, кто слушает только себя, не оставляя окружающим ни свободы ни элементарного права на ошибку. Как мудро писал Гамзатов:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу,
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды,
Или не простившие меня.

Прекрасные стихи, задолби их наизусть, мой юный друг, и уберегут они тебя от одиночества в старости.

И берегите своих родителей. Помните, что никто никогда не будет любить вас больше, чем мать и отец. Не причиняйте им боль, ибо каждая их слеза отольется вам потом тысячей ударов в сердце. Я был плохим сыном, доставлял родителям много тревог и обид. Никогда не прощу себя за то, что целых пять лет болтался на чужбине, а в это время мои старики старели, у отца появилась смертельная болезнь, мать стала совсем седой, выплакав все глаза обо мне, блудном сыне…

В общении с противоположным полом будьте предельно осмотрительны. Не поступайте как Чапай из анекдота про члена суда. Этим вы можете изуродовать всю вашу жизнь. Помните, что от кобеляжа дети рождаются. К сожалению. А потом и сожаление вырождается в ишемическую болезнь сердца. Мой пример – тому наука. Не следует слушать зов желез. У человека, в отличие от собаки, есть еще и мозги. Помните, рождение нового человека – процесс, начинающийся с глубокого размышления. Мне нравится, как к этому подходят немцы: во-первых, они стараются избегать всяких свободных отношений. Я не говорю о публичных домах на Реппербанне, это тема особая, о ней еще стоит поговорить. Возможно, это хорошее средство от рождения детей-сирот при живых родителях и чудовишных детоубийств, так часто случающихся в России. Во-вторых, в брак они вступают по сравнению с нами поздно, за 30, когда уже и карьера, и квартира есть. К подбору спутника жизни подходят очень вдумчиво и практично. Планируют детей так, как планируют покупку чего-то очень дорогого и обременительного. Сто раз отмерь, один отрежь. Поговорка, вроде, наша, а вот мы сами ей следуем не очень.

И вообще, чаще включайте мозги. Бог дал их нам как автомобилю GPRS, чтобы мы не сбились с курса. И еще немаловажно быть целеустремленным. У меня два знакомых, учившихся некогда в одной группе на юридическом факультете. Один доучился до конца и стал генералом, а другой бросил на полдороге и таскает ящики на Центральном рынке. Нет, я не против дивертисментов, но тот, что стал большим человеком и отпуск проводит в Лондоне, мне как-то более симпатичен. Наметил цель – и достигай ее, не вихляйся как герой Вицина в «Кавказской пленнице».

А когда появятся дети, помни, что каждая совершенная тобой на их глазах глупость отольется тебе стократно. Родил ребенка – будь ему примером. Будь с ним как с равным, он действительно равен тебе, только мозг его еще не заполнен информацией, но он уже с самого момента появления на свет четко различает добро и зло, справедливость и несправедливость. Хорошая сейчас реклама идет: не унижай ребенка, это отнимает у него будущее.

Учись всю жизнь. Не важно, какую профессию ты изберешь, академика или повара. Важно, чтобы ты был Мастером. Нет плохих профессий, есть плохие специалисты. Я не имею в виду «профессию» киллера, но профессия энергетика – весьма почетна. Хотя автор второго моего эпиграфа в чем-то прав, нынешняя криминал-фашистская действительность мало пригодна для жизни порядочных людей. Еще востребована профессия продавца-консультанта и чиновника. Против первой не имею ничего против, а вторую, как и криминал вообще – не советую категорически! И не верьте, когда вам говорят, что «есть же и хорошие чиновники». Есть, конечно. Но их столько же примерно, сколько белых слонов. Чиновничество – это мафия, а в мафии рупь вход, два выход. Это знаю я не понаслышке. Там все повязаны «лифтом», системой подъема денег снизу вверх, и если кто-то, не дай Бог, перестает передавать, он сразу же выпадает из системы и с ним случается маленькое недоразумение, приводящее его в подавляющем большинстве случаев в морг.

И вообще, не пачкайтесь. Жизнь одна, и она много дороже любых «бабок». Они дают наслаждения земные, но отнимают радости духовные. Уж поверьте мне. Честный человек спит спокойнее.

Не грешите против заповедей не только евангельских, но и вообще житейских. В частности, если вас занесет в бизнесмены (когда-нибудь же этот способ заработка и в нашей стране перестанет быть криминальным), то не хапайте всё себе, щедро делитесь со своими работниками. Помните, если вы обманываете и обворовываете людей, то и люди поступают с вами так же. Не рубите сук, на котором сидите.

И вот, едва не забыл. Не ведите себя в жизни как пассажир в аэропорту: не ждите счастливого будущего, пренебрегая настоящим, и гоня его минуты как досадное приложение к тому будущему, вашему «рейсу». Помните, - нет уже прошлого, туда уже не вернуться, - нет еще будущего, и оно вообще может не наступить:  - есть только настоящее, тот «краткий миг между прошлым и будущим, и именно он называется жизнь»!

И в заключение рекомендации от моего кумира Боба Парсонса, в отличие от меня, человека из более продвинутого в плане морализирования мира - успешного предпринимателя, который прожил интересную жизнь и которому удалось создать одну из крупнейших интернет-компаний GoDaddy.

Правило 1
Жизнь несправедлива - привыкните к этому!

Правило 2
Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно.

Правило 3
Вы не будете получать 60 000$ в год сразу после школы. Вы не станете вице-президентом компании со спутниковым телефоном в машине, прежде чем Вы заработаете на них.

Правило 4
Вы считаете, что учитель слишком требователен? Подождите, когда станете начальником Вы.

Правило 5
Подавать гамбургеры не ниже вашего достоинства. Ваши дедушки и бабушки использовали другое слово для раздачи котлет - они называли это Возможностью.

Правило 6
Если Вы сели в лужу, это не вина ваших родителей, не хнычьте, учитесь на ошибках.

Правило7
До вашего рождения ваши родители не были такими занудами, как сейчас. Они стали ими, оплачивая ваши счета, стирая вашу одежду, и выслушивая ваши рассуждения о себе любимом. Поэтому прежде, чем начнете спасать мир от поколения своих родителей, вычистите сортир в собственной комнате.

Правило 8
Ваша школа, может быть, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа. Это не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью.

Правило 9
Жизнь не поделена на семестры. У вас не будет летних каникул и найдется немного работодателей, которые заинтересованы в том, чтобы вы НАШЛИ СЕБЯ. Ищите за свой счет!

Правило 10
Телевидение - это НЕ реальная жизнь. В действительности людям обычно приходится ходить на работу, а не сидеть за столиком в кафе.

Правило 11
Будьте обходительны с зубрилками и «ботаниками». Не исключено, что вскоре вы будете работать на одного из них.

- Иллюзии — это искаженное восприятие реальности. Они заставляют верить в то, чего не существует. Это очень опасно, потому, что окружив себя ими, люди перестают развиваться, стремиться к своей мечте и совершают необдуманные поступки. Самые распространенные из иллюзий:

1. «Я займусь этим позже, просто пока у меня нету времени» …
Это самая популярная иллюзия. Не существует такого понятия, как “нет времени”. Оно есть всегда и лишь вы можете решить, как им распоряжаться. Если что-то действительно важно для вас, вы найдете на это время автоматически.

2. «Я могу достичь своей цели быстрее» …
Многие стремятся добраться до пункта назначения раньше срока. Но это невозможно. Двигаясь к своей цели, вы должны пройти все вехи. Если же вы пропустите хоть одну из них, достигнутая цель не оправдает ваши ожидания.

3. «Я контролирую» …
Вы не контролируете абсолютно ничего, кроме собственного разума. Жизнь в любой момент может преподнести вам неожиданные сюрпризы.

4. «Я буду счастлив, если» …
Многие люди заблуждаются, думая, что наступит завтра, случится что-то хорошее, проблемы пропадут и они будут счастливы. Быть счастливым можно лишь в настоящий момент, а если вы не можете найти на это причину прямо сейчас, вы не найдете ее и в будущем. Попробуйте изменить ваше восприятие окружающего мира и, возможно, вы увидите, что для того, чтобы радоваться жизни, необязательно чего-то ждать.

5. «Я могу изменить других» …
Не стоит питать иллюзии, что вы когда-нибудь сможете изменить другого человека. Вы можете лишь изменить свое отношение к нему или вдохновить его на то, чтобы он попробовал измениться сам.

6. «Я сделаю это, когда» …
Не обманывайте сами себя, придумывая причины отложить ваши дела на потом. Вы можете ждать целый год пока приедет ваш дядя, чтобы он помог вам поклеить обои, но будьте уверены, что когда он приедет, найдется еще тысяча проблем, мешающих вам это сделать. Если у вас есть действительно важное дело, займитесь им прямо сейчас, иначе вы можете никогда его не закончить.

7. «Я поупражняюсь, когда у меня будет на это больше сил» …
Если вы хотите упражняться, начните прямо сейчас, а если вы не хотите этого делать, не оправдывайте себя ложными обещаниями.

И вот еще от него же. Просто раздумья о жизни. Раздумья мудрого человека.

1. Вылезайте из своей зоны комфорта и держитесь от неё подальше. Я верю, что когда мы находимся в своей зоне комфорта, не происходит ничего, что имело бы значение. Я слышал, как люди часто говорят: «Мне важна стабильность». Я на это отвечаю просто: «Стабильность для мертвецов».

2. Никогда не сдавайтесь. С первой попытки редко что получается. Лишь потому, что у вас что-то не получилось, не стоит делать выводов, что вообще ничего не выйдет. Это лишь означает, что вы выбрали неверный подход. Если бы это было легко, то каждый бы мог это сделать, и для вас не было бы никакого шанса отличиться.

3. Если вы готовы сдаться, значит, вы куда ближе к успеху, чем предполагаете.
Есть старая китайская поговорка, которую я очень люблю и считаю, что она верна. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

4. Что касается всех тех вещей, которые вас беспокоят: заранее смиритесь с худшим, что может произойти. Причём постарайтесь понять в деталях, как именно это «худшее» может выглядеть. Очень редко худшее развитие событий бывает хуже развития событий «неопределённых». Мой отец говорил мне раньше, когда я лез вон из кожи, пытаясь развить Parsons Technology - «Хорошо, Роберт, если это не сработает, это тебя не съест».

5. Сфокусируйтесь на ваших желаниях и помните, что мысли материальны. Случится всё именно так, как вы об этом думаете.

6. Беритесь за такой объём работы, который можете осилить за один день. Не имеет значения, насколько сложной является ваша ситуация. Её можно преодолеть, если не увлекаться заглядыванием в будущее, а сфокусироваться на решении текущих задач, стоящих перед вами в настоящий момент. Вы сможете решить любую проблему, разбивая её на ежедневные задачи.

7. Всегда двигайтесь вперёд. Никогда не прекращайте вкладывать в будущее, не прекращайте самосовершенствоваться, не прекращайте делать что-то новое. В момент, когда вы остановитесь в том, чтобы делать своё дело лучше, оно начнёт умирать. Поставьте себе цель становиться лучше каждый день, хоть ненамного. Руководствуйтесь японской концепцией «кайдзен». Ежедневные небольшие свершения приведут в конечном итоге к большой победе.

8. Принимайте решения быстро. Помните, что говорил генерал времён Гражданской Войны Текумси Шерман: «Хороший план, выполненный сегодня, во много раз лучше идеального плана, выполненного завтра».


9. Измеряйте всё, что для вас значимо. Я клянусь - это правда. Всё что измеряется и находится под присмотром, развивается.

10. Всё что оставлено без присмотра разрушается. Если вы хотите выявить неизвестные вам проблемы, то обратите свой взор на области, которые оставались без вашего внимания какое-то время. Я гарантирую, что проблемы будут именно там.

11. Следите за своими конкурентами, но уделяйте большее внимание тому, чем вы занимаетесь сами. Когда вы наблюдаете за конкурентами, помните, что всё выглядит хорошо с большого расстояния. Даже наша планета, если отлететь от неё на приличное расстояние, может показаться мирным местом.

12. Никогда и никому не давайте себя запугать. В нашем обществе, с нашими законами и условиями равенства, вы имеете столько-же прав заниматься своим делом, как и другие. При условии, что ваша деятельность законна.

13. Никогда не ждите от жизни справедливости. Жизнь несправедлива. Вы сами создаете себе препятствия. Будет неплохо, если единственным определением справедливости для вас будет нечто вроде оплаты проезда в автобусе (примечание переводчика: здесь игра слов: fair (справедливость) и fare (плата за проезд)).

14. Решайте свои проблемы сами. Вы обнаружите, что решая свои проблемы самостоятельно, вы сможете быть на переднем краю бизнеса. Masura Ibuka, со-основатель корпорации SONY верно заметил «Ты никогда не добьешься успеха в технологиях, бизнесе или в чём-то другом, если будешь просто следовать за другими». Также есть старая восточная поговорка, которую я регулярно себе напоминаю. Звучит она так: «Мудрый человек сам себе советчик».

15. Не судите себя слишком строго. Часто, как минимум половина наших достижений - это результат удачи. Никто из нас не контролирует свою жизнь в той степени, в которой ему кажется.

16. В жизни всегда есть повод для улыбки. Найдите его. В конце концов, вам повезло, что вы живы. Жизнь коротка. Всё больше и больше я соглашаюсь со своим младшим братом. Он постоянно напоминает мне: «Важно прожить жизнь не долго, а хорошо».

Валентин Спицин.


Рецензии
Какой прекрасный сборник афоризмов, просто путеводитель по жизни.)
Спасибо , мне о чень понравилось, хотья и не юноша.
С глубоким уважением, Александра

Алекс Харр   04.11.2011 19:30     Заявить о нарушении