Рассказ старой липы

Присаживайся, отдохни в моей тени. Я тебя еще в начале аллеи заприметила. Что ж, за тот срок, что живу я на этом свете, научилась я в людях разбираться. Вот и ты, я вижу, речь мою понимаешь. Это для тех, кто не желает слышать – всего лишь скрип веток старой липы, а ты, я вижу, в жизнь жадно всматриваешься. Дай я тебя ветерком омою, чтобы складки твоего лица расправились, печали, заботы суетливого города за оградку парковую сдую… Теперь хорошо? Готов слушать? Я ведь тут, почитай, последняя из долгожителей осталась. Меня еще в 1824 году посадили в ограде нового собора, что построили в центре Саратова в честь победы 1812 года.  Бульвар наш величали сначала Александровским по собору,  это уже позже, когда он разросся до размеров городского сада, горожане дали ему название «Липки». 

Не поверишь, я до сих пор помню это свое первое лето. А было оно на редкость засушливым.  Из Волги тогда воду возили для того, чтобы мы не погибли. Каждому деревцу полагалось по 6 ведер в неделю. Помню, что от скотины, да от людей непотребных нас тогда охранял специально нанятый унтер-офицер. Поговаривали, что за эту должность из городской казны ему начислялось до 8 рублей ежемесячно. Да не больно ретиво он службу нес. Сколько тогда моих сестричек обломали, покалечили.

А в 1876 году, помнится мне, на месте скромного бульвара, решили высадить целый парк. Ходили слухи, что указание дал сам городской голова. Надоела ему критика чахлых посадок в самом центре города.  Тогда из окрестных лесов навезли множество саженцев кленов, тополей, акаций, сирени, сосны, орешника, калины. В городском саду разбили несколько клумб, устроили эстраду, на которой выступал оркестр. Горожане угощались здесь сладостями, чаем, кумысом.

Знаешь что о «Липках» писал саратовец Константин Федин в своем романе «Первые радости»: «В городе был большой бульвар с двумя цветниками и английским сквером, с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое... Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстакаде, построенной в виде раковины... Бульвар назывался «Липками» и под этим именем входил в биографию любого горожанина, как бы велик или мал он ни был...»

Ой, а скольких известных людей я повидала на своем веку. С Николаем Чернышевским мы почти ровесниками были. Помню я его еще Николенькой, гуляющим по аллеям с батюшкой Гаврилой Ивановичем. Помню я Николая Гавриловича и семинаристом, когда поступил он в духовную семинарию, правда, там он не доучился, в Петербург уехал. Красивый, статный, задумчивый юноша. Ой, да ты, наверняка, видел – памятник у самого входа в «Липки» стоит. Всю жизнь метался, всю элиту российскую заставил задуматься над тем «что делать», а умирать в родной город приехал. Здесь, на Воскресенском кладбище его и похоронили.

На аллеях часто можно было видеть саратовских художников, занимавшихся пленэрной живописью. Я и Виктора Борисова-Мусатова помню, талантливый юноша. А ведь из простой семьи, мещан, бывших крепостных. Батюшка его, Эльпидифор Борисович служил  железнодорожником.

И первого космонавта Юрия Гагарина помню, правда, тогда он еще студентом индустриального техникума был. Открытый, улыбчивый парень. А скольких артистов, что родились на земле саратовской, помнят наши аллеи: Сергей Филиппов, Борис Бабочкин, Борис Андреев, Олег Янковский. Ты знаешь, наши деревца, особенно те, что помоложе, большие сплетники. Вот, совсем недавно, в родной город Олег Табаков приезжал, говорят, таланты разыскивать. Олег Павлович знает о богатствах малой родины. Так вот, наши тополя-березки месяц еще в тишине ночного парка его визит обсуждали…
Что, утомила я тебя своим рассказом? Набрался сил? Ну иди, иди, что тебе старое ворчание слушать. А как усталость вновь покроет твое лицо, ты опять ко мне приходи, я тебя ветерком умою, да еще какую-нибудь историю расскажу…


Рецензии
Да много тут знаменитостей
и шахматных тоже
Кстати, в наших краях неподалеку Гагарин приземлился
и Обама бывал

Просто Абрамов   08.10.2017 09:19     Заявить о нарушении
Про Обаму не слышала ))) О шахматных знаю много, дочка серьезно занималась. Да вообще у нас тут одни смутьяны, от известного "Что делать?" до сих пор страна не отойдет )))

Елена Гвозденко   08.10.2017 09:21   Заявить о нарушении
Так может мы и дочку Вашу знаем?
Моя дочка заняла 4 место в области среди женщин, а я 1 место среди ветеранов

Просто Абрамов   08.10.2017 09:31   Заявить о нарушении
Она сейчас не играет, а раньше занимала 1 места в городе, ездила на турниры.

Елена Гвозденко   08.10.2017 09:35   Заявить о нарушении
Мы тоже не играем так нас не пускают из за отсутствия гражданства РФ
но года три назад почему то пускали
У дочки Ваша фамилия?

Просто Абрамов   08.10.2017 09:39   Заявить о нарушении
Я не хочу на сайте давать информацию о близких.

Елена Гвозденко   08.10.2017 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.