Сказочка 43 Какая чудная игра

Начало 50-х. Четверо друзей-студентов живут в загородном общежитии Института искусств. Живут хоть и голодно, но весело: разыгрывают друг друга и многочисленных обитателей общаги. Неожиданно друзьям пришла в голову грандиозная идея — использовать в розыгрышах радиоприемник и имитаторские способности Рыбкина, умеющего говорить голосом знаменитого Левитана. Это была самая захватывающая игра! Но они забыли, в какое страшное время живут...

Они забыли….

Но и Петр Тодоровский, режиссер, сценарист, актер и даже композитор тоже кое-что выпустил из виду, когда старался подчеркнуть сверх-реальность всего происходящего в этом вполне добротном и почти безупречном фильме («Какая чудная игра», производство: Мирабель-фильм / Студия "Круг", Россия, 1995).

События происходят зимой 1951 года, а могли бы быть и зимой 1954 года, и 1965 и так далее до … 1986 года. С Горбачевской перестройкой никак нельзя связать сверхсуровую расплату за невинную шутку с радиоприемником. Режиссер же не просто дал понять, а «уточнил» вероятность разыгрываемых событий в период с января по конец марта 1951 года. Мальчик, говорящий по радио голосом Левитана, называет дату снижения цен на «продукты питания и вино-водочные изделия» - 1 апреля 1951 года…

Не надо было этого делать, сказал бы просто – с 1 апреля и все…

…Без этой сцены вполне можно бы было обойтись, так как все знают, что в 50-е годы «вершиной морального разложения» для комсомольца была любовь ко всему западному. А любить «рок» и «джаз» было равносильно измене родине… Мальчикам для расстрела и без рок-н-рола хватало «антисоветчины»…

Помните эпизод: железнодорожник, верный ленинец-сталинец и стахановец, в щелку наблюдает за развратной сценой, происходящей в темном чулане. Там мальчик и девочка танцуют рок-н-ролл под музыку Билла Хейли (но без слов, только инструментализ).

 рок круглые сутки

Это абсолютно нереально и невозможно – «Pок круглые сутки подряд», который считается первым синглом, называемым именно «рок-н-ролл» и не иначе (основатель жанра), был записан на пластинку 12 апреля 1954 года в городе Нью Йорке (фирма Декка Рекордз). Более того, в 1951 году ни в одной стране мира и ближайших планет ни одна девочка и ни один мальчик физически не могли танцевать что-либо подобное.

То есть, сбацать можно было …, но что? Какой «развратный танец» существовал тогда, чтобы голодные и плохо одетые дети в Москве могли слышать о нем?

 Необходимо углубленное исследование, чтобы ответить на этот вопрос.

Начнем же издалека, из космических глубин, так сказать…. Есть такая звезда в межпланетном пространстве (без всяких кавычек звезда – нормальный небесный астероид) по имени Биллхэйли 79896. В 2006 году международный астрономический союз назвал так вновь открытую звезду в ознаменование 25-ой годовщины со дня смерти Билла Хэйли – идола не только астрономов, но и всего «прогрессивного человечества». А могилы его нет ни на Земле, ни в космосе: он завещал развеять свой прах. Место это не известно (тоже согласно завещанию Билла).

Билл Хэйли почти забыт сейчас… Имена Элвиса Пресли, Бадди Холли, Чака Бэрри, Бо Диддли, в основном, на слуху, когда хвалят или ругают поп, брэйк и хип-хоп с рэпом в придачу – мол, спасибо вам или «чёрт бы вас побрал» и рожденный вами рок-н-ролл.

Справедливости ради надо отметить, что когда Билл Хэйли уже сочинял настоящий рок, исполнял его в многотысячных аудиториях, записывал на пластинки, то никто еще не произносил вслух это слово, а названные «гиганты» жанра не записали ни одной пластинки и делали лишь первые робкие шаги. С 1954 года и до 1956 года пластинки «Рок круглые сутки», «…Oт этого сбрендить можно…», «До встречи, аллигатор», «Камня на камне не оставлю от вашей забегаловки» достигли тиража 60 миллионов экземпляров. На этикетках на века сохранено название музыкальной группы (ансамбля) – Билл Хэйли и его Кометы Bill Haley & His Comets.

«Объять необъятное» невозможно…. Билл Хэйли – это и небесное тело, и маленький земной «непознанный свингующий объект»…

Рассмотрим все, что он сотворил до начала 1951 года. Могли ли его произведения быть на слуху за «железным занавесом», чтобы разрушать карьеры сотен и тысяч пай-мальчиков и девочек из номенклатурно-благополучных семей Союза Советских республик, а он сам стать антисоветчиком № 1 и главным идеологическим диверсантом?

William John Clifton Haley родился в 1925 году в городишке Хайланд Парк (штат Мичиган). Мальчик был слеп на один глаз с рождения, а попытки операции, на которую родители решились в 30-годы, только усугубили страдания. Помимо слепоты добавились беспорядочные и неконтролируемые движения левого глазного яблока, что невозможно было скрыть. Необычная скромность Билла, которая стала главной чертой его характера, объясняется именно этим его физическим дефектом. Семья Хэйли жила ниже уровня среднего класса, но в благополучной «белой» Америке, штатах, называемых Новой Англией. В этих местах музыка стиля кантри не популярна, и непонятно, как у школьника Билла вдруг возникла любовь к этому жанру. Он освоил почти виртуозный стиль игры на гитаре, стал пробовать свой сильный и проникновенный голос на публике, и, наконец, к 14 (!) годам окончательно решил всего себя посвятить песне. Он бросил школу и начал скитаться по штатам восточного побережья.

В 1944 году началась его профессиональная карьера в ансамбле, исполнявшем музыку кантри. Публика была без ума от того, что выделывал парень Билл, особенно, когда подражал тирольскому стилю пения (стиль йоделинг, с таким-эдаким подвыванием). Считается, что в 1946 году он записал свою первую пластинку " Она учила меня петь по-тирольски She Taught Me to Yodel". В 2006 году найдена эта запись фирмы Vogue Records, доказано, что исполнитель Билл Хэйли, но пластинка не сохранилась.

http://www.youtube.com/watch?v=Y8e_ghgGrYk   она учила меня петь по-тирольски

Перестав скитаться, Билл Хэйли обосновался в городе Честер (штат Пенсильвания). Он сколотил группу музыкантов и дал ей громкое название «Четыре туза западного свинга». Тузы (асы) – пока никому не известные Билл Хэйли (вокал, ритм-гитара), Джонни Гранд (ударные, перкуссия), Ал Рэкс (контрабас) и Билли Вильямсон (стальная гитара – так называлась установка с электронным усилителем, имитирующая звук гавайской гитары). В 1948 году вышла пластинка «Поцелуи-конфетки» - первая запись Билла Хэйли на фирме Ковбой рекордc, получившая признание всей Америки.

Это – отнюдь не рок, а «хорошо темперированный клавир» того, что называли пенсильванские польки. Да и слова там … какая-то «размазня и манная каша»:

‘не хочу, чтобы ты уходила, потому что ты мне даешь поцелуи-конфетки, твои П-К все время помню и, как ребенок в кондитерскую лавку, к тебе возвращаюсь, чтобы ты мне дала новых П-К’… и тому подобная лирика…. В общем, та еще песенка местного значения.

http://www.youtube.com/watch?v=gviIRbc8E5Y   поцелуи-конфетки

1949 год «асы» встречают с новым названием «Наездники» или, если хотите, «Все время на коне», в переносном смысле, который мы, русскоязычные вкладываем в такое словосочетание. Они много работают, меняют, как перчатки звукозаписывающие компании, но так ничего оригинального не сотворив за два года.

В 1951 году судьба сводит Билла Хэйли и Дэйвида Миллера – владельца маленькой фирмы грамзаписи Холидэй Рекордз. Он настоял на том, чтобы «Наездники» оставили в стороне свой «сахарный сироп» и оживили вспышками («языками пламени») мелодию ритм-и-блюза. Известная песня «Ракета-88», посвященная любимой марке автомобиля, несмотря на протесты Билла Хэйли была усилена при записи гитаристом Дэнни Сетроном.

Получился почти настоящий рок-н-рол, а слова,… слова,… вслушайтесь и вы почувствуете… почти то же, о чём «хрипел» Высоцкий в «Смерти истребителя»: ‘я – «ЯК», истребитель, мотор мой звенит. Но тот, который во мне сидит, считает, что он – истребитель’. Билл Хэйли нежно так своим приятным голосом выводит – «у меня глаза выскакивают из орбит, голова болит, перегреваюсь, вот-вот взлечу на воздух, но … я спалил весь свой бензин. Все потому, что я – ракета, «Ракета 88», а потому, что я – ракета, «Ракета 88» (Oldsmobile 88 Rocket V-8, Hydra Matic Super Glide, Power Windows, Power Steering, Power Seat, De-Luxe Radio, Autronic Eye, Traffic Light Viewer, Rear Fender Panels and lots of other options).

http://www.youtube.com/watch?v=TPLS2i9dSy0   «Ракета 88»

Но это уже вторая половина 1951 года, а значит, ни одно из произведений Билла Хейли не было известно у нас и, поскольку мы решили ограничиться ранним периодом его творчества, то на этом надо ставить точку.

Позвольте еще несколько слов.

Возникновение рок-н-ролла как стиля или музыкального жанра и быстрое восприятие его благополучным белым населением США (потом и всеми цветами человеческих рас в мире) обычно связывают с эрой правления президента Эйзенхауэра. Мол, феномен этот – реакция протеста на политику Айка, в частности, развязывание войны в Корее, дискриминация черных, рост цен, а затем и война во Вьетнаме (уже при Кеннеди) и т.д….

Однако….

В 1951 году, на минуточку, не было еще Кореи, дискриминация была такой же, как и десятки лет назад, знаменитая олдсмобилевская «Ракета 88» стоила $2354, а Кеннеди не был еще и сенатором…

Советские мальчики и девочки не могли в 1951 году танцевать рок-н-ролл, как бы не хотелось Петру Тодоровскому подчеркнуть их «аморальный облик». Помимо того, что это пошлый штамп («сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь»), так это – и режущая глаза и слух небылица о сильно «преждевременных родах» любимой не только Тодоровским, но, как мы знаем, всем «советским народом» песни одноглазого американца.

Ещё «не сложили радостную песню о великом друге и вожде» Билле Хэйли, а жаль…

С 1951 по 1953 годы его «Наездники» записали три выдающихся хита "Green Tree Boogie Буги зеленое дерево" "Rock the Joint Камня на камне не оставлю от вашей забегаловки" и, наконец,"Rock Around the Clock Pок круглые сутки подряд". Но уже не было ни «Асов», ни «Всегда на коне – наездников», а начитали свою уверенную поступь в бессмертие «Билл Хэйли и его кометы».

На этом – сказке конец, а кто слушал, - молодец….

А теперь официально признанный ПЕРВЫЙ в мире рок-н-ролл, как он звучал в записи одна тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года месяца мая двадцатого числа от Рождества Христова (фирма Декка, Нью Йорк-сити):

 Билл Хэйли

One, two, three o'clock, four o'clock, rock,             Час, два, три часа, четыре часа, рок
Five, six, seven o'clock, eight o'clock, rock,            Пять, шесть, 7 часов, 8 часов, рок
Nine, ten, eleven o'clock, twelve o'clock, rock,       9, 10, 11 часов, 12 часов, рок.
We're gonna rock around the clock tonight.            Мы собираемся плясать рок круглые сутки

Put your glad rags* on and join me, hon,         Одевайся получше и танцуй со мной, милашка
We'll have some fun when the clock strikes one,   Повеселимся, когда пробьёт час.
We're gonna rock around the clock tonight,          Мы собираемся плясать рок круглые сутки
We're gonna rock, rock, rock, 'til broad daylight.  Будем плясать до самого «белого дня»
We're gonna rock, gonna rock, around the clock tonight. С ночи будем плясать круглые сутки

When the clock strikes two, three and four,                Когда часы пробьют 2, 3 и четыре
If the band slows down we'll yell for more,                Пусть только оркестр замедлится
We're gonna rock around the clock tonight,            Мы потребуем – давай. Мы будем плясать
We're gonna rock, rock, rock, 'til broad daylight.    Круглые сутки до самого яркого дня
We're gonna rock, gonna rock,                Мы собираемся плясать круглые сутки
around the clock tonight.

When the chimes ring five, six and seven,                Когда часы пробьют 5, 6 и семь
We'll be right in seventh heaven.                Мы отправимся прямо в рай
We're gonna rock around the clock tonight,              Мы собираемся танцевать круглые сутки
We're gonna rock, rock, rock, 'til broad daylight.
We're gonna rock, gonna rock, around the clock tonight.

When it's eight, nine, ten, eleven too,                Когда часы пробьют 8, 9, 10, и 11
I'll be goin' strong and so will you.                Я снова наберусь сил и ты также
We're gonna rock around the clock tonight,           Мы намерены танцевать круглые сутки
We're gonna rock, rock, rock, 'til broad daylight.
We're gonna rock, gonna rock, around the clock tonight.

When the clock strikes twelve, we'll cool off then, Когда часы пробьют 12, нам – хоть бы хны
Start a rockin' round the clock again.                Начнём танцевать рок новые сутки подряд
We're gonna rock around the clock tonight,             Мы намерены танцевать круглые сутки
We're gonna rock, rock, rock, 'til broad daylight.
We're gonna rock, gonna rock, around the clock tonight.

------------
* glad rags – жаргон: самая изысканная одежда (буквально: тряпки для радости)


Рецензии
О, Боже! в СССР постоянно менялись периоды преследования и объявлялись "буржуазным", то одни, то другие "западные" танцы и направления преследовались даже и фокстрот, и танго, Обычно безуспешно пытались внедрить бальные танцы 19-го века. в 51 наверняка что-то преследовалось и осуждалось. но если бы режиссер чётко придерживался исторической правды, его бы просто не поняли. Но я ценю Вашу эрудицию и ставлю понр.

Вадим Фомченко   13.04.2013 13:45     Заявить о нарушении