Часть 3. Грязные половецкие пляски
Неудачное слово «кочевник», что оно
означает, не скажет никто.
Мурад Аджи
«Никто не хранит тайны лучше, того, кто её не знает», – гласит восточная мудрость… Малоизвестный учитель петербургской гимназии, П.А.Наумов, своим «монголо-татарским игом», высосанным из пальца аккурат к 600-летию битвы на Калке, нанёс будущим поколениям «корифеев» исторической науки такую жесточайшую психологическую «травму», что напрочь отбил у них охоту мыслить здраво и логически непротиворечиво, на многие десятилетия вперёд… Мало кто обратил тогда внимание на то, что предки россиян об «иге» не догадывались, что этот термин в русских летописях не встречался, зато «цивилизованный» Запад, устами, например, поляка Матея Меховского или немца Христофора Крузе, бубнил о том самом «иге» с завидным постоянством. Даже на то, что «иго» – очевидная калька с латыни («subdidit se iugo Christi» - «веровать, значит надеть на себя ярмо Христово») должного внимания в XIX-XX вв. никто не обратил… Всё правильно: пренебрежение к азиатской, тюркской культуре и «Великой Степи» империя Романовых получила «в наследство», как «отрыжку» уже устоявшейся к тому времени европейской литературно-исторической «моды». Шли годы, менялись политические режимы, а махровая идеология «кочевого варварства» благополучно «пережила» и Российскую империю, и СССР, оставаясь, по-прежнему, востребованной…
Горе от… предвзятости
Отечественных научных «светил», видимо, вполне устраивали и однобокий «европоцентризм», одобренный ватиканскими «первоглобалистами», и то позорное место, на европейских «задворках», которое они предназначили «дремучей» России. Но с таким отношением к делу нельзя было подвести мало-мальски убедительный «фундамент» под официальную историю «вольного» российского юга XVII-XVIII веков без того, чтобы не погрешить против истины, и не подвергнуть сомнению свою научную честь и репутацию. Тем не менее, на «Дешт-и-Кыпчак» («Половецкую Степь») и её древних «насельников» можно было совершенно безнаказанно «вешать собак», – ответить лжецам и фальсификаторам никто уже не мог, либо не хотел, из банального опасения прослыть «инфернальным пантюркистом».
Вот и «Слово о полку Игореве», повествующее о неоднозначных взаимоотношениях Древней Руси с её ближайшими соседями, густо сдобренное ориентализмами и половецкой символикой, непостижимым образом превратилось в памятник (исключительно!) славянской, «древнерусской литературы»… Даже такое небольшое, «камерное» поэтическое произведение советские профессора и академики едва не исковеркали до основания, не только не исправив заблуждения прошлых времён, не только не предложив удовлетворительные варианты расшифровки его «тёмных мест» и тайных «смыслов», но даже изрядно преумножив чужую «околесицу»! Например, академику Рыбакову однажды «померещилось» (вслед за русским филологом конца XIX века А.И.Соболевским), что композиция «Слова» якобы несовершенна, и он выдвинул «радикальное предложение» - переместить «на другое место» аж 6 (!) фрагментов хрестоматийного текста! А ещё он обнаружил в тексте поэмы в общей сложности полтора десятка «смысловых сбоев», якобы обусловленных «дефектами» мусин-пушкинского списка…
Лично я читал о «Слове» всякое и разное, но подлинным «апофеозом» глупости и предвзятости, по моему субъективному мнению, стала микрорецензия на оперу композитора А.Бородина «Князь Игорь» от известного московского литературоведа В.Г.Маранцмана (Литература 9 класс, М., «Просвещение», 1998, с.66-67). Чему же Владимир Георгиевич, ещё совсем недавно, учил российских школьников? А вот чему: «Половецкие пляски одушевлены неистовством, это движение, которое стремится не к ясной цели, а к хаосу. Здесь много пылкости, энергии, игры, но в опьянении вихрем движения нет смысла, это движение ради движения, страсть ради страсти… Жестокость восточного мира смягчается дуэтом Кончаковны и Владимира… Произведение XII в. звало к союзу русских сил, а не к слиянию с половцами. Реальная угроза для русской земли (?) не позволила автору «Слова» (А собирался ли он это делать? – А.Н.) поэтизировать любовь сына Игоря к ханской дочери»… Судя по приведённой цитате, душевное здоровье некоторых российских профессоров может вызывать такое же сомнение, как и удовлетворительное состояние ЦНС у давно вымерших степных «психопатов», бесцельно перемещавших в пространстве свои «варварские» тела, в тайной надежде на то, что им будет позволено «слиться» с Русью в «братском экстазе». Впрочем, известные детали оперного либретто (в частности, фальшиво-патетические стенания «князя Игоря») какой-то иной реакции вызвать не могли…
Десятилетиями высоколобые «навукоўцы» (то-бишь, по-белорусски, «учёные») призывали наших людей религиозно поклоняться «Слову», почитать его за некую святыню, навроде «Манифеста Коммунистической партии», насмерть защищать его от «идеологических диверсий», а в специальных работах писали сущую «ересь» про князя-авантюриста и «шкурные» мотивы его похода в Степь… Примеров не перечесть! Б.А.Рыбаков в книге «Слово о полку Игореве» и его современники» (М., 1972) писал: «… Игорь не был борцом за Русскую землю и действовал преимущественно в своих интересах» (А кто действовал тогда, в XII веке, в интересах «чужих» академик Б.А.Рыбаков нам, к большому сожалению, так и не разъяснил)… предстал перед русскими людьми не как дерзкий победитель, которому можно было бы простить отдельные промахи, а как беглый пленник, князь сожжённой и ограбленной земли, полководец, погубивший всех своих воев и воевод». У другого академика, Д.С.Лихачёва, читаем в работах разных лет: «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев в 1185 году малозначительного новгород-северского князя… Игорь Святославич – «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину (Это как прикажете понимать? - А.Н.), но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины (Что-что? - А.Н.)… Поход Игоря в 1185 г. преимущественно был набегом… рассчитанным главным образом на внезапность, и на отсутствие больших половецких сил, которые могли бы быть собраны против его дружин… Игорь и Всеволод своим непослушанием пробудили коварство половцев. Словами Святослава Киевского автор упрекает Игоря и Всеволода за поиски личной славы»… Известный специалист А.Н.Робинсон был не менее категоричен: князь Игорь – «примитивный политик и незадачливый полководец», занимавший «третьестепенное положение среди древнерусских князей» (Солнечная символика в «Слове о полку Игореве». «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI–XVII веков. М., 1978, с.50).
Советские гуманитарии так долго и «кудряво» (как им казалось) обманывали «славянофилов» из ЦК КПСС, так часто особым, «эзоповым» языком морочили им голову про якобы «исчезнувшие народы» и «вымершие языки», что и не заметили, как собственное враньё стало для некоторых из них нормой жизни и «второй натурой». А всё потому, что сами они очень удобно расположились «на загривке» крупнейших историографов XIX века: Карамзина, Ключевского, Соловьёва, Костомарова и др. И зачем жить своим умом, когда такие люди в стране российской есть? За достоверность сказанного «титанами» ручаться, конечно, не приходилось, но оспаривать или опровергать их взгляды было как-то жалко, и где-то даже боязно… Лев Николаевич Гумилёв называл такой стиль мышления просто и ясно – «гипноз предвзятых мнений», а академик Лихачёв (желая побольнее уязвить исследователя из Твери, А.Л.Никитина) дал, в действительности, блестящую оценку собственным воззрениям: «…мы имеем дело с имитацией научных аргументов и не более того». Когда же Дмитрий Сергеевич, в ответном письме к пытливому читателю В.В.Сокирко, заявил, что «…тюркских языков Сулейменов не знает», – это уже напоминало самую настоящую истерику, без малейших признаков здравомыслия! Неужели казахи – никакие не «тюрки», а казахский язык никогда не принадлежал к числу «тюркских»?.. Коли в ход шли такие убогонькие «аргументы», значит с «доказательствами» в советской «древнерусской филологии» ситуация складывалась совсем уж неважнецкая…
А как обстояли дела с научной объективностью и моралью у вышеобозначенных «классиков жанра»? Увы, плохо… Потомок крымских татар, г-н Кара-Мирза (Карамзин), всячески поносил своих предков, глаголя о великих и ужасных «кочевых империях» и «неутомимых степных злодеях», г-н Ключевский упорно распространял в русском обществе духовную «отраву» многовековой борьбы «леса со степью», г-н Костомаров упрекал кипчаков в том, что они вынудили-де «южноруссов» переселиться на север и превратиться в «москалей», а г-н Соловьёв, как «истинный ариец», простодушно-цинично утверждал: «Превосходство древнеевропейских народов над восточными нам понятно, потому что у первых мы видим чрезвычайно благоприятные природные, племенные и исторические условия, или условия народного воспитания… Также понятно нам превосходство новых европейских народов перед древними. Потому что к той же выгоде условий природных и племенных присоединился запас древней цивилизации… присоединилась общая жизнь народов при высшей религии… Но мы не имеем никакого права сказать, что… племена монгольские, малайские и негрские могут перенять у арийского племени дело цивилизации и вести его дальше»… Чем не расизм, в стиле «мифологии» рейхсминистра А.Розенберга?
Совершенно убийственную характеристику уровню исторических исследований XIX в. дал Л.Н.Гумилёв: «Нельзя сказать, что русская наука предреволюционного периода была отсталой, но и передовой она не была. Юридическая школа сомкнулась с экономической в самом остром вопросе истории Древней Руси – проблеме восточных соседей. И вывод обеих школ был один: «Бей дикарей!». И не надо думать, что Лев Николаевич, как тюрколог, был особенно пристрастен к своим предшественникам. В 1899 г. востоковед Г.Потанин, в книге «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе», выражался не менее резко: «Пренебрежение учёных к степным народам задерживает развитие науки. Установлению правильных взглядов на роль этих варваров и на историю духовно-культурных заимствований мешает наше арийское высокомерие, ложная историческая перспектива».
Печальная история публичной «порки» историка А.А.Зимина, о которой мне уже приходилось писать выше, содержала материал огромной, просто «взрывной» силы – замечания и отзывы по поводу его гипотезы крупнейших советских тюркологов – но из него никто не удосужился сделать правильных выводов. А ведь все они, буквально в один голос, подсказывали разгорячённым оппонентам: автор «Слова о полку Игореве» обнаружил прекрасное знание особенностей кочевого быта, ему был знаком, образно говоря, «колорит» степных кочевий, даже «аромат степи»! Н.А.Баскаков и А.А.Валитова окончательно «добили» версию «мистификации XVIII века», справедливо указав на то, что ни один автор, при тогдашнем состоянии познаний в тюркологии, не мог воспроизвести «специфическую» булгаро-гузо-половецкую лексику и сюжеты тюркского эпоса и мифологии, изучение которых началось только в конце XIX cтолетия. А вот в отношении XVII века советские ориенталисты, как мы увидим позже, слегка поторопились с выводами… Подытожил же аргументацию советских востоковедов академик В.А.Гордлевский: «Когда «Слово о полку Игореве» говорит о половцах, обнаруживается понимание степной обстановки; это не литературный пересказ, а нечто очень близкое автору поэмы». Дабы привести российских «квасных патриотов» в окончательное уныние, с удовольствием процитирую Н.А.Баскакова («Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978): «…Знакомство неизвестного для нас автора "Слова о полку Игореве" с тюркским миром представлений, сказочных и эпических образов можно объяснить лишь непосредственным общением с тюркоязычными народами (sic!), соседствующими с кочевыми и полукочевыми племенами и с княжеским окружением, из которого, безусловно, сам он происходил»… Вот так. И никто Николаю Александровичу возразить не осмелился, и никто набор его статьи не рассыпал, и «на ковёр» его никто не вызывал, и тираж монографии «Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве"» (М., 1985) никто не конфисковывал…
Двести лет вместе
«Поэзию надо искать в поэзии, а не в истории», – говаривал мудрый Лев Николаевич Гумилёв. Вряд ли что-то иное способно помочь нам прояснить датировку написания «Слова» так, как сопряжённый с ним исторический фон. Мир «Слова» удивительно красив, внешне правдоподобен, но нереален для XII века! Его летописная праоснова – несомненна, и, тем не менее, устоявшаяся трактовка основных идей, заложенных в «Слове о полку Игореве», не соответствует характеру той эпохи, к которой традиционно относят его создание. Академики Рыбаков и Лихачёв, как известно, древнетюркского языка не знали, жизнь и быт древних степняков специально не изучали, и не оставили нам каких-либо фундаментальных работ по истории русско-половецких отношений в XI-XIII вв. Таким образом, обращаться к ним за разъяснениями не имеет смысла. Абсолютно никакого! Попробовал как-то археолог Борис Александрович Рыбаков выдать тюркские руны на древнем клинке за «кириллицу», так оконфузился со своим «Людотой ковалем» на весь учёный мир… Здесь нам могут помочь лишь работы выдающихся востоковедов и тюркологов – А.Якубовского, С.Руденко, Р.Мавродиной, В.Гордлевского, Н.Баскакова, С.Плетнёвой, Р.Бариева, Л.Гумилёва, А.Гаркавца, а также современного «фолк-историка» М.Аджи.
Как раз С.А.Плетнёвой мы и предоставим первое, вводное слово (см. её работу «Половецкая земля», по изданию: Древнерусские княжества X-XII вв. М., 1975, с.260-301): «… с 1055 года началась сложная, полная браков и битв, набегов и военных союзов совместная двухсотлетняя история двух народов… Общение принимало самые различные формы - это были взаимные грабительские набеги, совместные союзнические походы, миры и браки… В конце 90-х годов XII в. начался четвертый период половецкой истории в южнорусских степях. Его отличительной особенностью является совершенное отсутствие военных стычек между русскими и половцами. Преобладающий вид общения, зафиксированный летописью, - участие половцев в междоусобицах»… То есть, князь Игорь, его сын Владимир, брат Всеволод Трубецкой и племянник Святослав Рыльский не могли быть «защитниками» Русской земли хотя бы потому, что в XII в. никакой «грозной половецкой опасности» не существовало в природе! Историк В.Пашуто подчёркивал: «В целом половецкие набеги охватывали… около 1/15, главным образом степной части страны… Ни Галич, ни Полоцк, ни Смоленск, ни Новгород, ни Суздаль не были для них досягаемы, а в Киев, Чернигов и Переяславль они вступали лишь в качестве княжеских наемников»… Половцы пришли в междуречье Днепра и Дона из своего сибирского далёка, из Прииртышья и Барабинской степи, чтобы заселять данную территорию. «Заселение, – пишет М.Аджи, – как раз и состоит в том, чтобы прийти, остаться, пустить корни… Заселение – это не «гуннские набеги», как утверждают многие. И даже не конная атака». Никому не принадлежавшие, практически безлюдные просторы «завоевать» нельзя было В ПРИНЦИПЕ! «Дикое Поле» стало истинно «русским», когда на его ковыль-траву ступили екатерининские драгуны и гренадеры, а затем и вольные российские землепашцы, - вот почему отдельные утверждения Светланы Александровны, применительно к XII в. («русская летопись», «русские князья», «русско-половецкое пограничье», «русская граница», «раннефеодальное кочевническое государство», «…закончился процесс освоения половцами южнорусских степей», «…внутри их общества», «…овладение половцами торговыми городами Крыма и Тамани, которые до этого были русскими…», «…кончилась власть половцев над южнорусскими степями» и т.д. и т.п.), представляются мне, мягко говоря, совершенно некорректными, ненаучными и чрезмерно идеологизированными (про великодержавный «шовинизм», а тем более - наукообразный «расизм», думать, право слово, не хотелось бы совсем). В то же время (и объективности ради), следует признать, что у С.А.Плетнёвой мы встречаем вполне здравые и объективные умозаключения: «Cтепь с глубокой древности стала обиталищем кочевников… русские князья охотно брали бродивших по степи торков и печенегов под свое покровительство… история половцев после захвата ими восточноевропейской степи… определились границы собственно Половецкой земли», или «…обитатели половецкой степи». Даже и одно летописное свидетельство (1152) С.Плетнёва приводила: «…вся Половецкая земли, что же их межи Волгою и Днепром»…
Суровые климатические условия степей юга современной России (свирепые бураны, обильные снегопады, большая толщина снежного покрова и т.д.) не способствовали, мягко говоря, круглогодичному отгонному (т.н.«таборному») кочеванию. Зимой половецкий скот остро нуждался в сене, а весной – в длительной подкормке. «Даже при хорошо подготовленных зимовках половецкий скот сильно тощал. Особенно страдали ездовые кони, а значит, и военная мощь этого племенного союза», - справедливо замечал Л.Н.Гумилёв (См.:«От Руси до России», М., Айрис Пресс, 2003, с.79)… И не надо было Б.А.Рыбакову бездумно повторять летописные «байки» про «февральские» (!) 1184-1185 гг. походы хана Кончака на Дмитров-Южный и Хорол, ибо обеспечение половецкой конницы «фуражом» в условиях зимы – задача, в реальном измерении XII в., непосильная даже для Господа Бога (да простят меня глубоко верующие люди), тем более – для отдельных российских академиков, посредственно разбиравшихся в военном деле. Иногда Б.А.Рыбаков скатывался до откровенного фантазирования: «… Кончак поставил перед собой такую же задачу, какую поставил полвека спустя Батый, – не просто совершить наезд на русские земли, а взять штурмом и сжечь русские города. Для этой цели войско было оснащено большими огнестрельными катапультами («тугие самострельные луки»), для заряжания которых требовалась сила 50 человек…». Неужели господин академик обнаружил в архивах подлинные «боевые приказы» хана Кончака? Да нет, он кое-что выдумал от себя, а кое-что бездумно позаимствовал из Ипатьевской летописи. И невдомёк ему было, что сами принципы действия «катапульт» и «луков» несколько различны! Кроме того, «боевая эффективность» гигантского «самострела», натягиваемого пятидесятью половецкими воинами, для взятия русских городов «штурмом», представляется близкой к «абсолютному нулю», а широкое применение «зажигательных метательных приспособлений» иранскими военнослужащими в XII веке – остроумная выдумка, лежащая целиком на совести Б.А.Рыбакова. Отметим также, что появление «самострела» - арбалета, как и баллисты, «технологически» датируется (по данным Я.А.Кеслера) рубежом XIV-XV вв.
Таким образом, превосходство степняков в кавалерии было явлением сезонным, с мая по сентябрь-октябрь, укреплённые города Руси эти «варвары» брать так и не научились; и со своими стационарными «зимовками», «городками» (Шарукань, Сугров, Балин и др.) и «вежами»-кибитками, запряжёнными волами, представляли для русских дружинников просто идеальную мишень, если бы не одно принципиальное «но» (о котором – ниже). Поэтому совершенно не случайно, что для разгрома всего шести полков князя Игоря «Кощей»-Кончак (согласно сообщению Ипатьевской летописи) вынужден был весной 1185 г. мобилизовать всю «Половецкую землю»! Кстати говоря, летописные россказни о «бесчисленных половецких полках» – это очень сильное преувеличение. Константин Пензев в своей книге «Русский Царь Батый», выложенной на сайте «Татарская электронная библиотека», пишет буквально следующее: «По советским меркам мобилизации Русь тогда могла содержать до 110 000 человек «под ружьем» в качестве регулярной армии (результат практически совпадает с оценкой в 100 000 человек, сделанной С.М.Соловьевым в его «Истории России»). Если, по словам Гумилева, численность половцев в то же время, составляла 300–400 тыс. человек (в среднем 350 тыс.), то половцы могли выставить, опять же по советским стандартам мобилизации, в виде регулярной армии до 7000 человек в мирное время. Конечно, в военное время число «призывников» резко увеличивается. Этого хватало, чтобы в XIII веке половцы контролировали весь Дешт-и-Кипчак». Т.е. половцы, действительно, были противниками серьёзными, но и «обступить» русские полки, как лес («ак борове»), им было бы затруднительно, при всём их желании. Если только не предположить, что «свадебный кортеж», возглавляемый князем Игорем, действительно, был не очень многолюдным… И совершенно напрасно академик Лихачёв пытался запугивать советских читателей следующей «страшилкой» собственного сочинения: «Воюя, они движутся ВСЕМ НАРОДОМ (выделено мной. – А.Н.): их жены и дети – в походных войлочных домах на телегах. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси – половцы» («Слово о полку Игореве», М., «Художественная литература», 1987, с.3)… Со всей ответственностью заявляю: именно ТАК не воевал ни один народ в мире; не вели боевых действий подобным, «самоубийственным», образом и половцы…
Мои же фундаментальные сомнения в достоверности масштабных русско-кипчакских (русско-печенежских, русско-берендейских и т.п.) «боестолкновений» основываются на абсолютной недостоверности существования массовой кавалерии, как отдельного (и дорогостоящего!) рода войск, ранее XIII века (спасибо Я.А.Кеслеру за это ценное замечание), т.е. до широкого «внедрения» в военное дело стремян (без чего «рубящий» удар мечом, саблей или шашкой просто невозможен), подков и седла с высокой задней «лукой» (для полноценного «копейного» боя); и на том ещё обстоятельстве, что вести в степи маневренную войну без компаса и карт довольно затруднительно. Даже целенаправленное движение куда-либо без опытных проводников, либо досконального знания местности и точных ориентиров, представляется и сегодня задачей практически невыполнимой. Я почти уверен, например, что знаменитые половецкие «бабы» – это древние топографические знаки, а не «идолища поганые», ибо всегда (!) были ориентированы лицами на восток, ставились на курганах и вблизи захоронений, на перекрёстках степных дорог, и в местах традиционных стоянок-«зимовищ»... Для любого чужака вход в этот пустынный и таинственный мир стоил рубль, а выход – уже два! И ныне в степи люди стараются не жить оседло, это, до сих пор – одна из самых трудных для существования человека природных зон Земли… Без примитивного земледелия и культурных злаков в условиях степи выжить было вообще нереально! Поэтому, образ жизни половцев следует признать близким к «полностью оседлому»: кто-то ведь должен был кормить дикие «орды», шить для них одежду, изготавливать оружие, доспехи и предметы конской упряжи и т.п. Практически «похоронил» бредовые представления о кипчаках, как о разновидности «степных цыган», А.И.Лызлов, в своей «Скифской истории» (1692): «Татары после этой победы (на Калке. – А.Н.) до основания разорили крепости и города и села половецкие…». А следующая цитата взята мной из вышеуказанной работы С.А.Плетнёвой: «Возможно, донские городки Шарукань, Балин, Сугров опустели не только из-за разорительных походов Владимира Мономаха, но благодаря тому, что у половцев появились большие ремесленно-торговые города, в которых и оседали выделявшиеся из половецкой среды ремесленники. Мелкие городки, бывшие к тому же в опасном соседстве с русской границей, не могли, конечно, конкурировать с ними»… Эвона как дело-то обернулось. У диких «сынов степей», оказывается, наличествовали даже не юрты и «вежи»-кибитки, даже не маловразумительные «зимовища» и «сёла», а целые «ремесленно-торговые города» (но разве бывают какие-то другие?) и некое «кочевническое» эрзац-государство!
О бедных кыпчаках замолвлю я слово…
Объективно говоря, у половцев не было причин «завоёвывать» Киевскую Русь, с чуждым для них ландшафтом, где было затруднительно развивать традиционное скотоводство. А у «русичей», в свою очередь, отсутствовали мотивы для завоевания «Дешт-и-Кыпчака». Земледелие и кочевание сосуществовали с древнейших времён, причём каждый этнос был аксиоматически «привязан» к своей экономической «нише». Читаем у Л.Н.Гумилёва: «Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов.Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы - водораздельные пространства, тюрки и моноголы - степную полосу, а палеоазиаты - тундру» («От Руси до России», с.998)… Исследователь Д.А.Расовский в своей работе «Половцы» подчёркивал: «Русская историография несколько преувеличила значение боевой встречи Руси и половцев и в бесплодных и, в сущности, безопасных для существования Руси войнах ее с половцами видела серьезный натиск азиатского Востока на форпост европейской цивилизации… За мелкими пограничными войнами не было замечено, что настоящего наступательного движения на Русь у половцев никогда не было и, добавим сейчас же, быть не могло из-за нежелания половцев выходить из степей и расширять свою территорию за счет лесостепной или лесной областей. Половецкие войны были статическими, а потому и не могли серьезно угрожать Руси, которая в эти века почти вся находилась в лесной полосе. Страдать могли лишь те, сравнительно незначительные части Руси, которые вклинивались в степи и оставались открытыми для половецких нападений. Но такие земли составляли не более одной пятнадцатой всего пространства, занимаемого тогда Русью»… Если степнякам и случалось грабить русское порубежье, то делали они это не самостоятельно, а преимущественно в союзах с русскими же князьями! Сухая статистика гласит: за 120 лет, с 1116 по 1236 гг., половецких набегов на Русь было пять, русских походов в степь тоже – пять, случаев участия половцев в княжеских междоусобицах – шестнадцать. «Лаврентьевская летопись» уточняет: 12,12 и 30, но за 180 лет. «Итак, взаимоотношения русских и половцев никак нельзя рассматривать в плане борьбы с некой непримиримо враждебной силой; половцы в конечном счёте были частью Руси», - писал известный «скептик» XIX в. О.И.Сенковский. Согласиться с заскорузлыми постулатами традиционной науки – о «ничтожности» культурного воздействия половцев на Русь – не так уж и сложно, но нам всё равно придётся искать объяснение тому, например, обстоятельству, что к концу XII в. все князья «черниговского дома», и большинство правителей северо-восточной (Залесской) Руси (но «Руси» ли, в подлинном смысле этого слова?), были, «по крови», самыми настоящими кипчаками…
«Непримиримая вражда» двух соседних этносов привела к тому, что степняков на Руси стали шутливо называть «сватами» (что и подтвердил автор «Слова»). Их имена русские летописи отмечают неоднократно: кроме самого Кончака Отраковича – это ханы Осолук, Аэпа, Епиопа, Тугоркан, Котян и некоторые другие. Очень возможно, что отдельные русские «зятья» и питали не самые лучшие чувства к половецким «тёщам», но призыв объединиться в священной борьбе с ними, согласитесь, выглядел бы слегка нелепо. «Для укрепления мира тюрки отдавали своих дочерей за местных мужчин… Их женщины становились желанными жёнами правителей и героев», - напишет Мурад Аджи (см. Тюрки и мир: сокровенная история. М., АСТ, 2004, с.44)… Мне трудно постичь своим скудным умишком, что же хотел сказать «многомудрый» Д.С.Лихачёв, который в своих комментариях к «Слову» особым, «академическим» нюхом учуял авторское (якобы) «… осуждение русских князей, часто женившихся на половчанках и тем завязывавших родственные отношения с врагами родины» (???); а в статье «Золотое слово русской литературы» утверждал следующее: «С поразительной конкретностью противопоставляя русских их врагам он (автор. – А.Н.) называет последних сватами…». Со всей «конкретностью» заявляю, что «врагов» подобным образом называть никто не будет! Неужели и этот бред мы должны признавать за «компетентное исследование»? Лучше бы нам толково объяснили: 1) почему это «Рюриковичи» (до знакомства с половцами), никогда не пытались ассимилироваться ни с печенегами, ни с берендеями, ни с торками, ни с волжскими булгарами, ни даже с «цивилизованными» хазарами; и 2) почему, упоминая о браках русских князей с половчанками, ни одна из летописей, практически ни разу, не свидетельствовала о факте официального крещения юных «басурманок» в православие?! Таинство церковного венчания иногда, действительно, упоминалось, но это – «ария» из другой «оперы».
Интересно получается: византийские и грузинские царские «дома», венгерские короли и французские бароны (к примеру, рыцарь Балдуин Гэно, в 1240 г., или другой «жених» - Наржо де Туси, упоминавшийся Л.Н.Гумилёвым, или рыцарь Филипп де Тусси, рассказ которого о погребении знатного тестя-половца записал в 1251–1252 годах Жан де Жуанвиль) породниться с половецкими ханами зазорным для себя не считали, а у советских академиков сама мысль об этом (применительно к истории Древней Руси) вызывала скрежет зубовный. Вот они и изворачивались, как могли, тщательно скрывая от нас одну закономерность: до cередины XIII века «русичи» выбирали себе жён либо из числа родственников, либо из христианской аристократии соседних и отдалённых земель. Получается, что половцы, по меньшей мере, не были «закоренелыми идолопоклонниками»… А не встретил ли хан Кончак чашкой крепчайшего кумыса, или айрана, своего будущего зятя Владимира Игоревича, его отца и дядю на границе своих владений, по всем законам степного гостеприимства? И не были ли захваченные «русичами» трофеи («золото, и паволоки, и дорогие оксамиты»), традиционными подарками жениху и свёкру от лица знатной невесты, а «просыпанное» ими в битве с ордой хана Гзака «русское золото», напротив, традиционным «калымом» за высокородную половчанку?.. Исследователь А.Л.Никитин был не так уж далёк от истины, когда обнаружил в «Слове» явные отголоски половецкой свадебной обрядности. И действительно: чего ради князю Игорю вдруг взбрело в голову «разбойничать» против «без пяти минут» родственника, тем более что некоторые источники сообщают нам о сватовстве к прекрасной Кончаковне (в крещении нареченной странным именем «Свобода», как то утверждали В.Н.Татищев и Д.С.Лихачёв), имевшем место быть ещё до (sic!) злополучного рейда в «землю незнаемую»? И в каких это «святцах» батюшки XII века сие «диво-дивное» отыскали? И отчего от нас фактически скрывали, что дочь половецкого хана звали… Ярсылу? Может быть, из-за явного созвучия с «Ярославной»?
Свои, правильные «поганые» воевали как на стороне Киева, так и Чернигова. Наконец, хан и воин Кончак, могучий богатырь русских летописей («иже снесе Сулу, пешь ходя, котел нося на плечеву»), в жилах которого текла кровь царей Грузии, не мог быть ничьим «кощеем» (рабом), и даже «вассалом», а половцы никогда не брали с Руси дань(«по белке от двора»), вроде ордынцев XIV в., или крымских татар ХVI-XVII вв., – и это звучит уже как «приговор без права обжалования». Вина Д.С.Лихачёва перед российской филологической наукой лишь усугубляется тем, что он, из неизвестных нам побуждений, и вопреки оригинальному тексту, расположил одно-единственное словечко не на его законном месте. Получалось, что не «погании САМИ, побъдами нарищуще на Рускую землю емляху дань», т.е. возвращали себе («емляху» переводится как «имели, получали»), положенную по каким-то договорам, «дань», но следующее: «…САМИ (везде выделено мной. – А.Н.) брали дань». Смысл фразы при этом изменился кардинально: вместо очевидного проявления «вассальной» зависимости от какого-то «сюзерена» (но тогда это явно не XII век) мы получили примитивные, стихийные разбой и грабёж! Ловко… Интересно, что и само слово «кощей» правильнее было бы интерпретировать (согласно О.Сулейменову) как заимствованное у тюрков «кощщи» («кочевник»), без превнесённого позже негативного смысла. Я уже не говорю о том, что слово «поганый» является калькой с латинского «паганус», обозначавшего «не-горожанина, сельского жителя, деревенщину», т.е. какой-либо религиозный оттенок здесь тоже изначально отсутствовал. Странное совпадение: и древние тюрки словом «паган» называли обыкновенного пастуха, а словом «йызык» – среднестатистического степняка…
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! «Нехристианский», как оказалось, далеко не всегда означает «политеистический» или «мусульманский»; иудаизм евреев и буддизм – лучшее тому подтверждение… Надменно проигнорировав данные авторские «подсказки», орденоносные и венценосные академики, тем самым, расписались в жутчайшем непрофессионализме! К тому же, религиозные предпочтения древних половцев историкам практически неведомы до сих пор… «Гробовое» молчание хранят в данном вопросе и «древние» русские летописи. Мурад Аджи, ссылаясь на Плано Карпини, был в числе первых, кто лишь подступился к раскрытию этой важной и интересной темы: «Папский легат Карпини о вере тюрков писал так: «Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако не чтят его молитвами, или похвалами, или каким-то обрядом» (Цит. по: Тюрки и мир: сокровенная история… с.468). Позволю себе привести ещё парочку знаменательных цитат: «Историография, заполненная рассказами о военных столкновениях с половцами (куманами), не сумела заметить того факта, что для отношений между русскими княжествами и Половецкой степью более характерными и нормальными являются не войны и набеги, а интенсивный товарообмен» (востоковед А.Ю.Якубовский, Феодальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в Х-ХV вв. - Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Л.,1932, вып.3. Ч.1 с.24)… «Наши летописи не оставляют сомнения в тесных, близких связях, существовавших в XII веке между социальными верхушками Руси и половцев. Идея извечной, принципиальной борьбы Руси со Степью явно искусственного, надуманного происхождения» (славист В.А.Пархоменко.Следы половецкого эпоса в летописях. - Проблемы источниковедения: Сб.3. М.-Л., 1940, с.39)…
А перед Владимиром Георгиевичем Маранцманом мне придётся-таки извиниться, ибо «пальму первенства» в номинации «самый жуткий куманофоб и кипчакоед XX века» у него безоговорочно отнял известный ленинградский поэт В.А.Соснора. В 1962 году он написал стихотворный цикл по мотивам «Слова». Вот как Владимир Александрович, известный «экспериментатор» и слегка «авангардист», хотел (по выражению исследователя Л.А.Дмитриева) показать своим читателям «… что за высокой поэзией памятника стоит реальная, земная жизнь». И как только Льву Александровичу Дмитриеву, питерскому интеллигенту, было не совестно нахваливать ТАКОЕ? Мне – гадко и противно, но всё же я попробую собраться с духом, и процитирую сосноровский «поэтический шовинизм», носивший невинное название «Ночь перед побегом» (цит. по: В.Соснора. Слово о полку Игореве. «Советский писатель». Ленингр. отд-ние, 1967, с. 456 - 457):
Разве
Спрашивает
страх?
Двадцать стражников
у костра.
Двадцать стражников
и Кончак.
И у каждого
колчан.
Круп коняги в жару
груб,
двадцать стражников
жрут
круп
и прихлебывают
кумыс.
Половчане –
палач к палачу,
и похлопывают
– кормись! –
князя Игоря по плечу.
Но у князя дрожит
нога,
князь сегодня бежит,
но как?
Разве спрашивает
страх?
Двадцать стражников
у костра.
Раскорячен
сучок в костре.
Что колчан,
то пучок
стрел.
Что ни стражник, то глаз
кос
помясистей украсть
кость.
Что ни рот – на одну
мысль:
поядреней хлебнуть
кумыс.
Двадцать стражников.
Ночь.
И у каждого
нож.
Отнюдь не степняки-«федераты», поставлявшие на Русь сапоги, штаны, сыр, шорные и кузнечные изделия, кожи, волов, скаковых лошадей и благородных невест, представляли действительную опасность для Киевской Руси. Даже чисто демографически «Степь» постоянно проигрывала «Лесу»: простое воспроизводство погибавших в сражениях воинов-профессионалов для половцев всегда представляло гораздо более серьёзную проблему, чем для «оседлой» Руси; уже в силу одного этого половцы не могли бездумно растрачивать в бесконечных набегах на соседей свои, весьма ограниченные, людские «ресурсы»… Уже в XII в. (следуя традиционной хронологии) обозначилось явление куда более грозное – религиозная индифферентность, падение общественных нравов, отказ от традиционной этики и морали, ожесточённая борьба сильно расплодившихся князей друг с другом, княжеской власти с церковью (вспомним, например, судьбу «книжников» Илариона или Климента Смолятича) и внутри самой церкви (киево-печерские монахи против «византийских» ставленников-митрополитов). Историческая аксиома: политическому сепаратизму и на Западе, и на Востоке всегда сопутствовал сепаратизм религиозный!.. Эти тревожные тенденции достигли своего апогея в XVII в., – как в Московии («Смута» и «Раскол»), так и на многострадальной Украине («Хмельничина» и «Руина»). Они-то и послужили анонимному (пока ещё) автору «Слова о полку Игореве» мотивом для страстного призыва «русских людей» к общенациональному единению.
Единственное, что нам, действительно, осталось прояснить: в силу каких обстоятельств Великий Неизвестный сумел так органично соединить в своей поэме мотивы античного и средневекового «героического» эпоса с аутентичным тюркским фольклором, а западную, «светскую» традицию ораторского искусства – с изысканной церковнославянской «вязью». Возможно, именно это и поможет нам установить его настоящее имя.
Свидетельство о публикации №211103000120