Владимир Высоцкий, с моей точки зрения... Часть-4

(фрагменты из одноименной книги - 2007)

ВРОДЕ  БЫ  КАК  ЭПИЛОГИЧЕСКИЙ  МОНОЛОГ
Не секрет, что человек умирает, как и рождается, в одиночестве. Сие даже не зависит от того - был зачат дуэтно, а развивался сольно до поры – до времени в родном, материнском организме.
Далее, после бурных финальных аккордов беременности и адаптационного периода семейного развития с обязательным образованием каждый выбирает свой маршрут и живёт сам по себе: кто Живёт, а кто прозябает или создаёт впечатление, что он живёт; кто жирует, а кто впроголодь перебивается с молока на воду; кто парит возвышенно, а кто взлетает ради того, чтобы унизить своими экскрементами нижерасположенных; кто призывает к вселенской цели, а кто зовёт вперёд с низменной меркантильной целью во благо себя – родимого; кто творит во имя Отечества, а кто такое вытворяет, прикрываясь крыльями Отечества; кто живёт силой, а кто бессильно разводит руки; кто – наслаждаясь, а кто – прорываясь; кто – нежась, а кто борясь; кто – пребывая на парадах, облачась в максимум, а кто – маршируя по тропам, зябко кутаясь в минимум…
Потом, через время…
[Кто-то может даже воскликнет: "Ах, как время самолётит незаметно, паровозит неумолимо, автомобилит поспешаючи, тележит скрипяще по датам!" Хотя на деле, если дотошно разобраться, это драгоценное время накапливалось или расходовалось – у кого как – незатейливо и равномерно]
Повторяю: потом, через время, уже лежа на одре пенсиона – на той самой печально-прощальной завершающей стадии наземного пребывания – выясняется: все и каждый (без исключения!) были заняты (исключительно!) сверхделами, сверхпроблемами, сверхзадачами и прочими "сверх – сверх - сверх". Причём - не думая или напрочь отметая думы о том, что впереди его ждёт–дожидается то же самое, что многих, – разговор-беседа с самим собой, ворошение-переворошение былого - заплечного, "ворожба" болезненных процессов и т.д., и т.п.
"Не всем дано до этого дожить и всё это испытать", - скажите вы. И будете правы. От того-то и пошла градация человечества на две основные категории: категория долгожителей и категория скорожителей. Здесь я замечу, что всё, написанное выше этого абзаца, относится к людям первой категории.
А ко второй категории относятся люди-кометы, люди-вспышки, люди-саможигатели. Их жизнь не столь продолжительная, но настолько яркая, настолько плодотворная, что память о них непременно становится вечной.
Совершенно недавно листая книгу известного поэта советского периода и, как утверждают, острого, проницательного критика Станислава Куняева "Огонь, мерцающий в сосуде" (1986), я через года вернулся к его рассуждениям о творчестве В.Высоцкого.
Автор на страницах 279-281 приводит якобы фрагмент репортажа - беседы с "десятиклассником, студентом, телефонисткой, рабочим, военнослужащим", которых он называет "простые русские лица".
В ходе общения он процитировал одно из писем, где было сказано, что написавший, кроме как Высоцкому, ни одному другому поэту не верит. И дальше при социальном (да простится моя смелость!) допросе им же выяснилось, что его собеседники не знают ни Николая Рубцова, ни Василия Белова, ни Виктора Астафьева, ни Валентина Распутина и иже с ними.
"Репортёра" поразил ответ на заданный им вопрос – "почему же вы ничего не читаете?":
-А нам не надо. Нам Высоцкий сказал всё – всю правду, обо всех и для всех!
"Давно у меня не было так тяжело на душе, как после этого разговора, – сетует раздосадованный С.Куняев. - Они почти "убили" меня. Но не интеллектом, а убеждением, не допускающим никакого сомнения в истинности своего культа".
А с моей точки зрения – это просто великолепно! Прекрасно, когда адепты непонарошечные, когда говорят убеждённо, когда смело и прямо (пусть даже упрямо).
К тому же, не зря в народе бытует мудрая мысль: "Всегда верят тому, кого больше любят". Надо ли после этого уточнять, насколько любим наш гений, наш кумир?
Кто бы что бы ни говорил, Владимир Высоцкий был, остаётся и останется примером для подражания. Залог тому Его дерзание, иначе выражаясь - стремление к благородному, высокому, новому, Его нечеловеческая работоспособность, Его самоотдача, Его трудолюбие, Его неуёмное упорство в достижении цели, Его упёртость, Его разносторонность, Его многогранность, Его любознательность, Его тщательность в работе над песенным текстом, а в целом – над Словом, Его дотошность… Конечно же, я перечислил далеко не весь Его положительный багаж.
Стоит ли обращать внимание на Его отрицательные стороны, на Его слабости? У кого их нет? Ну, "был пристрастен к алкоголю", но не падок до него самозабвенно. "А что не пить – когда дают"?
Неужели раньше, с незапамятных времён  никто не пил – да и сейчас никто не пьёт? Особенно в минуты слабости или, лучше сказать, временного ослабления, созвучного с расслаблением. Особенно, когда "обложили меня, обложили", когда неправильно и несправедливо унизили, когда наврали о тебе три короба, когда не только плюнули в душу, но ещё и каблуком размазали, когда в лицо одно, а за глаза – третье-пятое-десятое, когда, не разобравшись, охаяли. В последнем действе многие поднаторели: "Сам не могу (да и не хочу) сотворить что-нибудь этакое, но раскритиковать, охаять – с превеликим удовольствием!"
И вообще – стоит ли скрупулёзно и скабрёзно отыскивать то, чем можно уколоть в противовес, когда нет достойных аргументов? Тем более, когда оппонент уже не в состоянии опровергнуть мерзопакостные нападки и "разоблачения".
Мне эта тема неприятна. Поэтому предлагаю закрыть её и никогда не касаться!
С моей точки зрения, мало кто говорит о Владимире Семёновиче как о большом оптимисте. А ведь Он был переполнен юмором, иронией и сатирой. Улыбка и смех – вот Его неизменные помощники в любое время на дворе и при любой погоде, в лёгкий час и в трудную минуту, в труде и в бою, как впрочем - и во всём его творчестве.
Не знаю, чем Он руководствовался в своих мыслях и действиях, но лично я считаю, что если человек даже в не совсем лёгкие времена способен смеяться или, по крайней мере, улыбаться, значит – ещё не всё, значит – жива надежда на просветление умов. Не об этом ли Он на полном серьёзе пел:
Там и звуки и краски – не те,
Только мне выбирать не приходится –
Видно, нужен я там, в темноте, -
Ничего – распогодится!
"Ректор студии МХАТа (где учился Высоцкий) Радомысленский как-то назвал Володю неисправимым сатириком", - вспоминала мать – Нина Максимовна ("Огонёк", 1986). Друзья, коллеги, знакомые неоднократно подчёркивали весёлый нрав В.Высоцкого, Его умение вовремя и необидно пошутить. Как же это не разглядел руководитель - режиссёр Театра миниатюр (что в Каретном ряду) В.Поляков, который, как пишет Владимир Новиков в своей книге, уволил "Высоцкого из театра с уникальной формулировкой: "за полное отсутствие чувства юмора… Действительно, не тот юмор, не та группа творческой крови".
Не знаю, но почему-то припомнились слова мудрого Омара Хайяма:
Живи, безумец! Трать, пока богат!
Ведь ты же сам – не драгоценный клад.
И не мечтай – не сговорятся воры
Тебя из гроба вытащить назад!
Потом "разберёмся!" – как любил повторять Владимир Семёнович.
А сейчас вот что хотелось не забыть. Как-то, не очень давно, я написал такие строфы, которые, на мой взгляд, несколько созвучны со стилем В.Высоцкого (а может быть, он оттуда мне продиктовал?!):
Сколько буду я в мире – большом и серьёзном –
Прозябать, кувыркаться, любить и дружить?
Паутинок серебряных нить разорвать очень просто,
Но гораздо сложнее судьбу из осколков сложить
А когда я умру (это действо уж не за горами),
Не заплачет никто откровенно, открыто и от души,
Моё пламя идей – не оплачет никто это пламя,
И неважно когда – в громыханьи или в тиши.
Я жить-то не жил, потому что имел свою Музу.
Эта Муза моя терпелива и предана мне:
Она в гуще людей проживала и в хижине Крузо,
Но всегда впереди и на резвом, ретивом коне.
И когда колесо, что зовётся-то Жизненным молохом,
Разминало ребро, не касаясь основы и сфер
(Ждёт читатель мой рифмы тяжёлого страшного молота,
Я ж его обману, как коварный и злой Люцифер).
А когда я умру (философски неверное слово),
Не поставьте мне крест – геометриоправильный крест,
Я в иной ипостаси обязан явиться к вам снова,
Чтобы вместо "он был" вы всегда утверждали: "Он  есть!"
Сегодня и сиюмоментно желаю добавить:
Мы рады были, что Высоцкий есть!
И вдвое рады, что Он будет вечно!
Ведь Владимир Семёнович Высоцкий был из той плеяды творцов, которые, ни капли не жалея себя, спешат поделиться огромным количеством высшего качества. Есть фразы – пусть не мои, но так приятно их повторять. Послушайте, как всё-таки они звучат великолепно:
"Всегда верят тому, кого больше любят"
и
"Всё, что Он делал, к чему Он прикасался, благоухало Талантом!"
С моей точки зрения, до какой же степени прав великий Мишель Монтень, единожды начертав на все века:
"Ценность жизни не в её продолжительности,
  а в пользе, которую мы приносим".

ПОСТСКРИПТУМЫ
P.S.№1.
Когда слушал "Песню Марьи" в том самом Колледже (см. главу третью), подумал: "Песня-то - какая прелесть! Ан, не вошла в кинофильм!.. И много ведь оказалось таких песен у Владимира Высоцкого. А человек старался, хотел как лучше украсить сюжеты, писал разнопланово и разнонравно. Опять же взять "Ивана да Марью": написано 15 (пятнадцать!) поэтических произведений - песни, частушки, серенада, куплеты, а в фильме прозвучали отдельные строфы трёх из них (!) Или ещё: из девяти баллад для киноленты "Бегство мистера Мак-Кинли" (Мосфильм, 1975) с экрана прозвучали только "Баллада о манекенах" и "Баллада об уходе в рай" и то в сокращённом варианте. А может быть, переозвучить те кинокартины, для которых старался наш кумир? Вернулись ведь в киноленту "Стрелы Робин Гуда" баллады и песни. Отчего кадры стали выглядеть по-иному - более выразительно (на мой взгляд и взгляд моих соратников). Эх, да что говорить?! Делать надо и придумать, как это надо сделать!
P.S.№2.
(для шибко любопытных)
Мы обязательно, как водится, начиная с 1998 года, соберёмся 27 июля текущего года, чтобы помянуть Владимира Семёновича и заодно наметить, а по возможности (смотря как пойдёт) - и отрихтовать план проведения юбилейных торжеств в стольном граде Саранск. Об этом все наши давно – можно сказать, раз и навсегда – осведомлены. Число же "наших" несметно и - что отрадно заметить - с каждым годом становится всё несметнее и несметнее.
Что и радует наши сердца! И в этом зиждется надежда. А наша надежда – всем надеждам надежда. Она жизненна, она реальна! Она – неровня той надежде на лучшую жизнь, которую нам завещали деды и прадеды. Она не высосана из пальца некоего мыслителя-стрекулиста.
Мы чётко знаем и осознаём, что так и будет продолжаться долго-долго. По крайней мере, образно выражаясь, до тех пор, пока будет жив один двурукий человек. Потому что, как гласит персидская пословица: "Одной рукой нельзя бить в ладоши".
Популярность имени всенародного фаворита - певца-правдолюбца, на мой взгляд, ни на пол-мизинца, ни на крупицу, ни на йоту не уступает популярности имени иделолога - радикального реформатора начала прошлого столетия.
Славу Владимиру Высоцкому поют все (или почти все - что, впрочем, одно и то же), Его талант восхваляют даже те, которых Он при жизни и знать-то не желал. И этой славе износу не было, нет и не будет.
Если бы не скудоумие и не ограниченная затылкоподвижность, то в каждом если не городе, то субъекте федерации, даже там, где Он не успел побывать со своими концертами, уже сегодня возвышались Его памятники или, по крайней мере, бронзовые бюсты, его имя украшало проспект, или улицу, или бульвар, или переулок, но только никогда не тупик.
P.S.№3.
Верите-нет, но я извертелся на пупе, думая - что принесут и чем удивят 366 дней, объявленные годом Владимира Семёновича Высоцкого?
Волнует и то, что вне анализа пока остаются прозаические произведения народного любимца.
 
Впрочем, это совершенно
новые идеи и новая книга...

За сим спешу уведомить Вас в моём искренним уважении и испросить вашего позволения откланяться с самыми искренними пожеланиями Добра, Удачи и крепкого Здоровья!


Рецензии