Под лозунгами Ислама

Как не покажется на сегодняшний день странным, но тогда Советское правительство во главе с  революционерами-безбожниками,  с первых дней своего прихода к власти, делало ставку на ислам, как на будущего своего союзника.

Располагающего огромными народными массами, якобы готовыми немедленно присоединиться к коммунизму и поддержать большевиков в их усилиях взорвать на всем Востоке установленный веками феодальный порядок, побеждающий его буржуазный капиталистический строй, а прежде всего колониальную и полуколониальную системы, угнетающие и эксплуатирующие мусульманские народы.

Делалось все для того, чтобы убедить горские народы встать на сторону новой власти. Основным козырем большевиков, конечно же, было предоставление им широкой автономии и возвращение горцам отнятых царской властью земель. Ленин и Троцкий крепко верили в то, что большевизму удастся в ближайшие же годы «освободить» раньше всего народы Востока с тем, чтобы потом произвести без особого затруднения свою «перманентную революцию» и на Западе, и во всем мире. Такой расчет казался Ленину с первого взгляда тем более правильным и возможным, что в случае успеха советской пропаганды большевизм привлек бы на свою сторону свыше миллиарда людей, т. е. половину населения всего земного шара.

В этой огромной людской массе ислам господствовал безраздельно над умом и сердцем 400 миллионов верующих. Кроме того, в самой советской империи к 1921 году, т. е. ко времени восстановления старых российских границ, числилось около 30 миллионов мусульман.
На съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 года в дагестанской столице Темир-хан-Шуре, в «Декларации о Советской автономии Дагестана» нарком по делам национальностей Иосиф Сталин заявил: «Советское правительство считает Шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены».

Такая политика нашла поддержку у некоторых исламских лидеров Дагестана. Кроме того, первоначально определенная часть исламских ученых и шейхов в различных районах отнеслась довольно лояльно к активной деятельности большевистских ревкомов. Последние местами в Дагестане устанавливали советскую власть под лозунгами Ислама и восстановления шариатских судов.

Таким образом, в Дагестане в эти годы были созданы удивительные политические образования горцев с советской эмблемой на знамени и адатско-шариатской конституцией в жизни. Во всех правительственных учреждениях, школах и других публичных местах, по приказу самих же большевиков развешивались портреты Шамиля и его наибов. Причем они размещались под лозунгами «Вся власть – Советам!»

Система органов власти и управления Дагестана, как автономной республики, была определена Конституцией 1921 г., принятой I Вседагестанским съездом Советов. Высшим органом государственной власти республики стал Вседагестанский Съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет.

Несмотря на смену власти, мусульманская религия, так же как и до Октябрьской революции,  имела сильное влияние на трудящиеся  массы республики. По официальным данным, в начале 1920-х годов к категории мусульманского духовенства относились 40 тыс. человек. Их удельный вес среди населения (4%) был гораздо выше, чем в среднем по России, где духовенство не составляло и одной десятой процента. Н. Самурский  отмечал, что « Все эти шейхи, имамы, алимы и муталимы, имеющиеся в каждом ауле, люди высокообразованные по-арабски, изучавшие до глубины старую арабскую культуру, науку и философию, и постигшие все тонкости мусульманской религии. Многие из них являлись знаменитыми на весь мусульманский мир арабистами: до революции к ним съезжались со всех восточных окраин СССР и далее из Турции и Персии тысячи учеников».

К началу 20-х годов в Дагестане,  работало до 1500 мечетских школ (медресе), в которых обучалось до 45000 детей, в то время как советских школ всего 183 с 13000 учащихся.
В тоже время советские и партийные работники ДАССР не имели четкого представления о том, кого именно причислять к мусульманскому духовенству. Так, например, некоторые из партийных работников Дагестанского обкома ВКП (б) в 1929 г. насчитали около 100 тыс. духовных лиц в республике, к числу которых причисляли: мулл (имамов мечетей и духовных глав мусульманских общин), кадиев (шариатских судей), муэдзинов (служителей мечети, 5 раз в день призывающих мусульман на молитву - провозглашающих азан), ученых-алимов, шейхов и их учеников-мюридов, мутаалимов (учащихся медресе).

В 1921 г. был создан Областной шариатский судебный отдел, который в 1922 г. стал называться «шариатским отделом Наркомата юстиции» ДАССР. В 1923 г. были учреждены 11 окружных шариатских судов, руководителями которых были поставлены наиболее известные и авторитетные религиозные деятели, правда  из ведения шариатских судов были изъяты дела по убийствам и кровной мести.

В марте 1923 г. в записке во ВЦИК председатель ЦИК ДАССР М. Далгат отметил, что этих судов насчитывалось до 700. Шариатские суды для мусульманского населения были созданы и в городах - Темир-Хан-Шура, Дербент, Махачкала. Число начальных (мектеб) и повышенных (медресе) мусульманских школ при мечетях намного превышало количество общеобразовательных государственных школ. Следует отметить, что именно на 1920-е гг. пришелся пик роста численности медресе в Дагестане.
В 1924 г. решением республиканского комитета РКП (б) официально были установлены мусульманские праздники: Курбан-байрам и Ураза-байрам. Праздничные дни  объявлялись  выходными. 

В 1923-1924 годах мусульманское духовенство, возглавляемое Али-Хаджи Акушинским, собрало в горном Дагестане налога больше, чем Дагестанское правительство по всему Дагестану. Доход вакуфов и закятов в Дагестане за 1925-1926г. составлял 1500000 рублей.
До 1925г.  в каждом  населенном пункте, действовали мечети, наряду с создаваемыми светскими школами  работали медресе, действовали шариатские суды. 

В ноябре 1925 г. ЦИК ДАССР принял инструкцию о порядке регулирования преподавания мусульманского вероучения в республике, которая основывалась на постановлениях Президиума ВЦИК РСФСР от 9 июня и 28 июля 1924 г.

26 октября 1926 г. Бюро Дагестанского обкома ВКП(б), согласовав этот вопрос с Наркомпросом и НКВД разрешило преподавание мусульманского вероучения детям и подросткам старше 12 лет в медресе при мечетях. Мектебы и медресе подлежали обязательной регистрации в окружных отделах народного образования. Они совершенно легально просуществовали в некоторых районах Дагестана параллельно с советской школой до второй половины 1930-х гг.

На начало 1926 г. в республике насчитывалось 600 кадиев, 2000 мулл и свыше 2000 алимов. На территории Дагестана действовало около 2000 мечетей, из них 33 мечети были построены после революции. Официально регистрированных шейхов было 17, а за ними шли несколько тысяч мюридов.

В 1926г. вышло постановление ДагЦИКа «О предоставлении избирательных прав ученым-арабистам», (несмотря на то, что, в 1921г. постановлением Дагобкома РКП и Дагревкома духовенство всех религиозных культов лишалось избирательных прав), в соответствии с которым, «...арабистам-алимам (ученые) и муталимам (учащиеся), у которых в данное время служение религии – культу не является профессией», в качестве исключения, были предоставлены избирательные права.

На протяжении нескольких лет дагестанские большевики отождествляли Коран с программами ВКП(б) и сравнивали Ислам с социализмом. В ряде населенных пунктов праздник разговения Ид аль-фитр (Ураза-байрам) отмечали вместе с днем Октябрьской революции, в 1930 г. в некоторых мечетях проводили сбор заката в пользу большевистского комитета -  «Наш ответ Чемберлену».

Вместе с этим, со второй половины 20-х гг. резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике не сразу был воспринят в среде местных мусульман. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела именно в районах, населенных лезгинами и лакцами, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.

Уже 28 апреля 1927г. ЦИК и СНК ДАССР  приняли постановление «Об упразднении шариатских судов», в соответствии с которым:

«1) Окружные шариатские суды на территории ДССР со дня опубликования настоящего постановления считать упраздненными.
2) Лиц, продолжающих после опубликования настоящего постановления осуществлять функции шариатских судов, привлекать к уголовной ответственности…»
 
8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религиозных объединениях». Идеи и положения этого постановления сохранили свою силу вплоть до 1990 г. Постановление законодательно закрепило положение о том, что «религиозные общества не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме как удовлетворения религиозных потребностей верующих в рамках культового сооружения и о том, что религиозные объединения необходимо вытеснять из жизни советского общества». Им было запрещено «создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения, оказывать материальную помощь своим членам, организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, библейские литературные, рукодельческие, трудовые группы по обучению религии, открывать библиотеки, читальни, организовывать санатории и оказывать лечебную помощь.

Желанием оторвать народ от ислама, от многовековых традиций и знаний, связанных с исламом, была продиктована заменена в 1928-1931 годах арабской графики на  латинскую, а в конце 30-х годов латинская была заменена русской графикой. В результате национальные культуры,  не только Дагестана, потеряли свою письменную основу, миллионы людей были лишены возможности читать огромное количество рукописных и печатных книг. Были они оторваны и от религиозной литературы, богословских трудов. Многие десятилетия мусульмане были вынуждены скрывать, боясь репрессий, любую книгу, написанную арабской графикой.

Автор: Али АЛБАНВИ


Рецензии
Ана бэкэбэк энта, брат по разуму! Если бы наши тела, состоящие из мириад РАЗНЫХ клеток, выполняющих КАЖДАЯ СВОЮ ФУНКЦИЮ, были похожи на наш сегодняшний мир, МЫ СНОВА СТАЛИ БЫ БОЛЬШОЙ СЕРОЙ АМЁБОЙ, ПЛАВАЮЩЕЙ В АМЕРИКАНСКОМ БЕЛКОВОМ ПРОТОБУЛЬОНЕ.

ИРАН ЖАЛКО... ТАМ ТАКОЙ УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ....ЖДУ ВСЁ ВОТ, КОГДА ОН ВСЕХ ДЕТЕЙ ПОСЛАННИКА ВМЕСТЕ СОБЕРЕТ И БЕЗ КРОВИ, СЛОВОМ СВОИМ РАЗУМНЫМ, СКАЖЕТ США ДРУЖНОЕ "фу"!

Аллеф Лей   28.06.2014 07:18     Заявить о нарушении
иЗВИНИ, ЕСЛИ ФОНЕКАЮ НЕПРАВИЛЬНО! НО ЗАТО ОТ ДУШИ!

Аллеф Лей   28.06.2014 03:04   Заявить о нарушении