Курьезы систем измерений или марсиада лейтенанта д
Лирическое отступление. Боевая часть - на военном корабле часть экипажа, в ведении которой сосредоточены боевые и технические средства по определённому виду вооружения или оборудования. На крупных кораблях может быть до 5 Боевых частей, которые подразделяются на дивизионы, группы (батареи), отделения и обозначаются номером: 1 — штурманская, 2 — артиллерийская, 3 — минно-торпедная, 4 — связи, 5 — электромеханическая. До 1932 экипажи советских кораблей подразделялись на роты. ДД (Д-1), он же Дивизион движения подводной лодки, он же Первый дивизион: подразделение Подводной лодки, входит в состав БЧ-5 (Электромеханической боевой части), отвечает за, как это ни странно, движение подводной лодки в водной среде, т.е. за все механизмы, системы и устройства так или иначе связанные с движением ПЛ (реактор, турбина, линия вала и др.). Командует ДД, представьте себе, Командир ДД. На ПЛ имеются еще два дивизиона: Второй (электротехнический) и Третий (живучести). Отвечают они, исходя из их названий, за свою материальную часть по электричеству и живучести.
Итак, жил-поживал Вова, никому не мешал, товарищей не подставлял, перед начальством не лебезил, тихо в своем отсеке «службу сполнял», в общем как говорится: «… ни в парше, ни в парче, а так, вообче…». Пока нашему командиру БЧ-5, в простонародье механику не вздумалось послать лейтенанта Вову на ПРЗ (Плавучий ремонтный завод).
Лирическое отступление. ПРЗ, Плавучий ремонтный завод – подразделение, отвечающее за мелкий ремонт боевых кораблей ВМФ. Обычно состоит из нескольких судов-плавмастерских. Плавмастерская – судно, насыщенное необходимым оборудованием для ремонта кораблей в местах не оборудованных стационарными судоремонтными заводами. Это могут быть пункты базирования, зарубежные порты, да собственно и в открытом море они могут оказать помощь нуждающемуся кораблю.
Лирическое отступление. Отсек судна, пространство внутри корпуса судна, ограниченное водонепроницаемыми поперечными и продольными переборками. Делением судна на отсеки обеспечиваются его непотопляемость при повреждении и аварийная устойчивость, рациональность размещения грузовых и пассажирских помещений, судовых запасов и др. Подводные лодки также делятся на отсеки, во главе которых ставится командир, обычно из офицеров электромеханической боевой части.
Механик Подводной лодки, да, собственно как и любой другой механик, вспомните хотя бы хрестоматийного тракториста (комбайнера) Васю, всегда несколько уставший, несколько взлохмачен, несколько грязен и потен, и до предела взвинчен и даже несколько истеричен. А что сделаешь? Хозяйство у Механика большое – вся подводная лодка. Личного состава тоже хватает – практически 80 % всех находящихся на корабле людей, это его подчиненные. Так что забот у него, полон рот. Всегда он куда-то спешит и всегда куда-то не успевает.
Так было и в этот раз. Вышла наша красотка–подводная лодка из завода, после среднего ремонта. Ну ремонт то ей, голубушке, какой никакой задали, а недоделки… А недоделки, то? А? Воооооот! Тут то самое интересное и начинается… Недоделки то экипаж доделывает, правда с помощью завода. И продолжается сие практически до самого выхода из завода. А бывало, что и увозили с собой бригаду рабочих прямо в пункт постоянного базирования.
Вот и у нас была куча недоделок, и устраняли их мы уже в своей родной базе. Скоро ведь выход в море, а матчасть не готова. Дерут Механика, бедного, и в хвост и в гриву: и командир, и старпом, и штаб, и флагмана (то бишь флагманские специалисты). В общем, все шишки на него. Вот он и озабочен до крайности, и раздражителен не в меру.
Урвал значит Мех минутку, выбрался на пирс из этого мерно-гудящего, люминесцентно-мигающего, паряще-вонючего, кувалдо-стучащего, нервно-орущего ДУРДОМА, именуемого ПОДГОТОВКОЙ ПЛ К ВЫХОДУ В МОРЕ. Выбрался, закурил «беломорину», потрепался за жизнь со штурманом, собрался уже обратно, вниз. И вдруг узрел лейтенанта Вову. Вова неспешно шел по 5-му пирсу, улыбался, подставив лицо яркому весеннему солнцу. Возвращался он из СРБ (службы радиационной безопасности) куда был заслан ККД по какой то своей надобности: то ли пробы 1-го контура заказать, то ли еще чего.
Лирическое отступление. СРБ, Служба радиационной безопасности – «…Во всех учреждениях, где проводятся работы с применением РВ и др. источников ионизирующих излучений, службой радиационной безопасности (СРб) осуществляется радиационный контроль, цель которого — следить за соблюдением норм радиационной безопасности (НРБ), выполнением санитарных правил и получать информацию о дозах облучения персонала и отдельных лиц из населения на территории наблюдаемой зоны» (БСЭ). Есть СРБ и в пунктах базирования атомных подводных лодок и функции у них практически такие же.
У Механика вид неспешно шагающего Вовы вызвал приступ ипохондрии. Да и правда, когда офицер в звании кап-два, в должности механика, весь в мыле и в мазуте, мотается по самым грязным трюмам, а лейтенант в чистой форме бродит по пирсу… Это, я Вам скажу, нонсенс для подводного флота!
Мех тут же вспомнил, что он уже давно хотел сделать и куда направить сейчас этого ферта с журналом подмышкой. Быстро подозвав Вову, нервным движением вырвав из замызганной записной книжки листок, Мех огрызком простого карандаша набросал эскиз.
- Так, Драчев! Пойдешь на ПРЗ, закажешь 12 штук кожухов для пневмоклапанов из левой аппаратной! Вот по этому эскизу. Скажешь, я просил сделать срочно, нам в море через неделю! Понял?
- Так точно, тащ…
- Да эскиз сделай по всем правилам, с размерами, в аксонометрии, с подписями, чтоб все чин по чину… А то знаю я этих ПРЗовских, еще не примут заказ! Все понятно?
Вова задумчиво смотрел на листок с эскизом. Нет, в училище он черчение проходил, что такое начертательная геометрия тоже помнил, аксонометрия уже вспоминалась смутно…
- А… размеры в каких единицах?… Тащ…- это он уже в спину Механику успел пискнуть.
…В каких единицах?! - дыхание механика «…аж сперлось в зобу»… - Да в КИЛОДЖОУЛЯХ, блин - рявкнул он на лейтенанта и, скачками промчавшись по трапу, нырнул в теплое, узнаваемо пахучее чрево своей любимицы – подводной лодки.
Вова еще немного постоял, почесал голову и пошел делать чертеж.
Чертеж он, усердно сопя и высунув язык, делал долго. Заказ на ПРЗ отнес уже на следующий день утром. Для ускорения выполнения заказа отнес также выданную КДД бутылку «шила».
Лирическое отступление. ШИЛО – Это не «…инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы на рукоятке». «Шило» это спирт. Применяется для проведения планово-предупредительных осмотров и ремонтов корабельной техники (в основном для протирки контактов в различных электротехнических приборах и устройствах, а также и приборах автоматики). Чаще всего это технический спирт, но бывает и медицинский. Часто до его применения в целях ремонта не доходит, и «шило» употребляется подводниками внутрь. Почему спирт называется «шилом» я не знаю. Есть несколько предположений:
а) спирт, принятый во внутрь в большом количестве, колет организм подводника как ШИЛО;
б) название сие произошло от русской пословицы: «Шила в мешке не утаишь». Мол, если выпил спирта, то это уже не утаишь от старпома.
в) есть еще версия, что название «шило» вовсе не нашенского происхождения, а произошло от известной ИСПАНСКОЙ поговорки: «lezna es un culo de mal asiento», что значит «У него шило в попе». Т.е. чем больше выпил «шила», тем больше твоя активность, попой вертишь, пока старпому на «кукан» то и не попадешь.
Так что, бди, подводник!
А ровно через неделю лейтенант Драчев подошел к Механику и попросил у него выделить четырех матросов, чтобы помочь принести кожухи для пневмоклапанов с ПРЗ. Мех, как всегда спешил, но матросиков выделил одним взмахом руки и, опять куда то убежал. «…Зачем четыре матроса-то…» - мелькнула ему вдогонку собственная мысль, но он ее тут же отогнал, погрузившись в свои повседневные заботы.
Время подходило к обеду, экипаж неспешно перекуривал на торце пирса, ждали построения и перехода на базу в столовую. И тут вдалеке показалась странная процессия. Впереди шагал гордый Вова Драчев, а сзади четыре матроса, согнувшись, тяжело дыша, тащили ЭТО!
ЭТО было большое, изготовленное из «нержавейки» и вызывающе блестело на солнце. Весь экипаж заинтересовано начал рассматривать процессию, послышались смешки, удивленные возгласы, предположения о принадлежности ЭТОГО…
Матросы, с красными от натуги лицами, свалили железяки на пирс у трапа. Вова бодро доложил Механику о выполнении его приказания.
Мех тупо смотрел на ЭТО, соображая, ЧТО он приказал изготовить.
- Что это, Драчев? – наконец разродился Механик.
- Кожухи для пневмоклапанов! – бодро ответил Вова – Вот на ПРЗ изготовили!
- Кожухи?! – Механику стало нехорошо. «Не может быть… Не мо…» - лениво проползла мысль…
- Дай-ка заявку на ПРЗ – осенило вдруг его.
Взяв заявку, Мех уставился в приколотый к ней чертеж. На чертеже был старательно вырисован Вовой эскиз кожуха. Все как и положено: размеры, разметка… Но что то не так!
И только присмотревшись, понял! Вова добросовестно перенес на чертеж все что ему накалякал на эскизе Мех. Все в точности. За одним МАААААЛЕНЬКИМ исключением. В размерах Механик то указал только цифры, ну там к примеру, длина 70, ширина 40, толщина 3. Любому мало-мальски знакомому с инженерным делом ясно, что это размеры в миллиметрах. Ну принято так в механических кругах.
Вова же, ничтоже сумящеся, добросовестно приписал к каждой цифре размера аккуратное «СМ», т.е «сантиметров». И в таком виде подал заявку на ПРЗ. А там то что, желание заказчика – закон! Что Вы заказали, то мы и изготовили! Тем более, что это подкреплялось 0,5 литрами «шила».
Пришедшее понимание произошедшего вывело Механика из ступора:
- Драчев! А почему ты использовал именно сантиметры? Есть ведь еще дюймы, футы, ярды, да вершки наконец!
Ответом ему был только хохот моряков. Мех обреченно махнул рукой и спустился по трапу в центральный. Обедать ему сегодня расхотелось…
Долго лежали на пятом пирсе «кожухи от пневмоклапанов». ПРЗ их обратно принимать не желало, а на подводной лодке им должного применения не нашли. В нынешние времена их бы быстро в металлолом сдали. А тогда…
Долго они лежали, пока старпому до такой степени надоело краснеть от подколок «соседнего» старпома, что он приказал «смайнать» их с пирса в воду. Наверное они и сейчас там лежат, на дне бухты Павловского, в Приморье.
А история эта так бы и забылась если бы не одно… В мае 2008 года я прочитал в прессе заметку о том, что американский зонд Phoenix Mars Lander преодолев почти 700 млн км, оказался у цели своего путешествия – планеты Марс. Летел он около 4-х лет и благополучно приземлился в пыль «красной планеты». Легкая досада от воспоминаний о нашем славном СССРовском космическом прошлом, и изжога от успеха в этом вопросе нелюбимых мною США, сменилась диким хохотом и бурей положительных ностальгических эмоций. Это я прочитал заметку до конца… «…А в 1999 году, случился едва ли не самый известный курьёз в истории автоматического изучения планет. Аппарат Mars Climate Observer, вместо того, чтобы выйти на орбиту вокруг Красной планеты, на полной скорости врезался в её атмосферу и, скорее всего, сгорел ещё до падения на твёрдую поверхность. Как выяснилось позднее, инженеры перепутали метрические и имперские единицы – двигатели считали силу в ньютонах, а программное обеспечение – в фунт-силах…»
И сразу же вспомнилось Приморье, бухта Павловского (Западловского), пятый пирс, хохочущие моряки, красное лицо механика, растерянная физиономия лейтенанта Драчева… И небольшое удовлетворение... Оказывается, Вова Драчев не одинок в этом мире! Есть, есть еще самородки и не только среди родных осин и горьких дымов Отечества, а и в далекой американской «Забугорщине». У каждого своя «Марсиада»!
Эх, молодость, молодость! Правильно сказал как-то Жора Мельник: «… придет время и мы будем землю грызть от воспоминаний о наших кораблях, о нашем подводном «пультовском» братстве, о нашей молодости…» Вот я уже и начинаю грызть потихоньку…
Свидетельство о публикации №211103000893