Рецензия на фильм Последнее воскресенье
Фильм «Последнее воскресенье» следует рассматривать вкупе с другими зарубежными кинематографическими опытами найти секрет русской души. И не сметь его воспринимать отдельности- «в отрыве от контекста»!
Персоналии.
«Загадочной русской души» -воспаленные глаза Пола Джаматти (Paul Giamatti) , назначенного теперь играть Черткова. Приставленный к русским-после боевого крещения в «Замерзших душах» -успешно прежде справившегося со своими поисками и духоборчеством в этой интересной и многозначительной ленте. «Замерзшие души»- скорее, о поиске души, ее механическом перемещении и попытке найти себя с помощью этих технических процедур. Запад бьется над разгадкой феномена «загадочная русская душа»- и что служит этим целям внимательное прочтение произведений Достоевского, Чехова и Толстого. Они пытаются «нас» понять, пытаются расшифровать этот духовный генотип –найти разгадку этого культурного и социального явления-разбирая на составные части-фетишируя обстановкой жизни великого русского писателя.
Пол Джаматти сформировал особый собирательный образ «мужчины в поиске», взрослого, состоявшегося- он талантливо сыграл в постановке пьесы Чехова «Дядя Ваня», играл роль Самого дяди Вани - в фильме «Замерзшие души» (Cold Souls) где правильно расставлены акценты и правильная риторика- в которой есть и что от Гете «Фауста», и что-то из заморочек о переселении-трансплантации душ. Поэтому сформировался, скорее как образ, симпатизирующий России-поэтому и «посажен» на роль.
Макэвой, игравший «Особо опасен» в фильме «русского» Тимура Бекмамбетова. Прежде игравший в «Искуплении» главного героя, который самооговорил себя (типичная известная русская страсть брать вину на себя, и не зарекаться от сумы и тюрьмы) и обрек себя на жертву.
Поэтому с поправкой на ветер, на постмодернистские модели и мы будем воспринимать фильм «Последнее воскресенье» вкупе с другими работами- «Искупление». Сюжетно не связан. Согласен. О чем? О попытке придать подлинным героям в жизни другую жизнь-фильм экранизация известного романа- смысл произведения -попытка исправить ошибки, допущенные в детстве, реабилитироваться за свой навет.
Фабула.
Фильм посвящен борьбе за творческое наследие великого русского писателя, все страсти замешаны именно на этом завещании великого автора. При этом зрителю не особо верится, что Чертков будет реализовывать это все в общем, а не в своем интересе, и, получив права на издательство всех произведений автора, скорее, будет извлекать личную выгоду преследуя свой личный корыстолюбивый интерес и жажду наживы. Если не досматривать титры, и не видеть как сложились судьбы реальных героев действа, как они следовали толстовским принципам по жизни- вся драма, разворачивающаяся на наших глазах, воспринимается, скорее всего, как драма положений- сколько можно кормить «приживал» и паразитов на теле старого больного человека, которые его не щадят –«деля шкуру еще не убитого медведя». Эти распри, которые в конечном счете и влекут к скорой развязке-и акулы пера, скорее стервятники которые переспрашивают Софью Андреевну «он уже умер?»- не оставляют автору ни единого шанса справиться со своими несчастьями и спокойно трудиться- а быстрее стремятся «выпроводить старика на тот свет».
Опыт поиска духовного начала.
Запад пытается механистически воспроизвести модель загадочной русской души, помещая все в почву берез и русской старины, воскрешая в кадре великого русского классика.
Попытка иностранцев представить высокодуховную Россию на пороге революционного излома-жирные пузатые года царизма, скорее напоминает какой -то фарс, какую-то попытку обрести таинственный философский камень, попытка сотворить нечто наподобие философского камня- искусственным созданием ситуации, обстановки невозможно создать эту ауру –сопутствующую обстановке-в которой Толстой синтезировал свои идеи о построении общественного и государственного устройства, нравственных идеалах.
Фильм больше показывает все страсти- мордасти в срезе семейной драмы–чем повествует о творческом пути и творческих исканиях Толстого, пусть даже и воспроизводит с энциклопедической точностью события с доскональной документальной достоверностью- в них не видится подлинная сила и размах писателя. О том, что он великий русский писатель мы узнаем только из первого титра, в котором говорится кто он, и из второго титра, где говорится что «он выступает за отмену частной собственности и не противление злу насилием».
Попытка адаптировать именно для западного зрителя. Духовные ценности на поверку оказываются миражами. Мы не видим его поступки, его действия. Мы видим его осознанный сделанный выбор передать свое творческое наследие в качестве дара всему русскому народу- единственное действие за весь фильм-все остальное-фон-шелуха. О том, как поступился весь русский народ этим волшебным даром упоминать не стоит.
К своему стыду, сам читал «Войну и мир» только в школьной программе, и то нам подавали отрывки -избранные главы, что знать для всеобщего развития- «Андрей Болконский под небом Аустерлица», «Свидание с дубом», «Общение Пьера Безухова с Платоном Коротаевым», «Кабаллические вычисления Пьера Безухова и его умонастроение по поводу предстоящего убийства Наполеона». Большинство произведений русских классиков прочитываются в кратком изложении, где тезисно обозначены все действия. Поэтому так невозможно познать ни глубину автора, ни глубину всего произведения, ни понять причины душевных переживаний и опыт духовных исканий, ни богатство внутреннего мира, его персонажей. Наши духовно убогие души никогда не сотворят ничего подобного, особенно в век постмодернизма, когда все перестало иметь значение.
«Северные» играют «южных». (Кто «воевал» на картах, тот меня поймет). «Южные» хотят быть как «Северные».
Играть русских людей не-русским актерам удается, и с честью. В фильме Бондарчука «Тихий Дон» играли натуральные зарубежные актеры, кроме Андрейченко и Бондарчук, и играли достойно. И Руперт Эверет, заклейменный однопололюбом, проявил себя в роли Григория Мелихова, настолько вжился в роль казака-что собирательный образ героя Шолохова не вызывает никакого отторжения.
Так что доверять играть русских русским –не рецепт успеха фильма про русскую душу.
Русские сами не знают -как «себя» играть. Проблема в другом -русские не знают, какие они есть -сами не знают себя, не знают своих способностей. Снимают фильмы по заданным образцам, копируя чужую модель, без души, без содержания, без смысла, без морали, без сопряжения с внутренним голосом.
Обращаясь к заголовкам голливудских фильмом не беря в расчет фильм, который окрестили напичканным элементами фашистской идеологии «300 спартанцев» обрети славу» -«завоюй славу». Здесь разве душа-одно тщеславие- в самом девизе фильма.
Фильм «Конан Варвар». Возвращение легенды. «Убивай, Люби». Вопреки христианской заповеди «не убий». Вопрос к кинопрокатчикам-пропаганда насилия и гомицида-и никаких проверок со стороны правоохранителей на предмет правомерности таких призывов.
В плену ложных символов и традиций- попытка сотворить что-то подобное в расчете попасть «на экспорт». Пытаясь создать что- то приемлемое Сергей Лазарев много-много лет поет на английском, рассчитывая на ротацию на западных лейблах, широкую аудиторию- но он как и не был популярен и востребован за рубежом, так и не стал. Верю в то, что его время придет. Успех немцев Металлики или шведов АББА, или других звезд немцев Скорпионс петь на английском рассчитывая на англоязычную аудиторию- не значит что нужно петь на иностранном языке- это не рецепт и не гарант успеха. Глупо пытаться подражать чужим моделям и списывать на неудачи свою никчемность и сложный к восприятию западного слушателя великий могучий русский язык.
В настоящее время в нашем киноискусстве видны следы культурной интервенции. Диснеевская студия сняла «Книгу Мастеров». То, что в супермаркетах продают изделия и товары для детей с диснеевской символикой -всех героев, начиная от Золушки до Винни-Пуха, имеются и изделия с нанесенной символикой «Книги Мастеров», что не говорит о популярности сказки- это просто свидетельствует, что на нашей почве создан продукт-который идет в ход с поправкой на целевую группу- адаптирован под местность-местечковый колорит. Яркий показатель пищевой интервенции- что предприятия зарубежные, скупившие фабрики и заводы и ныне выпускают товары с фирменными наименованиями на русском языке -такие как «Покров» «Бабаевский шоколад. «Нестле», « Марс» другие импортные концерны- создают нам нашу реальность- «Россия щедрая душа». Не мы сами себе-а они нам рассказывают, какие мы щедрые. Искусственное, намеренное создание «квасного патриотизма». Квази-патриотизм руками Диснея.
«Любовь- морковь 3»- снято на западной киностудии. Это влияние и это вторжение в культурную жизнь, отсеивая ротации радиостанций- становится все более и более ощутимым. Студия «20 сентури фокс» сняла фильм «Каникулы строго режима». Добротно и хорошо снятый фильм. Мораль, прилизанная под западные модели. Фильм, скорее показывает, как действовать, как жить- как во всех американских фильмах рецепт поведения в той или иной ситуации. Если вы оказались на месте персонажа -сказать то-то, и сделать то-то, фильм носит не воспитательный характер-создает ощутимый эффект не поучений, и не нравоучений, а скорее несет в себе познавательный эффект, и скорее несет в себе информационное содержание программируемого действия- как поступить.
Это влияние все более увеличивается. Кинонаграды русским фильмам на престижных соревнованиях. Отнюдь не умаляя достижений, сознавая художественную ценность и старания авторов, ратуя только за развитие, буду краток и скуп в оценках. «Как я провел этим летом», «Елена», «Фауст», «Овсянки» -это скорее радость со слезами на глазах, достойные победы. «Победы вопреки!». «Спустя столько лет». «Последний раз такой награды удостаивался..». Это фильмы -единицы-и к современной российской киноиндустрии и мейнстриму не относятся, где при общем упадке художественного творчества- фильмы, поставленные на поток коммерческого производства, которые создаются не для зрителей, а ради самого проката, ради денег, преследуя коммерческий интерес – уже не несут в себе нравственных идеалов, не говорят о богатой истории родного края, не содержат ни моральных оценок-даже не заставляют над собой задуматься.
Это кинотворчество, ориентированное на прокат не приумножение, и не сохранение культурных ценностей, как определено основным законом государства- это что угодно, не «важнейшее из искусств»-уникальное и доступное средство создания нового поколения мыслящих людей, это бездушное ремесло –штамповка, поставленная на поток.
«Овсянки»- отдельная тема для разговора. Герои сознают крах самих себя в системе глобализации, невозможность прежней жизни в современном мире, «втыкают» в современном торговом центре, который поглотил их тихую и размеренную мерянскую жизнь. Любимая женщина Мирона и Аиста. Идиллия. Лебединая песнь провинциальной любви. Мирон моет любимую водкой перед соитием. Женщина, которая в глуши не знает что такое СПА салон. Или водка заменяет ей СПА процедуры. Это не укор, и не сожаление, что оно так, а не эдак. Это суровый наш быт. Наше мерило. Это понятия разного мира- разные весовые категории –быт, комфорт, устройство и нравственные ориентиры, ценности, традиционализм русского уклада, который утрачен ныне не в связи с вихрем революций, а ввиду отсутствия возможности создать эффективную русскую модель.
Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2 http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011 http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171
Свидетельство о публикации №211103101598