Последняя любовь императрицы

   

      Светлейший, отодвинув в сторону слугу, направился к двери спальни государыни. Ему наперерез бросился другой слуга:
- Никак нельзя, государыня занята.
- Это мне - то нельзя ?!!!
      На шум вышла сама императрица:
- Ты что тут расшумелся, Григорий?
- У меня срочное дело, а эти не пускают.
- Ну тебе же сказано, что я занята.
- Да ведь я  по делу! Что опять новенький, покажи - ка его,- и, отодвинув в сторону Екатерину, светлейший прошёл в знакомую до мелочей спальню государыни.
      У столика, в распахнутой на груди сорочке, сидел юноша, держащий в руках потрепанный томик французского любовного романа.
- Кто таков? - подошёл Потёмкин вплотную к юноше, тот вскочил с кресла. Высокий, широкоплечий, сложенный как Аполлон, изображаемый на греческих вазах ,   он ,оторопело моргая, глядел на вопрошающего.
- Не пугай  мальчика. Ступай, милый к себе, - вошедшая следом Екатерина,  махнула в сторону соседней двери, где обычно проживали очередные фавориты любвеобильной императрицы.
- Откуда взялся этот куртизан, что-то обличие его мне  незнакомо.
- Не забывайся, Григорий. Вспомни кто ты : потомок обедневшего дворянского рода,  или я , из рода германских королей, София- Августа- Фредерика -Эмилия ,ныне императрица Всероссийская, али забыл?
- Да ведь  я, Фике, никогда об этом не забывал и все мои битвы и сражения выигрывались лишь благодаря твоей благосклонности. Только обидно, что столько лет мы вместе, состарились , ты уж даже дважды бабушкой стала, а я для тебя только один из верноподаных и ничего более.
- А ты  вспомни : не сам ли его мне представил ?
- Я вспомнил, это мой бывший адьютант Александр Ланской. Но когда это было, он ведь совсем мальчишка ,   сколько ему?
- Достаточно, -многозначительно усмехнулась Екатерина.- Ты что, ревнуешь?
- Да, ревную! Что -то  в последнее время тебя на молоденьких потянуло.
- Ты лучше на себя посмотри, не ты ли не пожалел своих родных племянниц? А чем моложе новый куртизан, тем мягче постель и горячее  моя кровь.  Вспомни хотя бы египетскую Клеопатру , неаполитанскую королеву Иоанну  или грузинскую Тамару. После  любовной ночи их партнёры лишались навсегда жизни. А я одариваю за верную службу  деньгами, чинами, орденами, поместьями. Ты, наверное, забыл кем был до встречи со мной, и кем стал благодаря мне.
- Я всё помню, матушка. Только боюсь за тебя, вокруг тебя столько прохиндеев крутится. Давай всё же договоримся, все новенькие дружки будут первоначально проконтролированы лично мной.
- Можно подумать, что прежде было не так. К тому же у мальчика нежная, поэтическая натура. Все прежние были такие грубые, наглые, а этот своей неопытностью разбудил в моей душе давно позабытые чувства.
- Смотри, как бы не увели его у тебя. При дворе много искусительниц , одна только Брюсиха чего стоит, а Нарышкина, а Перекусихина, а молоденькие фрейлины?
- Я всё предусмотрела. Сашенька почти не выходит из своей комнаты, да он и сам не хочет.  В отличие от других, ему  ничего не надо, кроме моей любви. С трудом я уговорила его принять графский титул, и  несколько мелких подарков.
- Дело твоё матушка , перечить не смею, да и не имею права. Позволь откланяться и заняться неотложными  делами.
- А дело-то какое привело тебя сюда?
- Да я уж забыл чего-то. Ладно, вспомню потом .
- Ну, ступай давай,  и впредь приходи сюда только по моему  личному вызову.
      Потемкин резко повернулся, и вышел из покоев Екатерины громко хлопнув дверью. Женщина,  пожав плечами ,только усмехнулась и прошла в комнату нового фаворита ,  села в кресло, стоящее у раскрытого окна. Юноша , поднявшись из-за стола, почтительно подошёл к императрице и поцеловал ей руку.
- Милый , надеюсь, что светлейший не очень тебя испугал.Ты его узнал, надеюсь?
- Да, государыня, узнал, - потупился покраснев юноша.  Екатерина прижала к груди голову фаворита, потрепала белокурые волосы. Глядя в его бездонные, цвета неба глаза,  она провела указательными пальцев по черным, будто нарисованным бровям:
- За что мне такое счастье, Сашенька ? Ты единственный, кто по - настоящему привязан ко мне, признайся, ты искренно любишь меня?
      Ланской, встав на колени, обнял ноги императрицы.
- Скажи чего, - прижав к груди голову фаворита,глядя прямо в глаза, спросила Екатерина,- ты хочешь от меня, мне ничего не жалко.
- Для меня единственная награда быть возле моей государыни.
      Екатерина подняла юношу с колен , и крепко поцеловала в губы.
- А ты не хочешь прогуляться по парку?
- Очень хочу, но чтобы никто не видел нас.
- Саша, все уже давно предупреждены, никто нам мешать не будет.
      Вскоре  дворцовая прислуга уже могла наблюдать из окон прогуливающихся по парку дородную богато одетую императрицу , державшую под руку молодого человека, почтительно слушавшего венценосную спутницу.
- Милый, пойдём к нашей скамейке, я вижу, что ты хмур что-то сегодня, что-нибудь случилось? Как  съездил домой, всё в порядке?
- Спасибо, государыня, дома всё в порядке.
- Так отчего ж ты дуешься, милый?
- Это правда, что пока  меня не было, в вашей спальне побывало несколько мужчин?
- А ты откуда об этом узнал?
- Я невольно подслушал разговор двух фрейлин, так это правда?
       Екатерина нахмурилась и крепко закусила губу:
- Я накажу этих сплетниц, кто они?
- Я не видел их, слышал только разговор, не сердитесь,пожалуйста , на них, - испугался Ланской.
        Некоторое время Екатерина сидела задумавшись, потом вдруг её лицо просветлело:
- Так это же заходили ко мне по поводу новой обивки стен спальни и замены мебели, вот и всё. А ты что подумал, милый, что я  могу тебя на кого-то променять?
- Правда? - заулыбался Ланской.- А я даже и не знал, что затевается ремонт.
- Спальня будет обита голубым шёлком с тисненными цветами, всё под цвет твоих глаз. Ну, убедился, что в моём сердце только ты один?
- Я очень рад, государыня. Я впервые узнал, что такое любовь женщины только здесь, во дворце. Но у меня есть  одна к вам просьба, обещайте выполнить её.
- Всё, что хочешь- заулыбалась Екатерина. - Наконец-то ты что-то хочешь попросить у меня .
- ....  когда я умру, а я предчувствую, что это случится скоро, похороните меня здесь в парке, чтобы мне были видны окна дворца.
      Екатерина побледнела и крепко схватила юношу за руки:
- С чего ты это взял, ты что себя плохо чувствуешь?
- Нет, я совершенно здоров, но я недавно вспомнил, что ещё в детстве мне была предсказана ранняя смерть ,когда я буду на вершине счастья и богатства, а причиной будет любовь женщины.
- Немедленно прекрати эти разговоры, Саша. Пойдём во дворец, я тебе приготовила сюрприз, он тебе понравится.
    Во дворце Ланскому была подарена целая коллекция картин итальянских художников. А на следующий день  в спальне императрицы начались ремонтные работы. Одновременно Екатерина уволила несколько фрейлин за "длинный язык и неосмотрительность".

                -    *   -      

      Вернувшись к себе, Потёмкин приказал собрать сведения о новом фаворите. Сын бедного смоленского помещика ,потомок старинного польского рода Александр Артемьевич Ланской был ещё в юном возрасте зачислен в конную гвардию,  с 1772г. служил в Измайловском полку, затем был пожалован в кавалергарды, получив звание поручика.  Именно он, Потёмкин,  назначил Ланского в октябре 1779г.  своим адьютантом , но даже не привыкнув к нему, через месяц представил императрице , а вскоре адьютант перееехал в царский дворец, в комнату фаворитов. Новый фаворит почти не выходит из своей комнаты, увлекается коллекционированием, что весьма поощряется государыней.
За время пребывания во дворце в , Ланской получил звание камергера, а затем и  генерал-адьютанта (генерал-поручика).

                -   *   -
 
      В течении четырёх лет императрица не расставалась со своим любимцем ни на секунду,  она  брала его во все  деловые и увеселительные поездки.
      Екатерина окружила своего "Адониса" неслыханной роскошью и любила иногда, припав к его плечу, выплакивать все обиды прежней жизни.
- Зоренька, ты моя,- гладил Ланской по голове стареющую женщину.
 Их видели в парке гуляющими вместе обнявшись, часто Екавтерина  со слезами на глазах о чём-то упрашивала юношу, на что он в ответ отрицательно качал головой.
    В мае 1874г. Екатерина заявила Потёмкину и Панину о своём намерении отблагодарить фаворита за преданность и верность , сочетавшись с ним браком.
    Оба царедворца промолчали, но Потёмкин вернулся  в Таврический дворец в весьма раздражённом состоянии: схватив висящую на стене саблю, расколотил вдребезги колекцию дорогого китайского фарфора, в своё время подаренную ему императрицей.
    Бегая по комнатам взад и вперёд,он буквально изрыгал из себя проклятия:
- На кого она меня променяла, меня ,героя Тавриды, Очакова,  Чесмы, главного полководца и советника. Отказала мне, чтобы обвенчаться с каким - то сопливым мальчишкой ,которого я же ей и предложил, да никогда не бывать этому.
     Потёмкин вызвал одного из своих  адьютантов  и  послал  по нацарапанному на клочке бумажки адресу с приложением записки,которую надлежало  немедленно уничтожить адресату после получения.
     Адьютант вскоре вернулся, привезя светлейшему закрытый на ключ ларец, который тут же был спрятан в потайное место , впоследствии Потёмкин почему-то так и не смог отыскать ларец, а вскоре и забыл про него.
     Через несколько дней светлейший послал Ланскому в подарок восточные сладости, до которых был весьма охоч этот изнеженный мальчишка, Екатерина к сладостям была равнодушна и тут светлейший был спокоен.  С тех пор Ланской заболел странной болезнью ,о которой во дворце ходили различные слухи: то- ли он упал с лошади, то - ли подхватил где-то дифтерию или скарлатину, то- ли чересчур увлёкся возбуждающими любовный пыл лекарствами.      
      Ни один лекарь определить не мог причину этой болезни. Придворный врач Роджерсон напрямую сказал Екатерине:
 - Ваше величество, больной отравлен, спасти его невозможно.
      Забросив все дела, Екатерина проводила дни и ночи возле постели больного. Его тело распухло, на теле образовались огромные раны. Она прижимала к своей груди холодеющие руки юноши:
 - Сашенька, милый , не покидай меня. Как же мне жить без тебя?!
Ланской только отворачивался в сторону, прося уйти  и оставить его в покое.
      Но чуда не случилось, после месяца тяжелой болезни, Ланской скончался на руках Екатерины, ставши очередной жертвой придворной интриги. Екатерина догадывалась,кто был виновен в смерти её "милого Сашеньки" , Потёмкин получил приказ немедленно покинуть столицу и выехать в Херсон.
      Екатерина очень переживала смерть своего любимца "своего лучшего друга", по дворцу ходили слухи, что Екатерина даже хотела уйти в мир иной вслед за Сашенькой, в течении двух месяцев она ежедневно ездила на могилу Ланского ,подолгу просиживая возле неё, вспоминая минуты счастья прошедшие вместе с ним. Ланской по приказу императрицы был похоронен в Екатеринском парке недалеко от дворца, затем перезахоронен возле церкви выстроенной Кваренги в память фаворита. На месте первоначальной могилы был установлен на высоком мраморном пьедестале памятник в виде урны с жертвенным пламенем с гербом рода Ланских , медальоном с профилем Екатерины и надписью "В память дружбы". Состояние умершего после смерти составляло 6-7 млн. рублей, которое он завещал передать в казну. Императрица часть наследства поделила между матерью , братьями и сёстрами умершего фаворита.
      Вернувшийся из Новороссийска Потёмкин часто приходил к ней, чтобы вместе поплакать , уверяя , что ни в коем случае не причастен к его смерти.
- Гриша, он ведь был единственный, кто по-настоящему любил  и никогда мне не изменял,  вытирая слёзы, обращалась она к Потёмкину.
- Что ж матушка, утешься, такова была воля небес, никто этого не избежит,-
пытался сочувствовать светлейший.
      Несмотря на понесённую утрату и искреннюю печаль, через пять месяцев к Екатерине вернулась обычная весёлость, жажда любви и счастья, она не могла оставаться одна, ей  вновь хотела новых ощущений и наслаждений, "я ни часа не могла жить без любви" (из дневника имсператрицы). Вскоре освободившуюся комнату фаворитов занял Петр Ермолов,Александр Мамонов, Платон Зубов...               
      После смерти Потёмкина Зубов стал первым лицом в России. Когда же скончалась сама Екатерина , Павел изгнал Зубова из дворца, сослав за границу,несмотря на слёзные просьбы последнего о прощении.
      Павел также приказал уничтожить памятник Потёмкину,  склеп с гробом засыпать землёй, Таврический дворец был превращён в конюшню.





Информация к размышлению
 
Прусский король Фридрих Великий (Второй) в своё время весьма увлекался Иоанной-Елизаветой Гольштейн-Готторпской, матерью Екатерины. Среди современников ходили упорные слухи, что Екатерина являлась незаконной дочерью короля, что косвенно подтверждалось особым предпочтением и усиленными хлопотами Фридриха по устройству её судьбы, путём выдачи замуж за наследника российского престола.
    Принц Карл-Питер , сын герцога Фридриха Карла Гольштейн-Готторпского и старшей дочери Петра1 Анны,  являющийся племянником бездетной Елизаветы Петровны,   был  выписан тёткой из-за границы, окрещён по православному обычаю под именем Петра Ш и назначен наследником престола,правда законно короновать его в Успенском соборе Москвы не успели.
В течении девяти лет со времени свадьбы Екатерина П с Петром Ш у царственной четы не было детей. Елизавета смотрела сквозь пальцы на любовные похождения невестки, и поэтому ,узнав о беременности, Екатерины она окружила её нежным уходом, подарила 100 тыс.рублей "за труды", немало драгоценностей.
    Однако, по мнению современников настоящим отцом Павла был Сергей Салтыков, который после рождения наследника престола , а также  за распускание порочащих Екатерину слухов, был вскоре выслан из России.
Позднее она родила дочь Анну, умершую в раннем младенчестве, от красавца Понятовского, ставшего впоследствии польским королем.
Незадолго до переворота, произведённого братьями Орловыми и возведшими Екатерину на царский престол, Екатерина тайно родила от Григория Орлова сына, которому дали имя графа Бобринского.
От Потёмкина императрица родила дочь Елизавету, присвоив при крещении фамилию Тёмкина, а  Ланской стал отцом Екатерины Алексеевой.
    Таким образом, скорее всего ДИНАСТИЯ Романовых(1613-1917) 300-летие , которой пышно праздновалась в начале ХХ века, прекратилась уже после смерти Петра Второго (1715-1730)(по мужской линии) и Елизаветы Петровны (по женской линии),так как прямыми потомками считались наследники по мужской линии. Российской империей правили уже вопреки традиции многовековой российской истории , потомки незаконорожденных детей (бастарды)  , а династия российских царей  на Западе уже называлась Гольштейн-Готторпских- Романовых (правильнее бы называть ОльденбургскоЙ),  никакого отношения ни к одному из старинных  боярских родов  не имевшая. К тому же все российские императоры женились только на немецких принцессах.
    Даже проведенная экспертиза, после обнаружения под Екатеринбургом останков членов царской семьи, подтвердила лишь принадлежность их к династии Гольштейн-Готторпских.
Так что претензии весьма дальних родственников на звание "Главы дома Романовых"  несостоятельны со всех точек зрения (отказ от принятия православной веры, морганатические т.е неравнородные браки, несостояшиеся коронации и т.д.)
Впрочем, сейчас это уже не имеет , наверное, никакого значения...
Как знать, как знать...
   


Рецензии