Вариант сознания... ч. 44

               
           Христос и ученики
В  «Неоспоримых  сводетельствах» Джошуа  Макдауэлла  (Чикаго,  1991)  приведен  анализ  документов   об истинности Христа и  действительном  характере вознесения.  За  две  тысячи лет   последователи  Христовой веры  накопили  массу  деталей,  исторических  фактов,  благодаря которым смерть и воскрешение  Христа описаны  более подробно,  чем, положим, смерть Наполеона или Сталина.
  Выяснено, что  Учителя   бичевали    девятихвостой  плетью,   в которую обычно вплетали   куски кости и железа;  после истязания   наружу вылезали  вены,  сухожилия,  мышцы и внутренние  органы.   Евреи обычно наказывали палками - назначали не  более  40  ударов.  Наряд римской стражи   состоял из  четырех  человек;  ночь делилась на  стражи,  то есть,  на  четыре смены   караула. По-латински  «стража»  - кустодия. Стало  быть,  фамилия  русского художника  Кустодиева   происходит отсюда:  Стражник.
 Камень, которым затворяли гробницу,  назывался   «голел» -  круглый.  Чтобы он  не скатился,  его подпирали  камнем поменьше – «дофег».  Камень, который закрывал гробницу Иисуса, якобы  был огромен:  его не могли откатить двадцать человек. Странно  это, потому как  Иосиф  Аримафейский  хоронил  казненного Учителя   на скорую  руку.  Для нас  странно,  что  для  умащивания  тела   пошло  100  литров смирны -  целый  центнер!  Их  принес   Никодим,  член Совета, тайный поклонник Христа. Кстати, при погребении равви Гамалиила, современника Иисуса,   использовали 107  литров  благовоний. Стало быть,  это  норма  для  почтенных  покойников. Перед входом в пещеру (гробницу)  располагался  дворик -  площадка в  три квадратных метра. Тут,  очевидно, пеленали и умащивали тело Христа. 
Но ученики!  Вся логика погребения    свидетельствует, что  никто из  последователей  Христа не помышлял о воскресении Учителя!  Они считали его мертвым -  и все!  Об этом  красноречиво говорят  и пелены,  и  центнер смирны,  и здоровенный  надгробный  камень,  и  «ароматы», которыми  женщины  дополнительно  уснащили  покойного. После  ареста учителя   многие повели себя  как  трусы и разбежались.  Не  обнаружив тело,  они думали, что его  унесли…  Только личное появление  Христа  перед их очами  способствовало прозрению. Фома (неверующий),  обуреваемый  сомнениями,  захотел собственноручно   ощупать раны  Христа…
Любопытен анализ   сообщений  евангелистов,  что  после того, как  ребра  Иисуса  были пронзены  копьем  легионера,  из  раны  обильно  вытекли кровь и вода.  Сэмюэль Хавтон,  физиолог из  Дублина,  писал  о  том, что  при такой  казни  Христос  умер от  разрыва  сердца.   Если бы  у  Христа  был плеврит,  то сначала  вытекла  бы вода.  Копье солдата -   средство  показать миру, что  Христос  действительно умер. Следовательно, отпадает версия,  будто казненный  впал в  бессознательное состояние,  а потом  очнулся в  гробнице…
Года  три  назал я работал над  стихотворением  «Мania  grandioza» и  многого не  знал из  того, что приведено в   книге  Макдауэлла. Опирался  на своего рода  «поэтическое прозрение».   С горечью писал я,   что люди вымыслили  себе Бога,  который  должен  был лечить их  язвы,  поить вином,  воскрешать  мертвяков и даже  - ради их спасения - взойти на  Голгофу… Как слаб человек  даже  перед лицом  Господа…
                19  марта  2000.
     * * *
     ЗВЕЗДА ИИСУСА

     Разве там, за обрезом Вселенной,
     Назначаемы сроки голгоф?
     Кто провидел Марии томленье
     И вертепа пастушьего кров?
     Зрело в полости нового меха
     Молодое, крутое вино.
     Разбудило крылатое эхо
     Очарованных ложью и сном.
     Он пришел в нарушенье закона
     Оживить этих глиняных птиц.
     Но от слабого смертного стона
     Пали стены суровых столиц.
     Нет, не там, за обрезом Вселенной,
     Колебаемы чаши весов:
     Он земное отсчитывал время,
     На земле его алая кровь.
     Он родился из вечного плача,
     Из забитых заботами дней.
     Он пришел искупить... А иначе
     Назовемся Планетой Камней.
     Разлетайся же, семя искуса
     По бессчетному сонму вселенн!
     Воссияла звезда Иисуса
     Над земным городком Вифлеем...


                * * *
                «Не  могу  жить  без   мысли…»
В  аспирантские годы  я  не  раз  встречал в  коридоре головного здания МГПИ им. В.И.Ленина     невысокого старичка в  академической  шапочке и круглых  очечках,  которого вели под руки.  Он  был  слеп,  тем  не менее  встречные  люди низко кланялись. Это  был  Алексей  Федорович  Лосев,   замечательный  русский философ.  Из  МГУ  его  «выперли»  за  идеализм.  Однако  Лосев  не считал  себя  ни  идеалистом,  ни  материалистом,   ни платоником, ни кантианцем,  ни мистиком,  ни рационалистом, ни   метафизиком,  ни голым диалектиком. «Я  -  Лосев».
Он  полагал,   что  не  только  бытие  определяет сознание,  но и сознание    определяет  бытие. Я,  размышляя   об  энергии  мысли и слова,   тоже пришел к пониманию,  что  невещественная мысль   движет армиями и созидает города.  Лосев  был  врагом  эмпиризма. Он  любил рассказывать притчу  о враче,  который  лечил  от горячки портного. Тот в  забытьи  все просил ветчины  врач покормил его ветчиной,  и больной  выздоровел. Врач  записал в книжицу: «Ветчина  -  успешное средство от   горячки». Через  пару  дней  он  лечил  сапожника  от той  же  горячки.  Сапожник  умер. Врач  записал:  «Ветчина  -  средство,  полезное  для  портных   и вредное  для  сапожников». Лосев  приговаривал:  «Это не   эмпирик.  Это  -  дурак».
Для  меня    в  статье  о  взглядах Лосева («Наука и  жизнь»,  1990,  № 2)   наиболее  интересны   его  мысли о  Боге.  В  свое  время  я пришел к  идее, которую  можно сформулировать так:  «Знаю,  потому   верую».  У  Лосева она  звучит так:  «Верую,  потому  что максимально разумно».  Действительно,   постигая  разумность, рациональность мироустройства,    нельзя  не    прийти к  убеждению, что   в основе  всего сущего  лежала  всеобъемлющая  идея.  У  Лосева  сложилась своя собственная  система  обозначения  Бога:  «»Первозданное»,  «Сущее», «Слово»,  «Символ», «Имя»,  «Мир»…
В  чем  цель сотворенного  Богом  мира? В  том,  чтобы  соединить человека с  Богом.
 Как  мне понятна  эта идея  Лосева! В  свое время   благодаря  Фоме Аквинату  я пришел к  мысли,  что в процессе постижения  Бога   происходит  взаимопроникновение  объекта  и субъекта;  божественная  сущность проникает в  меня, а   мое  начало становится  частью  Бога…  Я  даже стихи писал  про то,  как  моя  улыбка  вдруг промелькнет на  устах  Творца… Радостно сознавать, что  «дикая»  идея  не  так  уж  и дика,  если она  увлекала  и  Лосева! Лосев  -  это  близкое,  родное…
В  лагере,  где  он сидел,  Лосев  был поставлен  сторожить дрова.
По ночам,  охраняя  поленницы дров, Лосев   складывал в  уме свои книги. В  лагере благодаря   коллегам-заключенным он постиг   интегральное  и дифференциальное исчисления.  Ученым написано  400  работ,  в том  числе  40  книг.
   «Не  могу  жить без мысли и   без  умственного творчества». Это признание  Алексея  Федоровича  Лосева  -  путеводная  звезда  для  всякого,  кто  не ослеп  душою.
                13 июля 2000.


Рецензии