Историография. Жертва

                Историография

  Наиболее детально освещённой и глубоко продуманной философской работой по данной теме является сочинение российского мыслителя А.А.Мейера, созданное им в 1933 году.

   К сожалению, учёный был ошибочно репрессирован и расстрелян. Что ж, иногда в советской судебно-правой системе бывали ошибки.
Назывался труд «Заметки о смысле мистерии (жертва)». Философ создал евхаристическую этику общения и мистериально-жертвенную культурологию, в которых «жертва» оказывается как бы основным мифом» всякой человеческой и общемировой экзистенции.

   «Жертва» у Мейера - и онтологическое понятие (в мире царит причинность жертвенного обмена), и термин деятельности (выражением единства поступка и смысла является слово как актуализация жертвенного действия и способ устроения бытия по внутренней мере правды), и символическая ценность (горнее и дольнее осуществляют в жертве последнюю встречу). 1

   Русский мыслитель А.А.Мейер противопоставил тенденциям протестантизма не православие /как, например, Владимир Эрн /, а некий   грядущий синтез коллективизма /социалистической  идеи/ и христианства. 2
Помимо этого специального исследования практически в каждом труде,  посвящённом изучению религии, присутствует немало в той или иной мере   осмысленных актов жертвоприношения как мистической формы осуществления единства всего живого и даже неживого.

   Так, в научном труде выдающегося швейцарского философа и психолога  К.Г.Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы» большая, причём заключительная глава содержит в себе рациональную проработку проблемы жертвы, но не жертвенности.

   В книгах крупного шотландского историка религии Дж. Дж. Фрезера  «Фольклор в Ветхом Завете» и «Золотая ветвь» приведено много свидетельств о важности жертвоприношений для всех народов древности.

   Большая глава о жертвах содержится в книге английского историка   Эдварда Тейлора «Первобытная культура».
Большое внимание проблеме жертвы уделил в своих серьезнейших    исследованиях крупный румынский историк религии Мирча Элиаде.   

   Один из разделов грандиозного философского труда А.Ф.Лосева предназначен для освещения мистерии жертвоприношений.3 

   Одна из статей русского гения В.В.Розанова называется «О священстве, о древних и новых жертвах».4
У того же Розанова есть ещё одна статья «Жертвоприношение у древних евреев». 5

   Наряду с вышеупомянутыми сочинениями в каждом из опусов по этнографии, археологии, мифологии, так или иначе, случаются хотя бы косвенные прикосновения к жертвенной идее. Однако полного, всеобъемлющего онтологического и этического охвата на данное время не имеется ни в одном из приведённых выше трактатов.

1Исупов К.Г. Слово как поступок. О философском учении А.А.Мейера //Вопросы философии.-1992.-№ 7.-C.99

2Лихачёв Д.С. Воспоминания.- СПб.:Логос,1997.-C.294

3Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян.- М.:Мысль,1996.-С.164

4Розанов В.В. О священстве, о древних и новых жертвах //В темных   религиозных лучах.- М.:Республика,1994.-C.30

5Розанов В.В. Жертвоприношение у древних евреев //Сахарна.-М.:Республика,1998.-C.351


Рецензии