Женщины мира в борьбе за МИР!

Норвежский Нобелевский комитет в пятницу озвучил имена лауреатов премии мира за 2011 год. Лауреатками премии стали сразу три женщины: президент Либерии Эллен Джонсон-Серлиф, либерийская правозащитница Лейма Гбови, а также журналистка из Йемена – Тавакел Карман.
Нужно сказать, что мало кто ожидал такого сценария.  Среди фаворитов числились и блоггеры – провокаторы «Арабской весны», телеканал «Аль Джазира» и многие другие. Всего – 241 кандидат (хотя полные списки кандидатов в течение 50 лет разглашать запрещено).
Официальная формулировка награды была озвучена так: «за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира».
Впервые Нобелевскую премию мира разделили три женщины. Примечательно, что до сегодняшнего дня обладателями Нобелевской премии мира три лауреата сразу становились лишь однажды, в 94-ом. Это были ближневосточные лидеры - Ясир Арафат, Ицхак Рабин и Шимон Перес.
Стоит отметить также, что вообще женщины награждались Нобелевской премией гораздо реже мужчин. 
Всего лауреатами Нобелевской премии мира в разные годы становились только 12 женщин, поразительно мало на фоне лауреатов-мужчин. Поистине они достойны быть названными поименно. Это - Берта Зуттнер (1905 год Австро-Венгрия), Джейн Аддамс (1931 года США), Эмили Болч (1946 год США), Бетти Уильямс и Мейрид Корриган (1976 год Великобритания), мать Тереза (1979 год Индия), Альва Мюрдаль (1982 год Швеция), Аун Сан Су Чжи (1991 год Бирма), Ригоберта Менчу Тум (1992 год Гватемала), Джоди Уильямс (1997 год США), Ширин Эбади (2003 год Иран), Вангари Маатаи (2004 год Кения).
И вот – в этот год список пополнился сразу тремя женщинами-активистками. Немного о каждой из них.
Эллен Джонсон-Серлиф.
Президент Либерии, первая женщина-президент на африканском континенте (избрана в 2006 году). За строгий характер и решительность ее часто называют «африканской железной леди». По образованию – экономист. Она получила высшее образование в США, в 90-е сделала блестящую карьеру в ООН. Уже длительное время участвует в политической и экономической жизни страны. Она также является основателем международной организации «Политика для женщин».
Эллен Джонсон-Серлиф назвала решение Нобелевского комитета «Признанием заслуг страны в деле борьбы за мир, справедливость и развитие».
Лейма Гбови.
Либерийская активистка за мирное движение. В 2002 году организовала массовое движение либерийских женщин за мир. В него входят как христианки, так и мусульманки. Совместно с Комфортой Фримен основала движение WIPNET (Women in Peacebuilding Network, «Женщины в Построении Мира»). Это движение подготовило обращение к президенту, начинавшееся такими словами: В прошлом мы были безмолвны, но убийствами, изнасилованиями, бесчеловечным обращением, болезнями и уничтожением наших детей и семей война научила нас тому, что будущее стоит за словами «НЕТ» насилию и «ДА» миру! Мы не отступим, пока мир не восторжествует.
В настоящий момент она является исполнительным директором движения женщин Африки за мир и безопасность.
«Думаю, мир признал роль, ум и вклад женщин, – сказала она, – Никто больше не сможет принижать нашу роль».
Тавакел Карман.
Йеменская активистка и журналист. Возглавляет организацию «Женщины-журналистки без цепей», основанную в 2005 году. С весны этого года находится в оппозиции официальному правительству Йемена. С ее слов телеканалу Аль Джазира – будет продолжать бороться за права женщин в современном и демократичном Йемене. Ей уже присуждено несколько международных наград за женское мужество.
«Это большая честь для всех арабов, мусульман и женщин, - сказала она, узнав о том, что награждена Нобелевской премией. - Я посвящаю свою награду всем активистам «арабской весны».
Эти три женщины внесли огромный вклад в укреплении позиций женщин у себя на родине.
В поздравительном слове премьер-министр Норвегии сказал так: «Эти три лауреата, каждая по-своему, но ключевым образом внесли вклад в укрепление позиции женщин у себя на родине, стали их голосом. Это является вдохновением и надеждой для всех в мире, кто борется за равноправие и равные возможности».
 Роль женщин в достижении мира крайне важна. Кто как не они понимают, какие бедствия приносят войны, конфронтации, восстания в первую очередь для семьи и детей.
И вместе с тем в большинстве стран мира женщины до сих пор являются «людьми второго сорта». Они не могут получать качественное образование и работать на высокооплачиваемых должностях, страдают в лагерях беженцев пока мужчины ведут бесконечные войны, теряют детей от голода и холода… В большинстве развивающихся стран женская смертность на порядок выше мужской!
«Мы не можем добиться демократии и прочного мира, если женщины не смогут в той же степени, что и мужчины, влиять на развитие событий на всех уровнях общества. Решение вручить Нобелевскую премию мира трем женщинам поможет положить конец ограничению возможностей женщин, все еще наблюдающемуся во многих странах, а также позволит женщинам внести немалый вклад в демократию и мир», – говорится в коммюнике Нобелевского комитета.
Угнетение женщин – это давно известное явление. Даже сейчас в современных западных странах женщина равна мужчине только «на бумаге». В реальности – ей намного сложнее занять то же место, что и мужчине… от нее при этом будет требоваться компетенция, в разы превышающая компетенцию мужчины-кандидата и даже при успешном приеме на работу она, как правило, на 30% ниже получает зарплату, чем мужчина на аналогичной должности. Так что – равноправия достигнуть вряд ли получится.
Изначальный Ислам, тот, что возник в Аравии 1400 лет назад, принес это равноправие женщин и мужчин. Именно равноправие, а не уравниловку. При том, что женщины и мужчины разные, то у них по исламу и разные обязанности, а значит – и разные права. При этом можно говорить, что мужчины дискриминированы относительно женщин (к примеру, муж должен содержать семью, а жена нет), так и женщины дискриминированы относительно мужчин (к примеру, в суде показания одного мужчины-свидетеля приравниваются к показаниям двух женщин-свидетельниц).
Однако в современном мире ситуация такова, что женская дискриминация сохранилась и процветает (хотя и с «бумажными правами женщин в Европе и ряде других стран»), зато мужчины получили полную свободу не оглядываясь особо ни на требования религии, ни на моральные нормы.
Конечно, в таком мире Движения за права женщин становятся особо актуальными. Они позволяют женщинам чувствовать себя не просто «машиной для уборки, готовки и деторождения», а полноправным членом общества.


Рецензии