Дар лунного кезера

- Так. Сингония гексагональная… Шестигранная призма. Хорошо развит пинакоид…Берилл! Да, это изумруд, – Минераловна оторвала взгляд от зеленого камня и сняла очки. – Ну и где ты его откопал?
- Ура! Я так и знал!
- Айдар, куда ты?
- Спасибо, Татьяна Мараловна!
Я бежал по школьному коридору, от радости размахивая портфелем и другой рукой в кармане сжимая маленький зеленый камешек.  Я его нашел утром возле нашего дома и поначалу подумал, что это осколок бутылочного стекла, но что-то заставило меня нагнуться и взять его с собой. Первые четыре урока я не учился, а только рассматривал свою находку, с нетерпением ожидая урока географии. И вот Минераловна, наконец, развеяла мои сомнения. Изумруд! Я его подарю Айару! Может, тогда она обратит, наконец,  на меня внимание.

Мишка, мой брат, уже был дома. Он вместе с Наташкой сидел на кухне и что-то ей, как всегда, рассказывал.
- Ну, что, Айдар, отучился?
Миха проследил за траекторией полета моего портфеля на диван.
 - Садись с нами чавкать, я все разогрел.
Наташка засуетилась как настоящая хозяйка. Скоро она будет моей снохой, а я никак не мог понять, что в ней Миха нашел? Маленькая, конопатая какая-то, а, впрочем, мне по барабану. Лишь бы меня не шпыняла.
Она налила мне суп и уселась к Михе чуть ли не на колени.
- Представляешь, Заходит такой, блин, дедок с косичкой и к стойке…
- С косичкой? Как у меня? – Наташка потрогала свою толстую черную косу.
- Дура! Ну, косичка. Ну, как у Кости Цзю!
- А кто такой Костя Цзю?
- Дура! – Миха налил себе полстакана водки. Сейчас ему можно, его машина на ремонте, вот он и обедает дома.
- Короче, стоит дедуля и пьет себе свое пиво, и никому не мешает. А эти жлобы решили приколоться, и один подруливает к нему, типа, щас в кружку пепел стряхну.
- Кто подруливает? Дед?
- Дура! Один из тех четырех жлобов!
Нет, ни фига у них не выйдет. Эта Натаха – ну, полный тормоз!
- Короче так, дедок его руку к стойке прижал и смотрит на него, а этот шкаф даже пальчиками пошевелить не может. И тут жлоб взбычал!
- А дед?
- Дед? Дедок не быковал, он просто сделал два шага в сторону, и этот «шкаф» улетел в другой угол! Как плюшевый медвежонок Гамми!
- Ничего себе!
- Слушай дальше: остальные трое сразу кинулись, типа, дедка порвать на тряпки! А он так раз-раз, и они лежат. Спокойные такие. Прикинь, Наташа, он их сделал, как розовых поросят!
- А бармен что?
-Ха! – Миха налил себе еще водки. – У бармена челюсть как отвисла до стойки, так и осталась на ней лежать, пока дедок не расплатился за пиво и не вышел.
- О! Это был Мастер-джедай Йода!
- Заткнись, Айдар, иди уроки учить или беги на улицу! – Миха прямо за столом влепил мне затрещину.
Да ну их к черту! А, впрочем, готовит эта Наташка очень даже ничего. Я быстренько  переоделся и выскочил во двор.

К вечеру все куда-то разбежались, и дома остались я и бабушка Чайлаш, которая, как всегда, уснула за своей любимой газетой «Алтайдын Чолмоны». Я приглушил в доме свет и вышел на улицу. Наш дом стоял на окраине города, и это там неоном горели рекламы, и, сверкая огнями, носились туда-сюда иномарки, а тут верещали цикады, и лишь иногда взбрехивали соседские псы. На небе проглядывали первые звезды. Жизнь гудела там, а наша окраина немного напоминала деревню. Вот Айару живет в центре, в девятиэтажке, и каждый день находится в самой гуще событий. А я вот сижу сейчас на крыльце и…
- Дякши ба?
Я подпрыгнул. Передо мной стоял какой-то мужик и неторопливо набивал из кисета трубку
- Дякши. Слерде дякши ба?
-Дякши.
Как он незаметно прошел мимо Кучука? Обычно наш пёс рвался с цепи так, что его аж переворачивало в воздухе. А сейчас этот дармоед спит в своей будке, как барсук, и ухом не шевелит.
- В доме никого нет. Если вы к моему брату Мишке…
- Твое имя Айдар? – незнакомец присел на корточки.
- Да.
- Вот такие дела, Айдар, у тебя находится одна штука, которая принадлежит мне.
- А вы кто?
- Я? – незнакомец немного задумался. – Зови меня просто Кезер. Лунный Кезер.
Вечерний ветерок зашуршал листьями на нашей березе. Стало немножко холодно. Неужели он говорит про изумруд? А как он догадался, что кристалл у меня?
- Айдар, я знаю, тебе жалко отдавать мне эту вещь, но я могу за нее дать тебе что-нибудь другое, не менее ценное.
- У меня ничего нет, – соврал я, правой рукой тут же сжав изумруд через ткань кармана.
- Ну, ладно. Завтра вечером я подойду снова, и ты мне его отдашь, хорошо? Я достойно отплачу, правду говорю тебе.
Незнакомец встал, и тут в свете уличного фонаря я разглядел зеленые глаза, жидкую бородку и… косичку на его затылке. Вот это да!

- Дьана! А кто такой Лунный Кезер?
Бабушкина трубка выпала из ее руки и упала на пол.
- Баа-таа! Кок тенери оны тепсин! Зачем человека пугаешь? – бабушка подобрала с пола трубку и снова зашамкала ею, пытаясь раскурить остатки табака. – Ешь, давай, а то опять в школу опоздаешь.
- Дьана, ты у нас самая хорошая дьана на свете! Ну, расскажи, а?
- Ну, хорошо. Лунные Кезеры - это не люди. Это войско Эрлика, проклятое во веки веков и на все времена. В те древние времена, когда состоялась Решающая Схватка, они предали Ульгеня и переметнулись на сторону Эрлика. Ульгень, конечно, схватку выиграл, но Кезерам с тех пор нельзя появляться на Земле под Солнцем. А так как они живут в основном ночью, то у них у всех зеленые глаза.
- Значит, Лунные Кезеры - это рыцари?
- Не совсем так. Ну, да, и рыцари тоже, но основная их работа – выполнение распоряжений Эрлика. Наши старики говорили так: Кезердин турган дери чын эмес. – Кезер не стоит на том месте, где ты его видишь. Он всегда где-то в стороне.
- Они плохие?
- Эрлик их разберет… - бабушка о каблук сапога выбила свою трубку. - Но людям они вроде ничего плохого не делали. В былые времена наши девушки при встрече без ума влюблялись в их зеленые глаза, но детей, нажитых в этом браке, Кезеры уносили с собой, и больше их никто никогда не видел.
- А как часто они появляются на Алтае?
- В канун великих событий. Если Кезеров видят на Алтае, значит, наступают какие-то перемены.
- Если они рыцари, то где же их доспехи и сабли?
- У Кезера самое главное оружие – это его Эрдине. Зеленый такой камешек, который Кезер всегда носит с собой. В Эрдине вся его сила. Ну, хватит, беги в школу, а то и вправду опоздаешь.

Ну, что же, придется расстаться со своей находкой. Зато Кезер обещал дать мне что-то взамен, это–то я и подарю Айару. Я еле-еле дождался вечера.
Он появился при свете первой звезды. Мы поздоровались и уселись с ним под березой.
- Понимаете, уважаемый Кезер, у меня есть девушка, ее зовут Айару, и у нее завтра будет день рождения. Мне бы очень хотелось что-нибудь ей подарить… такое…
- Я подумаю.
- Вот ваш изумруд. Возьмите его.
- Как мне тебя отблагодарить, балам? Я могу выполнить одно любое твое желание. Хочешь, я дам тебе целую горсть золотых песчинок?
Вот к этому я не был готов! Хочу… нет! Ага! Нет… Что бы такое выбрать? Может, стать самым сильным человеком на свете? Нет. Может, богатым?  Пусть Айару полюбит меня! Нет… это было бы нечестно. Что выбрать?!
- Я хочу уметь читать мысли людей!
Лунный Кезер удивленно посмотрел на меня своими зелеными глазами.
- Балам, это очень страшный дар…
- Вы же сказали, что…
- Ну, хорошо. Завтра, с первыми лучами солнца, ты будешь уметь это делать. А утром вот на этом столике под березой ты возьмешь подарок для твоей Айару. А сейчас мне надо идти. Прощай, балам, пусть твоя дорога будет легкой. Спасибо тебе.
Он ушел через калитку. Мимо Кучука, который не пошевелил даже носом. Я же стоял на крыльце и молча провожал его глазами, пока стройная фигура Кезера не скрылась в сумерках пихтача. Я знал, что он не обманет.

Он не обманул. Едва проснувшись и даже еще не заправив кровать, я выбежал во двор и на столике у березы нашел подарок для Айару. На сером столике стояло чудо! Маленькая ветка цветущего маральника на хрустальной подставке! Я молча обошел столик, боясь притронуться к этому волшебству. Вот это да! Маленькие листочки покрывала утренняя роса, а сквозь подставку серебряными искрами в глаза били первые лучи солнца! Спасибо тебе, Кезер!

За завтраком у меня настроение упало. Оказывается, Мишка собирается отдать нашу дьану в Дом престарелых, а меня пристроить в интернат. Наш дом, дом, который еще помнит маму и папу, они планируют продать и на вырученные деньги купить благоустроенную квартиру в центре! Не надо! Это же наш дом! Зачем?!
Вытирая рукавом воспаленные глаза и прижимая к груди подарок для Айару, я влез в автобус и тотчас чуть не оглох от обрывков мыслей пассажиров: «До обеда надо сходить в парикма…», «Второй парой коллоквиум по органическому синтезу и…», «Он опять не ночевал дома, ну вечером я ему задам…», «А ножки у этой шмакодявки очень даже ничего…». Ага, надо смотреть в пол, тогда вроде бы  и …
- Билетики приобретаем!
Я протянул ей проездной. «Фактура, дата, код, все в ажуре…» Да это же ужас какой-то! Скорее в пол!

Она меня не пригласила. Айару, молча приняв подарок, мыслями была далеко от меня. Я – никто! Она любит какого-то Диму из соседнего подъезда, а меня считает похожим на маленькую мартышку с грустными глазами! Она любит другого! Ну и пусть! Я выбежал из школы и бросился к автобусной остановке.
Визг тормозов. Удар! Звон стекла и солоноватый привкус во рту. Почему вокруг так много людей? О чем они говорят?
Я наступил на травинку, и она не согнулась под тяжестью моего тела.
Не надо так плакать. Мне же хорошо. Мне очень хорошо.
Как гулко стучат глиняные комья.
Какой тяжелый камень.
Айа…


Рецензии