Размышления о хэппи-эндах. Сила слова

(нечто вроде эссе)

Всё нижеизложенное – скорее просто «для подумать», нежели рекомендации и призыв к конкретным поступкам.



Что такое хэппи-энд? В самом упрощённом понимании – все живы, здоровы, свадьба, дети, «и-жили-они-долго-и-счастливо-и-умерли-в-один-день». Зло наказано, наши победили. Утрированно, конечно, но – самая суть.

Полагаю, многие согласятся с тем, что историю с хорошим концом читать приятнее. Она оставляет чувство удовлетворения и радости после прочтения, поднимает настроение. Конечно, всё хорошо в меру, и переслащённый финал может смотреться неестественно, вызывая недоверие у читателя. Грустный и пессимистичный конец, с другой стороны, может в ряде случаев выглядеть оправданно и логично, и его можно принять. Но...

У всего есть свои «но». И самое, на мой взгляд, важное из них, от которого я и отталкиваюсь в своём творчестве – то, что слово имеет силу, а мысль материальна. А коллективная мысль усиливается многократно и может влиять на реальность. С этой точки зрения у меня вызывает тревогу обилие произведений на тему конца света, гибели человечества, глобальных катастроф и прочих катаклизмов. С одной стороны, конечно же, нельзя смотреть на реальность исключительно сквозь розовые очки, а с другой – постоянное ношение тёмных тоже не ведёт ни к чему хорошему. Даже обычная мысль обладает силой, а мысль, облечённая в художественную форму, сильнее во много раз, потому что она оказывает влияние на сознание читателей – десятков, сотен, тысяч и миллионов человек. Грубо и утрированно говоря, если мы всей планетой будем регулярно думать о конце света, описывать его в книгах, показывать в фильмах и отражать в прочих произведениях искусства, то, возможно, мы сами и призовём (или приблизим) его на наши головы.

В последнее время мы с какой-то маниакальной жаждой предаёмся мыслям о саморазрушении, а определённая группа людей (это моя гипотеза, конечно) подогревает это направление наших помыслов, дабы отвлечь от реальных проблем. Согласитесь, человеку, одержимому идеей скорой гибели всего живого, становится всё безразлично. Он не думает о будущем, ему плевать, в каких условиях он живёт в настоящем, и он не стремится их улучшить. А зачем? Всё равно скоро все умрём. А другая группа людей (хотя кто его знает, может, и всё та же) подсовывает нам слоганы: «Вы этого достойны. Не тормози – сникерсни». Купи это, купи то, живи на всю катушку, трать свои деньги. Хочется их спросить: а вы что, свои капиталы на тот свет возьмёте? Поверьте, ТАМ не будет иметь значения, сколько денег вы заработали на земле и какие материальные ценности приобрели. Будет иметь значение только то, что заработала ваша душа. А вот с этим-то как раз и могут быть проблемы у тех, кто привык ценить лишь сиюминутно-материальное.

Но я немного ушла в сторону от так называемых хэппи-эндов. Я отнюдь не призываю всех поголовно создавать произведения с исключительно радужными финалами, нет. Я и сама стараюсь избегать ХЭ в их крайней, слащавой форме. Мне просто хотелось бы напомнить, что со словом (и искусством вообще) нужно быть осторожными. Слово – это не пустое сотрясение ноосферы, оно обладает энергетикой и потенциально несёт в себе некий заряд. Хороший или плохой? Выбор за нами.


Рецензии
Елена здравствуй. То, что мысль материальна, знают наверное уже все. Не зря говорят:"Подумай, прежде чем подумать". Считаю, что писать надо с разными финалами. Финал является авторским решением, личным видением описанной им ситуации. Будем писать разно. На счёт энергетики, соглашусь - верно подмечено:)

Оксана.


Оксана Сафарова   03.10.2015 08:47     Заявить о нарушении
Привет, Оксана:)
Спасибо за отклик и размышления. Финал, наверно, должен быть, прежде всего, логичным, закономерно вытекающим из всего текста... Не пришитым белыми нитками, не скомканным. Закончить текст так, чтобы не оставалось чувства недоумения и недоверия, тоже надо суметь:)

Елена Грушковская   03.10.2015 16:11   Заявить о нарушении
Хорошо сказала.:) Естественно, если балерина в финале весь рассказ измучивала себя тренировками, и все разговоры были только о любимом балете. Едва не гробившая себя, для получения главной роли в спектакле. Не знаю точно, как у них там всё это, зовётся. Побежит внезапно в финале красить забор в малиновый цвет или чинить соломенную крышу розочками. То, тут, скорее не у балерины проблемы, а у автора сто процентов.:) Ты прямо разжевала, всё то... а чём я только думала. А часть и не знала даже.

Оксана Сафарова   04.10.2015 04:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.