Солидарность бывает разной

  Этот снимок начала 20-го века.В Рязанском  епархиальном  училище на уроке географии показывают слайды с  экзотическими видами.  Уже есть приспособленный кабинет с  плотно  занавешенными окнами для использования новинки конца  19-го века -кинематографа на уроках.  Рязанская епархия за свой счёт построила и содержала две тысячи церковно-приходских школ, несколько духовных училищ в уездных городах, семинарию и епархиальное училище в Рязани. Так было во всех губерниях, а государство не давало ни одной копейки, только отбирало церковно-приходские школы в пользу  земства.               

  Следует  также обратить внимание на замечательные волосы учениц, а ведь тогда не было шампуней, это означает что содержание было  достойным и чистоплотным, а продукты питания свежими и разнообразными. Сбоку сидят классные дамы, так что епархиалки под постоянным наблюдением.  Сироты в учебном заведении содержались безденежно, к тому же сиротами до революции называли детей с одним из родителей, а без двух родителей  - круглыми сиротами. После революции детей без одного из родителей никто не  считал  сиротой, а круглых сирот переименовали в гнусное лживое слово - беспризорник, тем самым очерняя память погибших родителей. Ученицы во время летних каникул в хозяйстве своих родителей работали больше, чем крестьянские дети. Также как крестьянские дети они пололи просо, картофель. А дополнительная нагрузка была стеречь коров и овец, потому что крестьяне в условиях многолюдной деревни нанимали пастухов, а у причта  была отдельная земля и не было  материальной возможности нанять пастуха.                               
 
  После революции Ленин уделял кинематографу особую роль в идеологии, а  Сталин в 1941 году объявил артистов генофондом нации, им выдали эвакуационный листок, по которому их добротно  отоваривали за Уралом и в Ташкенте. Может кто помнит сцену  в романе Фадеева "Молодая гвардия", где девочка-гриб (потому-что в берете) сказала Любе Шевцовой:"Все артистки эвакуировались".  Остальное население было брошено на произвол судьбы.Также артистов, наезжавших выступать в фронтовых бригадах причислили к участникам ВОВ, но вот мою соседку -врача при Ельцине  перестали причислять к участникам ВОВ, объяснили ей, что она была вольнонаёмной медсестрой, теперь к сожалению её уже нет.                                                

  В   Рязани была построена самая большая в Европе кинокопировальная фабрика. Здание было очень красивым, наружные стены стеклянными, на которых висела эмблема фабрики - это несколько стоящих друг за другом выпуклых и вогнутых линз.               
 
  В 70-е годы было такое, что на давно работавших  предприятиях  было трудно получить жильё, и многие искали работу на вновь открывающихся заводах. Так что очередь затормозилась, но начальники не растерялись, на собраниях объясняли рабочим, что это большая гордость работать на самой крупной в Европе кинокопировальной фабрике. Вообще эксплуатация энтузиазма, одна из подлых черт руководства. Так дурили не только рабочих, крестьян, солдат, но   инженеров по космосу.  Мне рассказывала женщина, работавшая в оборонном ведомстве инженером, что уже в 1965 году   начальник сумел куда-то загнать  их квартиры, и обман раскрылся только  когда секретарша отказалась ставить им в командировочное удостоверение отбытие в Балхаш,т.к. они должны выехать из Москвы, а прописаны в Рязани. Начальник советовал инженерам  как-нибудь обмануть секретаршу, но потом завертелось уголовное дело, в результате  которого  начальника отправили на досрочную пенсию, а инженерам дали квартиры в Рязани а не в Москве, как было ранее обещано.  А Московские квартиры так куда-то и пропали.               

  На Рязанском телезаводе директор, выступая на собрании в  1978 году, сказал:"Вы работаете не на какой-нибудь сельской ферме, а осваиваете передовую технику, так что квартир пока строить не будем,  у нас  собралась сознательная, творческая, политически  и технически подкованная  молодёжь!"                               

  Время шло, новые изобретения устаревали,  инженеров, читавших техническую литературу и  предлагавших что-то новое задвигали, нечего  всяким там выскочкам начальников учить,   надо гнать план.  На  чужих  изобретениях можно кормиться долго, но не вечно. И настали времена, когда киноленточная продукция стала никому не нужной.  А т.к. время технической перестройки было упущено, наступила горбачёвская -  катастрофическая ...                                                

  Света давно работала на кинокопировальной фабрике, и подходила её очередь получить  3-х комнатную квартиру, когда  заказы  сошли на нет, а родной и любимый муж, которого она для надёжности послала работать на стройку спился. И тут вдруг появилась рабочая солидарность. Получившие ранее  жильё уволились и дали возможность переустроиться куда бы то ни было близким очередникам ( знали, что дальним ничего  так и не достанется). Света вместо рабочей стала уборщицей. Свекровь также  выручила  Свету, она забрала  сына к себе, чтобы он хотя бы последние деньги не крал у Светы.               

  Злейшая мастер Татьяна  узнала, что муж Светы не появляется в  семейном общежитии и сказала:"Если ты развелась, тебе не положена 3-х комнатная квартира. Ведь у тебя обе - дочери." Но Света ответила ей, как научила свекровь:"Первая дочь старшеклассница стесняется переодеваться при отце. К тому же ему надо помогать своей больной матери."   Мастер Татьяна после такого объяснения отстала от  Светы. Татьяна в своё время по блату окончила пединститут, а потом по блату  устроилась на фабрику,  а в школе так и не работала. Татьяна больше всех штрафовала подчинённых, даже за неправильно поставленные тапочки в раздевалке, когда работницы шли в душ. Татьяна была на хорошем счету, и получила однокомнатную квартиру до рождения дочери. У её дочки была почечная недостаточность, приходилось ходить по поликлиникам, а чтобы не сидеть в очереди, Татьяна по всякому обзывала  чужих детей, и странным образом перед ней все расступались. Татьяна неоднократно ругалась на подчинённых и говорила:"Вы считаете, что устаёте от физической работы, нет, это я  больше всех устаю, ведь на вас сколько нервов  нужно!" Зарплаты уборщицы Свете не хватало чтобы кормить семью, но  по новому закону уже можно было работать на двух работах, и она устроилась на хлебозавод. Света дорожила обеими работами и никогда не опаздывала, не была на больничных, не вступала в пререкания. Работа на хлебозаводе тяжела, а где легка для неблатных?               

  Но вот новая напасть, то  старый директор, то новые бандюки хотели присвоить себе  их квартиры. Начались суды, очередники решили, чтобы на суд являться всем, Света не пропустила ни одного суда. А потом стали даже по ночам караулить свои строящиеся квартиры. Света ходила как заводная - с одной работы на другую, с суда на стражу квартир, ей ещё не было сорока лет, а  в  тёмных  волосах появилась седина. Всё это продолжалось более года. И вот, о чудо, очередники вселились в квартиры!               

  Но суды продолжались, так что с кинокопировальной фабрики уходить было нельзя, и  Света   мыла полы для бандюков почти бесплатно. С мужем она развелась, но зла на него не держала, квартира полностью осталась за ней. Хранила фотографии, как они молодые, красивые шли на первомайскую или октябрьскую демонстрацию с мужем под руку. Фабричный фотограф их постоянно щёлкал и дарил снимки, счастливые были времена! Со свекровью после развода с мужем  она сохранила хорошие отношения.  Дочери её   перешли учиться в новую школу по месту  жительства. Учителя не рекомендовали ей переводить старшую дочь- выпускницу в новую школу, но ездить было далеко, и Света не  послушала доброго совета.  Ещё целый год новосёлы ходили по судам, а когда окончательно выиграли, Света уволилась с кинофабрики и осталась работать на хлебозаводе.               

  Прошло время выпускных экзаменов старшей дочери -Оли,  как вдруг известие,  ей не дадут аттестат.  Как так, дочь в прежней школе была на хорошем счету, у неё было много друзей, участвовала в самодеятельности, что случилось в новой школе? Света к учителям - но никто ей ничего толком не объяснил. Было упущено драгоценное время, т.к. дочь обо всём молчала.               

  И вот какая выяснилась картина. Оля яркая брюнеточка  с аккуратными чертами лица -в мать всегда была красивее всех в классе, и когда она  1 сентября вошла в новый   коллектив, то её сразу возненавидела прежняя первая красавица, тоже яркая брюнеточка. Но если на одну капельку  та  уступала по внешности Оле, то по способности к интригам превосходила всех. Она настроила против новой ученицы не только девочек, но и мальчиков, не только учителей , но и директоршу. Изгоями в классе становятся или толстые, или рыжие, (их удел терпеть и не жаловаться) но не первые красавицы, и Оля не была  готова к такому обороту  и не способна мириться со своим положением, а просто перестала ходить в школу.  Младшая дочь Светы блондиночка с нежным лицом -в отца нормально прижилась в новом классе, но она была третьеклассницей.                               

  Света стала ходить по учителям, сначала умоляла их выдать какой бы то ни было аттестат, а потом предлагала взятки, но все делали ужасные глаза и грозились милицией, а директорша даже стала набирать телефонный номер  02. Ничего не вышло, дочь поступила в ПТУ, через год ей дали аттестат о среднем образовании, и только  тогда она поступила в Рязанский институт культуры. Ещё через два года она стала работать на Рязанском телевидении, а потом на Московском.               

  А бывшую кинокопировальную фабрику почти разрушили, но спросить не с кого.                                                


Рецензии
Добрый вечер, Валентина!...

"Нет повести печальнее на свете!...".

Храни Вас Бог!

Сергей

Сениф   04.05.2015 19:59     Заявить о нарушении
Доброе утро. Спасибо за отклик. С уважением.

Валентина Газова   05.05.2015 07:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.