Отрывок из разговора во сне

…пауза затягивалась до неприличия, секунды текли как вялые осенние улитки. Вокруг нас – лишь тишина и темнота. Мой собеседник сидит, крепко сжав огромные руки с аккуратно ухоженными ногтями. Я не вижу его лица, оно скрыто в тени, но чувствую, что его глаза смотрят на меня пронзительно, точно в меня вперился перст Господень. Наконец он прерывает молчание.

- Смысл? Ерунда…

- Ерунда? - переспрашиваю я.

- Именно, - говорит он ровным голосом без малейшего намека на эмоции, - покажи мне хоть что-нибудь на этой планете, что обладало бы смыслом.

- Абсолютно все, - не соглашаюсь я, - у каждой мелочи есть какое-то предназначение.

- Неужели?

- Ну да, - начинаю объяснять я, - комар нужен, чтобы кормить птиц, бактерии – чтобы разлагать вещества, аппендикс – чтобы сохранять бифидобактерии.

- Я тебе не об этом, - начинает злиться мой собеседник, - ну как, как ты не можешь понять? Любой организм, любое действие в большой перспективе не имеет смысла! Ты приносишь боль другому? – боль пройдет. Ты приносишь радость? Она забудется. Миллиарды людей живших до нас забыты, как будто они и не жили. Единицы – остались в памяти, но есть ли в этом смысл?

Ты говоришь, комар нужен, чтобы его ели птицы и жили, - продолжил он, - А какой смысл в том, чтобы птица жила, ты не задавал себе такого вопроса?

- Птица жива, чтобы поддерживать природное равновесие, - отвечаю я.

- А какой смысл в природном равновесии?

- Сохранение жизни на Земле.

- А зачем на Земле нужна жизнь?

- Я не знаю.

- Вот видишь!

- Ты не прав, - говорю я ему, - говорить, что смысла нет, потому что я его не знаю – это все равно что говорить, что обратной стороны Луны не существует, потому что я ее не вижу.

- Глупый, - обреченно вздыхает собеседник и размыкает свои руки,

- мы говорим на разных языках, ты просто не слышишь меня! Я пытаюсь донести до тебя, что в глобальном, высшем понимании, смысла нет ни в чем. Для взгляда с высоты нет никакой разницы между добром и злом, жизнью и смертью, ведь они выглядят оттуда такими маленькими, что невозможно разобрать, что есть что. Выражаясь пословицами, ты за деревьями леса не видишь, пусть он и отсутствует.

- Глупый, - говорю я, - к чему мне несуществующий лес, когда одно единственное дерево рядом со мной может дать мне кров, защиту, дрова, мебель, плоды… Да что угодно! По мне, так одно единственное дерево значит намного больше твоего несуществующего леса.

- Это заблуждение, - говорит фигура, - ты думаешь так, как тебе легче думать, потому что хочешь видеть смысл и хочешь верить, в то что он есть. Ты просто боишься взглянуть в глаза правде и увидеть в них только пустоту.

- Я вижу смысл в том, что я живу, пусть я не знаю, что это за смысл, но я ищу его.

- А как только найдешь, то сразу осознаешь, что любой смысл бессмысленен

Я морщусь.

- Перестань, твои пафосные тавтологии утомительны. Какой тебе смысл вдалбливать все это в мою голову?

- Ты прав, никакого, - произнес мой собеседник и исчез….

Свят Элис


Рецензии