Главный документ цивилизации людей и права человек

Антон ТЮКИН

ГЛАВНЫЙ ДОКУМЕНТ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ
И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

День прав человека отмечается 10 декабря, в годовщину принятия ООН
Всеобщей декларации прав человека в 1948 году.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Организация Объединенных Наций 10 декабря 1948 года

ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства;

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
провозглашает настоящую

ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи. пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Статья 11. 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13. 1.  Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2.   Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14. 1.   Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 15. 1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16. 1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедывать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Статья 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно набранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статья 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение. обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24. Каждый человек, имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27. 1.   Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

* * *
В международных соглашениях о правах человека, заключенных под эгидой Организации Объединенных Наций и вступивших в силу в 1976 году, указывается, что права человека “проистекают из достоинства, органически присущего человеческой личности”. Борьба за человеческое достоинство, вероятно, восходит к самым истокам цивилизации, но концепция прав человека как орудия утверждения его достоинства — явление сравнительно новое. День прав человека отмечается 10 декабря, в годовщину принятия ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 году.
Права человека, по самому определению, это права, которыми человек наделен просто в силу принадлежности к человеческому роду. Однако это простое и в общем бесспорное определение на самом деле сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Оно трактует права человека как права, в полном и буквальном смысле этого слова, и утверждает, что они принадлежат любому человеку. В частности, Западная моральная и политическая традиция опирается на целый ряд теорий, основанных на нравственной справедливости или нравственных нормах. И, пожалуй, самая распространенная из них — это теория естественного права, которая постулирует существование объективного нравственного закона, данного Богом и воспринятого человеческим разумом. Это - естественное право обязательно для всех людей и служит критерием при оценке всех видов человеческой деятельности, в том числе и политической. Правительство, нарушающее естественное право, совершает серьезное преступление, а попирающее это право с особой жестокостью — теряет свою моральную и политическую законность.
В западной цивилизации такие теории восходят по крайней мере к Цицерону (106—43 до Р.Х.), а намеки на них можно проследить еще в сочинениях Платона и Аристотеля. Занимались ими и в более поздние времена. Джон Локк, один из ранних и наиболее крупных теоретиков естественного нрава, создал на этот счет стройную теорию. А в наши дни идеи естественного права пользуются поддержкой ряда уважаемых философов и обладают большой притягательной силой, особенно в определенных религиозных кругах.
Более того, в эпоху, предшествовавшую промышленной революции, подобные идеи были нормой в большинстве стран мира. К примеру, считалось, что власть китайского императора дарована небесами, и потому он подотчетен в своих действиях небесам. Подобным же образом, в Коране и в законах Шариата изложены детально разработанные основные правовые нормы, которым обязаны и следовать правители. Лишь в очень немногих обществах правители считались абсолютными самодержцами. Даже французские монархи, провозглашавшие себя помазанниками Божьими, признавали за собой обязанность придерживаться законов Божественной справедливости. Каковы бы ни были отклонения на практике, почти все правители доиндустриальной эры следовали нормам права, которое на Западе обычно называли естественным. В большинстве традиционных обществ, как западных, так и незападных, справедливость рассматривалась в первую очередь как соблюдение неких основных правовых принципов (хотя они обычно устанавливались не разумом, а традицией).
* * *
Не следует недооценивать политической силы, которой естественное право вооружает граждан в их противостоянии государству, то есть возможности привлекать к ответственности нарушителя норм естественного права за преступления против объективных принципов справедливости, а не просто  попрания предпочтений или интересов того или иного лица или группы лиц. Например, в средневековой Европе, России и в китайской империи тиран считался виновным перед Богом и объективными принципами законности и справедливости, то есть к правителю были приложимы объективные критерии. Не имея естественных (или юридических) прав перед правительством, граждане не могут добиваться справедливости; естественное право само по себе никому не дает права требовать его соблюдения. Для этого необходимы естественные, человеческие (или юридические) права, дающие возможность предъявлять требования. Но если государство нарушает права граждан, они вправе не только утверждать, что против них совершена несправедливость, но также и то, что нарушены их права.
Это придает требованиям особую, дополнительную силу. Не менее важно и то, что процесс восстановления справедливости ставится под контроль самих граждан, которые выступают в качестве обладателей прав, имеющих законные основания добиваться справедливости. А в тех случаях, когда речь идет о естественных правах (правах человека), которыми человек наделен просто в силу рождения, преступление приобретает наибольшую моральную тяжесть.
* * *
Такая концепция государства, ограниченного в своих действиях правами граждан, пользующихся предпочтением с моральной точки зрения и стоящих выше государства, сравнительно нова и носит явно “современный” характер. Томас Гоббс в своем “Левиафане” (1655 год) говорит о естественном праве, но явно отрицает, что такое право ограничивает власть суверена. К тому времени, когда Локк опубликовал “Второй трактат о государственном правлении” (1688 год), где ясная и недвусмысленная теория “естественных прав” уже существовала бок о бок с традиционной теорией “естественного права”. И ко времени американской и французской революций идея естественных прав или, как тогда говорили, прав человека, не только становится в центр политической жизни, но и заменяет естественное право в революционном словаре и трудах таких деятелей, как Томас Джефферсон и Томас Пейн.
* * *
Правительство,
нарушающее
естественное право,
совершает серьезное
преступление,
а попирающее это
право с особой
жестокостью —
теряет
свою моральную и
политическую
законность.
* * *
Как ясно из вышесказанного, традиция прав человека тесно связана, во всяком случае поначалу, с политической теорией договорного права. Согласно теории “общественного договора” индивид рассматривается как обладатель естественных прав, абсолютно не зависящих от государства. Его основные права вытекают из человеческой природы, а не даруются государством, законом, политикой, Богом или традицией. Государство (и общество) фактически рассматриваются как результат договора между отдельными личностями для охраны естественных прав и создания социально-политических условий, позволяющих личности реализовать свои права. Таким образом, государство законно лишь в том случае, если оно уважает естественные права, обеспечивает их соблюдение и допускает их в самом полном объеме. Если же оно не выполняет своих обязательств по этому договору, если оно грубо и систематически нарушает права человека, граждане вправе восставать как индивидуально, так и коллективно. Так, например, Локк признает и отстаивает право общества на революцию против правительств, систематически попирающих естественные права. Джефферсон в Декларации независимости оправдывает американскую революцию попранием естественных прав колонистов британской короной, а французская Декларация прав человека и гражданина ясно говорит о праве на революцию.
* * *
Права человека по самой своей природе универсальны. Декларация прав человека недаром называется “всеобщей”, ибо права человека - это права всех без исключения людей, всех мужчин и женщин. Поэтому основной перечень прав человека должен быть более или менее приложим ко всем. Но сущность и поведение человека в известной мере формируются также спецификой общества, частью которого он является. Поэтому универсальность прав человека должна определяться, по крайней мере, двумя важными факторами.
- Во-первых, формы в которых фиксируются всеобщие права человека, могут варьироваться в зависимости от естественных, культурных и политических различий. Например, степень участия народа в управлении государством в разных странах может быть неодинаковой.
- Во-вторых, универсальность прав человека ослабляется тем, что любой перечень таких прав, сколь широко бы он ни признавался разными странами и культурами, отражает определенное, исторически обусловленное мировоззрение конкретной эпохи. Так, в XVII и XVIII столетиях под правами человека подразумевали права мужчин, но не женщин, а о социально-экономических правах (если не считать права на частную собственность) вообще речи не было. Таким образом, даже общепринятый перечень прав человека будет постепенно изменяться по мере того, как общее понимание основных элементов человеческого достоинства и качеств нравственной личности будет меняться в соответствии с новыми идеями и материальными условиями.
* * *
В наше время Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН (см. полный текст Декларации) представляет собой минимальный перечень прав, хотя со временем в него вводились дополнения (в частности, право на самоопределение), а в будущем, возможно, будут добавлены новые права. Тем не менее, Всеобщая декларация прав человека признается почти всеми государствами мира, и в политической практике она может рассматриваться как вполне авторитетный и правомочный документ.
Права человека обычно подразделяются на два основных класса:
1) гражданские и политические права и
2) экономические, социальные и культурные права.
Такое деление весьма условно. Оно также слишком часто порождает, как слева, так и справа, требования предпочтительного отношения к той или иной категории прав — требования, нередко служащие лишь дымовой завесой, под прикрытием которой совершаются нарушения прав. Однако такова общепринятая и наиболее удобная классификация.
* * *
Политические права
включают право на участие
в управлении
и периодические свободные выборы
при всеобщем
и равном избирательном праве.
* * *
Гражданские и политические права, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека, включают права на жизнь, гражданство, признание правосубъектности, защиту от жестокого, унизительного или бесчеловечного обращения и наказания, а также защиту от дискриминации по признаку расы, национальности, пола и религии. Сюда же входят юридические права, такие, как восстановление в правах в случае нарушения основных прав, презумпция невиновности, гарантия беспристрастного открытого судебного разбирательства с соблюдением всех требований справедливости, запрещение законов, имеющих обратную силу, защиту от произвольного ареста, задержания или изгнания, произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, а также от посягательств на репутацию личности. Перечисленные во Всеобщей декларации гражданские свободы включают право на свободу мысли, совести и религии, свободу мнений и свободу их выражения, свободу передвижения и выбора места жительства, мирных собраний и ассоциаций. Наконец, политические права включают право на участие в управлении и периодические свободные выборы при всеобщем и равном избирательном праве. Экономические, социальные и культурные права, зафиксированные во Всеобщей декларации, включают право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, право на труд, отдых, досуг и социальное обеспечение, право на образование и участие в культурной жизни общества.
Время от времени все еще слышны голоса, утверждающие, что лишь гражданские и политические права заслуживают названия прав. В современной нам России этой точки зрения придерживаются так называемые “либералы”. Существует и другая, но не менее односторонняя, точка зрения, постулирующая приоритет экономических и социальных прав. Ее придерживаются в основном коммунисты и “левые”, а также политики из стран Третьего мира. Но не смотря на то практически все государства разделяют взгляд, что все права, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека, взаимосвязаны и неразделимы.
* * *
Организация Объединенных Наций никак не может согласиться с мнением, что концепция прав человека применима лишь к определенным западным обществам. В досовременных традиционных обществах, не имевших современного  понятия государственности, не было социальных условий для признания и реализации прав человека. Люди в них не осознавали себя индивидами и не сталкивались с такой угрозой их человеческому достоинству, какая исходит от современного нам государства. Сейчас, однако, на земле не осталось ни одного общества, не превратившегося в такого рода государство.
Но можно ли рассматривать всех людей как индивидов? Концепция прав человека базируется на понятии индивидуальных прав, то есть прав отдельной личности в ее взаимоотношениях с обществом. Кстати, процессы, иногда называемые “модернизацией” или “вестернизацией”, носят ныне всеобщий характер. В результате практически во всем мире уже есть люди, определяющие себя как индивиды и объективно ими являющиеся, хотя процесс дифференциации общества на отдельные личности протекает в одних странах (например, в США) интенсивнее, чем в других (например, в Китае, в России или в странах Африки).
Личность есть порождение общества. Ведь никто не отрицает, что в прошлые времена и в прошлых культурах существовали такие общества, к членам которых понятие “личности” в нашем современном понимании было явно неприменимо. Но ведь столь же далеки от истины те утверждения, согласно которых современное общество в нравственном отношении каким-то образом выше досовременного.  Отметим, что нравится нам это или нет, но в нынешние времена все страны, в том числе и слаборазвитые, в значительной степени модернизировались.
В традиционных обществах (под этим понятием имеются в виду все досовременные общества) социальные роли были сравнительно недифференцированны. Так крестьянин, выполнявший роль мужа, одновременно выполнял роль земледельца и уважаемого члена общины. Но в современном обществе, существующем даже в самых отсталых странах мира, все больше становится нормой дробление социальных ролей. Роль человека в одной сфере жизни не обязательно подкрепляет его роль в другой. Роли мужа, хозяина и политика ныне могут быть разделены. К примеру, заботливый отец, отвезший заболевшего сына к врачу, в глазах работодателя – есть нерадивый работник, опоздавший на службу… Тут прирожденный статус уже не исчерпывает роли индивида. … Сын индийского парии может стать министром, женщина может возглавить корпорацию. И примеры тут можно продолжить… Пол и возраст уже не определяют, как в былые времена, жизненного предназначения и роли индивида в окружающем мире. Потому положение человека ныне в значительной степени зависит от его образования, достижений на профессиональном поприще, успеха в конкурентной борьбе и политической жизни. Общество, в котором живет человек, столь же сложно, как и разделение в нем труда. Оно этнически неоднородно, классово расслоено, в нем стираются традиционно установившиеся нормы, определяемые социальным положением, возрастом и полом. В такой обстановке зависимость личности от первичной группы начинает ослабевать, и человек все больше опирается на поддержку вторичных групп, принадлежность к которым определяется не эмоциональными или родственными связями, а общностью целей. В современных городах возникают общины новых типов, образуемые на основе добровольного выбора, а не по прихоти судьбы. Даже в наиболее урбанизированном обществе, где, казалось бы, должно быть наиболее сильное отчуждение, люди создают свой круг, обычно на основе таких современных признаков, как образовательный уровень или профессиональная общность.
* * *
Урбанизация составляет одну из важнейших черт процесса модернизации. Повсюду — в Центральной и Южной Америке, в Африке, в Азии, а теперь и в Восточной Европе — урбанизация вырывает людей из их прежних семейно – кланово - сельских общин и помещает их в пеструю, многонациональную и новую в культурном отношении среду. Такая миграция вызывается как отталкиванием от сельской жизни, так и притяжением города. Во многих частях света жизнь в сельской местности становится все более и более тягостной, как например в России. И городская среда, даже при трудности получения работы, в целом более привлекательна, чем деревня, возможностями получения образования, медицинского и социального обслуживания, более интересной культурной жизни. Более того, в городах больше личной свободы, там есть возможность сходить в кино, послушать новейшую музыку, познакомиться с новыми людьми, а самое главное — сбросить нередко тягостную опеку со стороны семьи и сельской общины. Люди предпочитают уходить из деревни, и стоит им оказаться в городе, они сразу становятся более индивидуализированными.
А еще… А еще формированию современного государства способствует распространение образования и информации. Именно грамотность дает людям возможность усваивать новые идеи, а иногда и вынуждает их к этому. Если даже начальная и средняя школа и служит в первую очередь для правительственной пропаганды, грамотность сама по себе в любом случае стимулирует развитие современных аспектов психологии человека и его способности к критической оценке общества, в котором он живет. Например, сравнительно здоровая система конкурентной демократии, существующая на сегодня в Индии, несомненно возникла благодаря большому числу относительно высокообразованных граждан. Безусловно, именно школы представляют собой механизм для превращения детей в образцовых граждан по угодной государству модели. Однако и сами учащиеся обладают способностью приспосабливать воспринятые ими идеи к своим собственным целям в дальнейшем, подобно тому, как эгалитарные доктрины Христа были использованы для своих целей обращенным в христианство коренным населением колониальных стран. Именно почему всякое правительство сегодняшней России боясь выпустить власть из своих рук будет планомерно снижать и так не очень то высокий образовательный уровень народа…
* * *
Грамотный человек индивидуализирован в том смысле, что он не только обретает способность усваивать большой объем информации, но также открывает для себя более разнообразные и сложные способы мышления и выражения своих мыслей и может апеллировать к более широкой аудитории, чем та, которая способна воспринять лишь устное слово. И урбанизация, и грамотность подкрепляются широчайшим распространением средств массовой информации по всему миру. Радио, и особенно телевидение могут принести сегодня новые идеи людям, даже тем, которые еще не научились читать. А интернет, газеты и книги – это уже для имеющих азы образования. И еще. Важным орудием общения между людьми в наше время выступает кино. Так, городской житель стран Третьего мира, который смотрит западные фильмы, в гораздо большей степени, чем его сельский “отсталый” собрат, испытывает влияние идей материализма и индивидуализма. А значит и идей, связанных с автономностью своей личности и достоинством.
И так, распространение средств массовой информации и образования значительно затрудняет задачу репрессивных режимов, стремящихся изолировать своих граждан от внешнего мира. Ведь и “революция растущих ожиданий”, которая внушала такую тревогу социологам в 1960-х годах, была революцией ожидания материального благополучия. Каждому хотелось жить, как богатые жители развитого Запада. Была бы только возможность... Но и это не все. Одновременно с нею происходит и “революция нравственных ожиданий”. В наше время у людей во всем мире растет осознание своих прав. Ведь они хотят быть не только богаче, но и свободнее, наблюдая примеры высокоразвитых страна планеты… Кстати, никакие зарубежные агитаторы не были причиной революций и волнений в бедных странах Северной Африки в 2011 году - в Египте, Тунисе и Ливии... Данные процессы рождаются в недрах единого международного сообщества современных людей, которые, сколь бедны и угнетены бы они ни были, все более ясно распознают истинного виновника своих бедствий — репрессивное тоталитарное или авторитарное государство. Ведь свободный обмен идеями так же опасен для правителей - тиранов, как и помощь повстанцам оружием…
* * *
Современная личность не фикция, а реальность. И такая личность нуждается в правах человека.
Права человека лежат в основе отношений личности с государством. Конечно, права личности могут нарушаться другими лицами. Например, человека могут ограбить, когда он идет домой по улице, тем самым посягнув на его личную свободу. А работающую женщину могут лишить льгот по материнству, тем самым поправ ее право на справедливые условия труда. Но в том-то и заключается или должна заключаться функция государства, чтобы оградить своих граждан от подобных посягательств на их права, — улучшив уличное освещение и полицейское патрулирование или обеспечив особые права матери и ребенка согласно Статье 25 Всеобщей декларации нрав человека.
Однако многие нарушения прав граждан проистекают из осуществления государством его законных функций. Так, например, государство обязано защищать свой народ и территорию от внешней агрессии, но при этом оно часто попирает целый ряд прав человека.
Функция государства по обеспечению порядка внутри страны также может идти вразрез с правами человека. Но соблюдение порядка — это то общественное благо, которое даже самое репрессивное правительство в состоянии обеспечить своим законопослушным гражданам. Например, люди, пережившие нацизм в Германии, но не подвергавшиеся при нем каким – либо преследованиям, часто говорят, что в те времена хотя бы было безопасно ходить по улицам… Тем, кто ценит жесткий, так называемый “казарменный”  порядок, Соединенные Штаты Америки, к примеру, нередко представляются страной, где приверженность к правам доходит до безумия: преступники защищены от полиции, а общество, по всей видимости, не защищено от преступников… Однако поборники гражданских прав часто интерпретируют высокую преступность как цену, которую обществу приходится платить за скрупулезное соблюдение законности и защиту граждан от возможных покушений на их права со стороны полиции.
Но главная причина, почему государство обычно не выполняет всех своих обязанностей в области соблюдения прав человека, заключается в том, что оно отнюдь не нейтрально. Напротив, во всех обществах, при всех идеологических режимах государство контролируется группами, которые пытаются манипулировать его органами в своих личных интересах. Таким образом, необходимость всеобщности прав человека служит противодействию универсальному контролю государства или манипулированию государством со стороны влиятельных групп общества, которые в своих объективных интересах стремятся отказать в правах другим группам общества.
* * *
Концепция прав
человека базируется на понятии
индивидуальных прав,
то есть прав отдельной личности
 в ее взаимоотношениях с обществом.
* * *
Власть имущие редко отказываются от такого произвола по собственной воле. Наоборот, они всячески пытаются пошире раздвинуть границы своей власти и в своих собственных интересах, и в интересах своих клиентов, друзей и родственников. В особенности это характерно для стран Третьего мира (и России, в частности). Ведь, к примеру, в слаборазвитых странах Африки простой диплом о высшем образовании может послужить орудием приобретения значительной власти. Таким образом, те, кто управляет государством, в стремлении расширить свою власть, богатство и положение, естественно, будут нарушать права человека. А система социального расслоения предполагает, что доступ к основным материальным ресурсам легче для состоятельных и влиятельных, чем для бедных и слабых… Кстати, даже в благополучных в этом отношении Соединенных Штатах существует незначительный слой населения, который и недоедает, и лишен качественного медицинского обслуживания… Это говорит нам лишь о том, что наличие достаточных для всех материальных ресурсов не означает, что всем членам общества гарантированы основные права на прожиточный минимум.
Подобным же образом те, кто управляет государством, не ограничиваются нарушением прав только в области экономики. Культурные или общинные права на сохранение религии, языка, и обычаев тоже часто нарушаются, особенно в слаборазвитых странах, где сам принцип политической организации предполагает, что можно уменьшить, к примеру, остроту борьбы за продукты питания, которых всегда не хватает, попросту игнорируя или даже исключая более слабые этнические группы. Крайней формой такого исключения является геноцид… Но и без него выделение групп, которым отводится роль чужаков, “козлов отпущения”, создание бесправных категорий - “неграждан”, исключение из общества целых слоев по признаку этнического или социального происхождения — все это также позволяет лимитировать борьбу за скудные материальные блага, и естественным следствием такого расслоения является отстранение от активного участия в политической жизни всех, кроме тех, кто управляет государством, и их союзников. Но не только. В некоторых странах (Россия) даже когда материальных ресурсов достаточно, чтобы обеспечить прожиточный минимум всем членам общества, их властители опасаются любой формы их перераспределения, оберегая свои привилегии, как простейший доступ к материальным ресурсам и рычагам принуждения. К сожалению, политические права на доступ к управлению государством редко соблюдаются даже в странах, приверженных принципу соблюдения основных экономических прав. Ведь правящий класс предпочитает видеть в государстве скорее великодушного распределителя благ, чем институт, на который все и каждый имеют законные права.
Когда подавляются политические права, обычно нарушается также и свобода слова и собраний. Свободная печать и свободные профсоюзы также представляют угрозу тем, в чьих руках сосредоточена власть. И для подавления таких политических организаций государству также приходится нарушать гражданские права. Так, политические репрессии немедленно влекут за собой нарушение прав на справедливое судопроизводство и защиту от произвольного ареста, пыток и противозаконных казней. А государственный террор, то есть массовые нарушения гражданских прав народа, — есть последнее средство правящего класса, стремящегося удержать власть под давлением снизу, хотя иногда это и основное оружие наиболее жестоких режимов…
* * *
Таким образом, при социальном анализе проблемы прав человека ключевой вопрос состоит не в том, почему права нарушаются, а в том, почему они соблюдаются. Власть крайне редко защищает права человека в отсутствии уравновешивающих сил, с которыми власть имущие должны считаться. Вот почему права человека наиболее надежно защищены в государствах, где источники власти рассредоточены. Рассредоточению власти могут помочь: экономическая система, отделенная от политической системы; конкурирующие политические партии, имеющие право претендовать на политическую власть; независимые судебные органы; свободная пресса; наконец, существование множества групп особых интересов. Рассредоточение власти вооружает граждан целым арсеналом средств для защиты от государства, склонного, в лучшем случае, игнорировать права человека, а в худшем случае — их попирать.
* * *
Ни одна государственная система, ни один политический режим, ни одна политическая философия не является абсолютным гарантом прав человека. Права человека всегда непрочны, они подвергаются постоянному давлению со стороны государства. Повсюду личность становится жертвой тех самых государств, которые призваны ее защищать. Концепция всеобщих прав человека подводит законную базу под идею о том, что человек имеет право, даже обязан защищать себя от государства, стремящегося лишить его средств к существованию, физической безопасности и интеллектуальной независимости…
И еще. Слишком уж часто мы наблюдаем сегодня и в нашей стране небезуспешные попытки лишить всеобщие права человека их законного обоснования; попытки, служащие удобным оружием в руках правящих классов в России, чье подлинное намерение состоит в практическом лишении человека его вполне законных и неотъемлемых человеческих прав…

               


Рецензии