Призрак

  Стихопроза
Немало в нашей жизни признаков,
Что мы находимся средь призраков,
Порою добрых, чаще злых,
Как мало нас, как много их.

Мы с тобой никогда не встречались,
Был лишь призрак прекрасной печали,
И увлек мое сердце он в сети,
И удержит, я знаю, до смерти.
                Л.Г.
  Слава Богу - длинная жизнь у меня, много прев - ращений пришлось пережить. Вы только что узнали о моей лошадиной и собачей эпопее.
  Тем не менее, на них наложилась еще одна, не менее загадочная.
Однажды перед уходом из дома я не обнаружил в зеркале своего изображения. Темновато- подумал я и включил свет.
  Только одев очки и пристально вглядываясь в таинственную глубину, мне удалось угадать признаки изображения.
  Когда только одни признаки, тогда призраки.
  Я призрак?!
  Догадаться, что я призрак помогла и картина В.Э. Борисова- Мусатова, творчество которого я очень люблю:

В парке старинном
Сегодня смотрины.
Представлен истлевший билет.
Томные руки,
Волшебные звуки -
Над замком плывет Менуэт.
Чуткие свечи,
Холодные плечи,
Озяб у камина корнет.
Призраки бродят,
Себя не находят,
А смотрят на свой же портрет.
Трепет вуали,
Тревоги рояля,
И ночь выдыхает сонет.
Замкнуты губы,
Бездыханны трубы,
Молчит безымянный поэт.
В старом том парке,
Заброшенном замке
Того, кто там жил, давно нет.
Тихие звуки -
В них горечь разлуки,
Не чаще, чем раз за сто лет.
Замок старинный
Вписался в картину,
Где мой на камине букет.
  Вспомнил я и призрак отца Гамлета:
Покинув мир глухих теней,
Взошел на зубчатые стены.
Бывает ль ночь еще темней,
Коль растворялись в мраке тени.

И виден он, и слышен он -
Как поступь тяжела в доспехах,
И страшен он, и он взбешен,
И стража вовсе не помеха.

Пришел, неся с собою месть,
И право дал, дал право сыну,
Чтоб кровь родная отомстила
За жизнь отца, отца же честь.

Он знал отчетливо, что было:
Кого супруга полюбила,
Как в ухо заползала змея,
И как сыра внутри земля.

Не знал, однако, и не ведал,
Каким еще случиться бедам -
Коль только с прошлым породнен,
То бродишь ночью, а не днем.

Зачем тогда раскинул сеть,
Отдав в подруги сыну смерть.
  Да и вообще, я много слышал и, наверное, даже чувствовал, что мир густо населен призраками:

Немало в нашей жизни признаков,
Что мы находимся средь призраков,
Как в жизни, добрых или злых,
Как мало нас, как много их.

Их чувствуем, но ведь не трогаем,
Другими движемся дорогами.
Но им так тесно и без нас,
Передо мной не в первый раз.

Быть может лишь одно мгновение
В душе уж холод дуновения
Из позабытых их могил -
Когда-то кто-то же открыл.

  Я призрак?! Откуда почему?
  Или я умер, не заметив этого обстоятельства, например, во сне, или кто-то незаметно дал мне выпить адскую смесь. В общем, я не знаю.
  Вы не думайте, что я стал человеком - невидимкой, и соответственно не ждите от меня подобных приключений.
  Во-первых, это уже было и хорошо известно.
  Во-вторых, тень выдает меня, тень позволяет меня отловить, и чтобы не пугал людей, запереть в какой-либо камере или даже замуровать.
  Легко представить с какой осторожностью я появился на улице: прятался в тени, переходил дорогу, сопрягая свою тень с тенью прохожего…
  Вскоре я понял, что мне абсолютно ничего не нужно, ни одежды, ни еды. Подпитывался я, вероятно, космической энергией, которую потреблял самую малость.
  Довольно быстро мне стало скучно и мне захотелось узнать реакцию людей на мое «появление».
  Я стал демонстрировать свою тень. Сначала, используя еще детские навыки, стал показывать с помощью рук зайчиков, пасть волка и т. д. Реакции никакой.
  Тогда стал пристраиваться к другой тени, удлиняя ее. Эффект тот же. Только однажды мальчик потребовал у матери большей самостоятельности, поскольку его тень была длиннее.
  Я уже было отчаялся. Но в один солнечный день я услышал - я тоже призрак, давай ходить вместе. Вместе так вместе. Двоих легче обнаружить, и, действительно, нас обнаружил еще один призрак, а потом еще один…Это были, как призраки подобные мне, призраки из настоящего, так и призраки из прошлого:

Среди дробящих зуб скелетов,
Средь призраков давно немытых,
Мне попадались эполеты,
Златым шитьем вокруг обвитых.

И это их прерогатива
Прислушиваться к разговорам.
Ну, что- то вроде негатива
Времен почтительнейших споров.

«Извольте… можно вас поправить».
«Я, сударь, с вами не согласен» -
Закон не писанных здесь правил,
Грассирование всех согласных.

И нам у них бы обучаться,
А мы сквозь них проходим мимо.
Стучаться- как же достучаться:
Забыл я звание и имя.

А звание- не блеск мундира -
Изысканность, как и учтивость.
Мы зря расстались с этим миром -
Так мстит неуваженье к чину.

Неслышны нынче тени прошлого…
Мундиры, кортик, эполеты…
Ах, были бы у нас билеты
К вам в ваше прошлое из пошлого.
  Они поведали мне много разных историй, но я приведу здесь только две любовных, совершено противоположных по своему результату:

И как призрак далекий и близкий,
Растворишься и явишься вновь.
Может быть, твой характер капризный,
Отрицавший значение слов.

Я позвал, а ты стала прозрачной,
Отвернулся- уже во плоти.
Всё равно я свиданье назначил,
Лишь частично мечту воплотив.

Каково же мое изумленье -
Как живая, стоишь предо мной.
Может быть, наступило прозренье?
Торопясь, приглашаю домой.

И пошла ты походкой капризной,
Осмотрела брезгливо нору.
На колени, как перед маркизой -
Говорю, говорю, говорю.

И как стал я похож на Нарцисса,
Упиваясь словами любви.
И сказали - гожусь для статиста -
Мне глаза, растворяясь вдали.

А вот и противоположное:

Уж перестал я удивляться,
Но все же был я удивлен.
Прекрасный призрак стал являться -
Красы девичий эталон.

И сколько девушек не видел,
Никто сравниться с ним не мог.
И кто ты гений или идол,
Или большой любви пророк?

И вот однажды, всё однажды,
Прошла, не поднимая глаз,
И что особенно здесь важно -
То был призыв, а не отказ.

Живая, в красоте простая,
С не оскверненною душой.
И призрак на глазах растаял…
И с нею я сквозь жизнь прошел.

  Среди них, о счастье, я встретил призрак ушедшей из этой жизни горячо любимой женщины. Ее любовь ко мне задержала ее душу на земле:

Осенним призраком в лесу
Ты прячешься среди деревьев.
Тебе на блюде поднесу
Наидревнейшие поверья.

Когда умеешь ворожить,
То даже жизнь вернется снова:
И не хотеть, а жаждать жить,
И произнесть одно лишь слово.

Какая крепость заклинанья -
Никто не сможет помешать.
Тогда, как всякие там знанья
Одно лишь могут- утешать.

Найди то слово в желтых свитках,
И в распустившейся ночи
Подряд три раза, только слитно
С глубокой верою прочти.

Я буду ждать тебя у дуба,
Молю я, чудо сотвори.
Твоих губ жаждут мои губы
Да точно так, как и твои.
  То, что я испытал тогда можно выразить только стихами и вот они:

Я ль сквозь тебя, ты ль сквозь меня,
И не однажды, и не дважды
Идешь ты с факелом огня:
Согреть мне сердце как же важно.

А, если в сердце сколок льда,
Повремени чуть, чуть - оттает.
Притупится слегка беда-
Слеза- глаза моих проталин.

Ты дни любви перелистай -
Твою в тот миг разбудят память.
И, веря в это, в твой стакан
Налью любви живое пламя.

  Так собралась небольшая компания, а затем и общество. Много нас было, но сосчитать трудно- видимость плохая. Мы договорились собираться по определенным дням для обсуждения всякого рода новостей- от семейных до международных.
  Но, как известно, призраков они не касаются, и потому нам это стало не интересно. Не интересно, следовательно, скучно. Скука породила зависть- я более прозрачен, у меня тень более густая, а зависть интриги, и наше общество стало постепенно распадаться сначала на группы, распались и группы, и мы разбежались кто куда…
  Здесь я позволю себе небольшое лирико - социологическое отступление.
  Вам хорошо известно такое слово, как «коммунизм». Его превозносили как высшую и последнюю формацию человеческого общества: всё есть - бери сколько тебе нужно и никому не завидуй. Главное равенство - нет ни богатых, ни бедных. Однако потребности человека растут быстрее, чем общество способно их удовлетворить - сделали больше, но нам надо еще больше и еще, и еще… Конца не видно, поскольку его нет.
  Когда мало, то распределять поровну - подход к коммунизму - социализм, причем разный: просто социализм, развитый, с человеческим лицом, что еще могли придумать, не знаю, но знаю, что обязательно бы придумали.
  Когда совсем ничего нет- равенство, т.е. тоже коммунизм, но первобытный.
  А вот мы организовали неизвестную раньше форму коммунизма- никому ничего не надо, вроде и завидовать то некому, однако…
  Как видите, и эта форма обречена на провал, а казалось бы…
  Продолжаю. Так же неожиданно, как исчез, я появился снова в зеркале. Опять удивление и различные предположения, Наверное, все-таки я был в коме, а моя душа (аура или что-то подобное) искала приключений, а, может быть, это мне просто привиделось.
  Всё это неважно, поскольку главный вывод мной сделан, а именно: коммунизм даже в своей самой совершенной форме, т.е. когда нет даже, потребностей не осуществим. А этот вывод, как вы понимаете, много стоит.
  Теперь ваша очередь господа философы ломать себе голову. Простите за простоту выражений.
  Многие из вас не согласятся, как говорится, сходу, как и некоторые мои друзья и знакомые. Ничего страшного - так строится жизнь: споры и опыт. И здесь я прошу обратить особое внимание на мой « призрачный» опыт.


Рецензии