Интервью с Рашидом Талышинским

Интервью с известным бардом Рашидом Талышинским, живущим в Израиле



9 мая 2007 года с известным автором, аккомпаниатором, поэтом и прозаиком Рашидом Мусаевичем Талышинским беседовала москвичка Наталья Алексеевна Исаева, член Московского представительства Международного Союза писателей «Новый Современник»




Наталья: Рашид! Сегодня в России отмечается день победы. В твоей семье были участники войны? Тебе дорог этот праздник?

Рашид: Да, Наташа. Этот праздник дорог мне. Ведь мой отец в 17 лет ушел добровольцем на фронт. Таких молодых ребят в 17 лет, стал зенитчиком и защищал подступы к Москве.


Наталья: А как сложилась его дальнейшая судьба?

Рашид: После войны он учился в Москве, в Военно-юридической академии, по окончании был направлен на службу в Тбилиси. В это время он был уже женат на моей маме.


Наталья: Они были однополчанами? Так моя родственница во время войны служила тоже зенитчицей и там встретила любовь своей жизни.

Рашид: Мои родители познакомились в послевоенные годы. Папа был тогда в чине лейтенанта, а мама училась в медицинском институте. Поженились через три года. Я родился у них в 1949 г. 20-го декабря. Потом ей пришлось переводиться в Тбилисский институт, и уже там заканчивать своё образование. Я в ту пору был совсем маленьким. Потом мама работала терапевтом, врачом скорой помощи.


Наталья: Так ты родился в Москве?

Рашид: Да, в "Образцовом Родильном Доме им. Грауэрмана" на Калининском проспекте в Москве. Хотя жили родители в Мытищах, и папа повез по железной дороге маму… Когда он постучал в дверь род. дома, то нянечка потребовала пропуск, на что отец, показывая на то пространство, откуда я должен был появиться на свет, произнес: «какой еще пропуск, вот он пропуск…»)


Наталья: Рашид, а ты знаешь о том, именно в этом роддоме родились многие известные барды?

Рашид: (Улыбается) Да, Наташа. Знаю. Заметил это, читая интервью своих любимых бардов.

 
Наталья: Рашид, как долго семья прожила в Тбилиси?

Рашид: В Тбилиси мы жили с 1951 по 1961 год. Родители много работали, но в период моего отрочества мы жили очень скромно. Я почувствовал себя взрослым в шестилетнем возрасте, когда в семье родился мой младший братишка. Мама, заметив мою серьёзность, спокойно оставляла малыша на меня. До сих пор помню: мне 9 лет, я пожарил ему картошку, а он с аппетитом ест и смотрит на меня счастливыми глазёнками, ведь жареная картошка была для него самым любимым блюдом. Я вообще с большим удовольствием ухаживал за ним.


Наталья: Откуда в тебе появилась любовь к пению? В доме кто-то пел?

Рашид: Да, мой отец любил петь песни военных лет, и я с удовольствием пел с ним. Родители решили попросить соседку, которая работала учительницей музыки, заниматься со мной, у неё дома было фортепьяно. Но она, прослушав меня, отказалась. Сказав, что мне «медведь на ухо наступил». Видимо, ей просто не хотелось возиться с соседским ребенком. И мои родители поверили ей, как профессионалу, и огорчились.


Наталья: Когда же тебе удалось опровергнуть её поспешные выводы?

Рашид: Самое забавное, что это произошло буквально через пару месяцев. Мне было только шесть лет, когда меня приняли в первый класс, что, в общем-то, было не по правилам, тогда в школу брали с 7 лет. И вот в школу явилась какая-то специальная комиссия для отбора детей в хор. И меня, одного из немногих, взяли в этот хор! Это стало приятным сюрпризом для моих родителей.


Наталья: Тебе нравилось заниматься в хоре?

Рашид: Я впервые познал прелесть многоголосья (Сольфеджио). Но, к сожалению, у меня не было возможности специально обучаться музыке. Так все по пионерлагерям, общение с аккордеонистами, баянистами и музыкантами. Кроме того, мне очень нравилось слушать грузинские многоголосья по радио. Вообще многое в менталитете этого чудесного свободолюбивого народа привлекало мое внимание. Сама атмосфера Тбилиси располагала к поэтическому творчеству. Вспоминаю детские впечатления от тбилисского Фуникулёра. Тбилисское застолье.


Наталья: А после 1961 года тебе пришлось расстаться с полюбившимся городом. Почему это произошло?

Рашид: Отца перевели на службу в Красноводск, а ещё через несколько лет в Баку. Он получил звание полковника.


Наталья: Рашид! Когда ты впервые написал своё первое стихотворение?

Рашид: Хорошо запомнил, как все поразились тому, что дошколёнок, уже складывает стихи. Но тогда это было подражание Пушкину, а с 12 лет я уже стремится найти свой стиль. В этом возрасте я научился играть на гитаре. Вот с того времени и пишу стихи, которые уже изначально звучат в моей голове как песни. Я беру в руки гитару и, одновременно со стихами, складывается и музыка.


Наталья: Ты помнишь свои первые песни?

Рашид: Первые мои песни («ковбойская» и «Помни») прозвучали в пионерлагере «Спутник» в Мардакянах, близ Баку. Начальник Лагеря Михаил Григорьевич (не помню фамилии) полюбил меня. В последствии я там был председателем Совета Дружины. Выступал с песнями в квартете со своей гитарой, а потом пел вместе с баянистом Игорем и Наташей. Названия аккордов познавал на лету, но запись нотную так до сих пор и не освоил.


Наталья: Ты великолепно обходишься без нотной записи. Как тебе удаётся?

Рашид: Все, что исполнено мною и создано в плане композиций, это по гармоническому слуху. Вот именно с ним у меня все в порядке. Слышу все оттенки и нюансы. Уже с детства я чувствовал, как тянутся все к моим песням, слушают гитару. Аранжирую запись письменно только записью аккордов. Написал методику обучения игры на гитаре, которая на персональной странице моего сайта опубликована…



Наталья: А после школы чем занялся?

Рашид: В 1966 году поступил на химический факультет в АзиНефтехим в Баку. Это определило мою судьбу на долгие десятилетия жизни. В 1978 году защитил кандидатскую, в 92 - докторскую по физической химии.


Наталья: У тебя были хорошие наставники?

Рашид: Да! Мне повезло! Замечательные наставники! Профессор Савелий Львович Киперман (ИОХ, Москва) и Рамиз Гасанович Ризаев, который выполняет уже много лет миссию посла Азербайджана в России. Я до сих пор вспоминаю об их вкладе в мое профессиональное становление с благодарностью и любовью.

Наталья: У тебя было много серьёзных работ?

Рашид: Моему выезду в Израиль предшествовала сотня работ, 20 патентов и двое выпущенных докторантов. Серьезных… на мой взгляд… наберется не более полусотни.

Наталья: Удалось этим же заниматься в Израиле?

Рашид: Я переквалифицировался на биотехнологию, океанологию и гематологию, потом возвратился в химию на экологический проект.


Наталья: А был ли такой период, что тебе было не до песен, не до гитары?

Рашид: С гитарой не расстаюсь. Муза влечет меня всю жизнь, и с каждым годом всё настойчивее.


Наталья: С какого времени ты стал сотрудничать с другими авторами стихов?

Рашид: С 2000 года с Вячеславом Игнатовичем из Минска, Лилей Кликич из Уфы, Николасом Дерингом, Еленой Конусовой (Кабардиной), Юлией Небахаревой из Москвы, Джавидом Имамвердиевым из Баку и многими другими. Вот с тобой, Наташа, тоже сотрудничаю. Мне нравятся твои песни и манера исполнения. Будет возможность, ещё споём много раз вместе.


Наталья: Да, я тоже очень дорожу нашей дружбой и совместными работами. А скажи, Рашид, где в наибольшей мере проявляется твоё песенное творчество?

Рашид: На популярном сайте «Стихофон» (виртуальный театр).


Наталья: Я знаю ты принял твердое решение полностью посвятить себя композиторскому и поэтическому творчеству. Как давно это произошло?

Рашид: В 2007 году. Этот крутой вираж был объективно подготовлен всей моей предыдущей жизнью.


Наталья: Назови, пожалуйста, любимых авторов-исполнителей из числа популярных?

Рашид: Сергей Никитин, Андрей Макаревич, Александр Розембаум, Александр Городницкий.


Наталья: А кто из поэтов является источником твоего вдохновения?

Рашид: Сергей Есенин, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий.


Наталья: А сколько в общей сложности аранжировано тобой и написано песен?

Рашид: Более 150 опубликованных произведений.


Наталья: Можешь рассказать о самой яркой встрече с кем-то из знаменитых бардов?

Рашид: Самой яркой встречей была с Сергеем Никитиным, когда он с Татьяной приезжал в Израиль лет пять назад. Я очень люблю его манеру и энергетику исполнения. А в зрелом возрасте я очаровывался песнями Булата Окуджавы, Саши Розембаума.


Наталья: Как здорово! Даже в своих пристрастиях мы с тобой похожи! А клубы авторской песни тебя привлекали?

Рашид: Меня принял в свои объятия Клуб авторской песни Баку (КАП). Но это было значительно позже, незадолго до моего выезда в Израиль.


Наталья: А когда был выпущен твой первый диск с песнями?

Рашид: В 1997 году совместно с Председателем КАП г. Баку Джавидом Имамвердиевым. В Израиле я выпустил ещё несколько своих дисков.


Наталья: Я знаю, что кроме песен и стихов ты пишешь потрясающую прозу и сказки. Легко они у тебя пишутся?

Рашид: Вот тут и проявилась моя Восточная Сказка на прозе ру... Времена Хана Батыя. Это более похоже на батальную историческую эротику, чем на 1001 ночь. Старался очень подробно проанализировать исторические источники, прежде чем приступил к художественному изложению...


Наталья: Должно быть, твои родители очень гордились тобой?

Рашид: Отец часто просил меня перед гостями играть и петь свои песни, а также песни его юности. Я охотно с удовольствием выполнял все его просьбы. Папе настолько нравилось это, и он так гордился мной, что бывало посреди ночи уже, когда я был отцом своего семейства, и у меня было две дочери, мог позвонить мне и попросить, мол, приезжай, собралась у него компания школьных друзей. Товарищи его были самых разнообразных национальностей: русские, армяне, грузины и др. Тогда ведь вообще не существовало такое понятие как национальность. Наш адрес был Советский Союз. Мы все себя считали единым народом, братьями.


Наталья: Я знаю, что твоя мама родилась в Загорске. Папа в Азербайджане. Ты родился в России, учился в Грузии, лето проводил в России – в Загорске. Теперь живёшь в Израиле и общаешься по Интернету с поэтами всех стран мира. Кем теперь по национальности ты считаешь себя?

Рашид: С Загорском у меня связано много приятных детских воспоминаний: природа, лес, пруд, Загорско-Печорская Лавра. Помню вкус парного козьего молока, малины и крыжовника. Раз семь в летнее время я бывал там, в Подмосковье. Последний раз приезжал туда в 26 летнем возрасте.
Да, я усвоил много различных культур, но я теперь – гражданин мира. Нет во мне ни социальной, ни национальной, ни ... половой гордости. Вне условностей я... Менталитет, конечно же, русский. Не потому что жил в Загорске, а потому, что читал литературу художественную только на русском. Дед Исмаил с 5 лет научил меня читать, а начал я читать с Пушкинского «Евгения Онегина». Когда в 55-летнем возрасте у дедушки случился инфаркт, он полгода пролежал на спине неподвижно (так тогда лечили), и занимался Русской литературой со мной, пятилетним мальчиком.


Наталья: Рашид! Твой талант так многогранен. Кем ты себя больше ощущаешь: учёным, поэтом, бардом?

Рашид: Я всегда себя чувствовал в большей мере: философом, чем химиком, поэтом, чем писателем, музыкантом, чем бардом, лириком, чем физиком, идеалистом, чем материалистом...


Наталья: Ты поедешь на Грушинский фестиваль в этом году?

Рашид: Да. Собираюсь.


Наталья: Рашид! Спасибо тебе огромное, что выразил желание дать мне интервью. Продолжай радовать нас своими песнями и прозой ещё много десятилетий! Будь счастлив и здоров!

Рашид: Спасибо, Наталья! И тебе того же.

9 мая 2007 г.


Прошло ещё 4 года. С тех пор Ращид в России - частый гость. Его выступления проходят в клубе авторской песни "Альма-матер" и на других сценах.
 



С творчеством Рашида Талышинского можно познакомиться на Интернетовских страницах:

http://www.stihophone.ru/users.php?user=Talyshinsky
http://www.stihophone.ru/users.php?user=Rashid
http://www.stihophone.ru/users.php?user=Gitara_Ra
http://www.stihi.ru/author.html?Rashid
http://rashid.ucoz.ru/index/

http://edu.of.ru/ezop/default.asp?ob_no=14620
http://www.poet-soul.narod.ru/index.htm
http://www.proza.ru/author.html?Rashid


Рецензии