Русская готика
Франц Кафка изобразил бы чудовищное насекомое, с ненавистью своих огромных фасеточных глаз взирающее на маленькую девочку, замурованную в янтарный кулончик; Хулио Кортасар показал бы душу женщины, переселившуюся в букашку – или аксолотля, закатанного в кусочек каменной смолы. Сергей Саканский делает это по-другому – с реалистической достоверностью: но от этого не становится менее страшно, скорее наоборот: отсутствие условностей, которые где-то на втором или третьем плане все-таки напоминают о фантастике, вызывает ощущение полной реальности происходящего.
На первый взгляд – ничего особенного, обыкновенная историйка, которые наши женщины и дети рассказывают почем зря на ночь глядя. Безделушка – заколдованный кулончик из самодельного янтаря, в который любящий отец закатал козявку. Козявка переходит из рук в руки, делая несчастными своих обладательниц, возвращается к хозяйке и снова ломает ей наладившуюся было жизнь. Естественным образом насекомое, вырастая до огромных размеров, переселяется в ее кошмары…
В чем же истинный кошмар этого неброского и правдивого, как сама жизнь, рассказа? Не в том ли, что сама реальность, в которую закатал ее любящий отец, для Лидочки – это та же каменная смола? Все наши движения, поступки, перемещения во времени и пространстве, проявления духа и воли – возможно, сны заключенного в камень, на самом же деле нас пеленает чудовищная каменная пустота, в которой мы не в состоянии не то что пошевельнуться – но даже вдохнуть?
Сводные сестры – Лида и букашка в кулончике у нее на шее. Обеих создал отец: обе замурованы в прозрачный камень. И что самое жуткое – обе созданы из любви.
С ненавистью прозревания смотрит Лида на козявку, закатанную в янтарь. С ненавистью и отвращением смотрит автор на Лиду, ее отца, подругу и ту же козявку, закатанных в прозрачный, но от этого не более податливый камень его рассказа, – ибо видит, как в зеркале, каменный мир, в котором и сам он, и все вокруг. Ни шелохнет, ни прогремит… С ужасом переворачивает читатель последнюю страницу, невольно радуясь исподтишка: ведь вот оно, движение – но какое к черту движение, рассказ-то – на экране компьютера…
Свидетельство о публикации №211110100256
- Отклоняюсь от темы: я написала о военных событиях на Украине в сентябре 1941 г. в документальной повести "Военное детство. Поиски отца". Прошу Вас прочитать, когда будет время. (Рецензия не требуется). http://www.proza.ru/2012/09/27/195
"Спаси калину за вiкном,
спаси родину за столом
i Украину, бо в нас iншоi нема."
(У меня нет i с двумя точками).
- Спасибо Вам за ссылку на статью о неизвестном небесном теле. Меня поразило то, что был перехват!
Первый раз слышу об этом! Если позволите, я напечатаю эту ссылку для всех в качестве послесловия к моей статье "Адское оружие..." Перехват радикально меняет дело! Это мог бы быть дрон...
Желаю Вам всего доброго!
С уважением-
Жарикова Эмма Семёновна 30.11.2013 17:35 Заявить о нарушении
Жарикова Эмма Семёновна 30.11.2013 08:10 Заявить о нарушении
Журнал называется "Чудеса и приключения".
Спасибо за ссылку, прочту обязательно.
Иван Андрощук 02.12.2013 07:30 Заявить о нарушении