Взаимное обвинение

Обучение в школе не проходит без конфликтов. Ведь требования учителей не всегда совпадают с потребностями учащихся, как и оценки поступков и достижений последних. Неправильное построенное общение педагога без учёта их возрастных изменений (например, когда учителя с учащимися-подростками продолжают общаться как с учащимися начальных классов) тоже создает почву для возникновения конфликтов.
Школьники первопричиной возникновения конфликтов с учителем считают несправедливо выставленную отметку (35%).
Одной из психологических причин возникновения конфликтов является отсутствие у конфликтующих сторон полных и адекватных представлений друг о друге. Школьники занижают, а учителя завышают свои оценки уровня профессиональных важных качеств, умений и навыков. Другая причина - отсутствие у учителей авторитета.
Ещё одной причиной является повышенная агрессивность и негативное отношение учителей к школьникам, особенно к слабоуспевающим и недисциплинированным.
Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотношений с учащимися в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются и поэтому справиться с ними можно только строгим, а порой и жестким обращением. С другой стороны, учащиеся жалуются, что учителя их обзывают, игнорируют, издеваются и оценки ставят в зависимости от настроения [Е.П.Ильин c.104-106].
 Е.П.Ильин в своей книге " Психология для педагогов" отмечает, что: "На учебных занятиях имеются как объективные, так субъективные условия, предрасполагающие к конфликту.
     Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликтов. В их число входят:
* плохие условия проведения занятия;
* однообразие учебных заданий;
* нечеткая организация занятия;
* невнятные пояснения педагога;
* грубость со стороны педагога;
* нарушение дисциплины учащимися и т.д.
К субъективным условиям можно отнести типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации, перечислим их:
1. `Иллюзия собственного благородства`, когда ученик и педагог считают, что ведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника.
2. `Поиск соломинки в глазу другого`. Преподаватель, конфликтующий с учеником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении ученика. На вопрос "Как вели себя вы?" нередко возмущенно отвечает: " А при чём здесь я?! Ведь мы разбираем поведение учащегося".   
3. `Двойная этика` Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся представить как разумные,уважительные по отношению к оппоненту, а чужие - как недопустимые, нечестные.
4. `Всё ясно`. Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя одну и ту же цель: представить,что `мои действия правильны`, а вот оппонент ведёт себя непозволительно, неадекватно ситуации (с.108-109).
В качестве субъективных предпосылок конфликт выступают также отрицательное отношение учащихся к занятиям поданному предмету, антипатия в отношение к человеку между преподавателем и учащимися (в народе говорят: "Было бы плохое отношение к человеку, а повод для ссоры найдется") их личностные особенности. Может иметь значение, например несовпадение темпераментных особенностей педагога и учащегося. Если педагог подвижен и решителен,то его раздражает основательный и медлительный ученик, и наоборот , если педагог сам основателен и нетороплив, то его раздражает поспешность и торопливость учащегося. Конфликтность как черта личности тоже имеет значение для лёгкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности - обидчивости, вспыльчивости, бескомпромиссности,подозрительности.
По данным Л.А.Семчук (1992),в конфликтной ситуации проявляются разные стили взаимоотношений педагогов с учащимися.
Деструктивные педагоги с заниженной оценкой учащихся и завышенной самооценкой используют стиль "соперничество", а деструктивные педагоги с заниженной оценкой учащихся и заниженной самооценкой - стиль "приспособление". В основном эти педагоги используют угрозы, обвинения, нотации[c.108]
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.


Рецензии
http://proza.ru/2011/11/01/313

Педагог порою грубо ..http://www.stihi.ru/2011/11/02/85
Конфликт в школе создаёт..
Не учитывает возраст..
В расчёт его не берёт..

Обижает не подумав..
Занижает за ответ..
И оценку выставляет..
Раз Учитель..спору нет..

И в Душе ребят досада..
Оседает словно ком..
Уваженье убывает..
И авторитет потом..

Так взаимные обиды..
Всем порою не понять..
Раз учитель..то не смеют..
Ему дети возражать..

Заодно предмет не любят..
Пропускают их урок..
Хочется чтоб взрослый понял..
Прогул словно бы упрёк..

Подошёл и разобрался..
В чём причина и конфликт..
Чтобы смогли помириться..
Педагог и Ученик..

© Copyright: Таисия Олеговна Кучина, 2011
Свидетельство о публикации №11111020085

Таисия Кучина   02.11.2011 01:13     Заявить о нарушении