Часть двадцать пятая

ГЛАВА 2. Долой кандалы
С неизбежностью, как и все дети, Максим превратился в сплошной знак вопроса. Интересовало его абсолютно все, но изменилось само качество вопрошания. Это был очень ответственный момент. Нельзя было отделываться общими фразами, каждый раз приходилось родителям самим многое вспоминать и узнавать. Но папа с мамой были на высоте. Терпеливо объясняли все, что знали, а когда вопрос требовал совместного поиска ответа – не стеснялись в этом признаться. Такая общая работа очень укрепляла взаимное доверие сына и родителей, став фундаментом искренних отношений. Некоторые вопросы старшими готовились сознательно. Важно было зародить в крепнувшем уме малыша гибкость, избежать каких-то догм, оставив большое пространство для поиска и исследования. Конечно, без знаний и книг было не обойтись, но сохранялась определенная пропорция, когда самостоятельное узнавание окружающего мира опережало привнесенные знания. Поэтому малыш ничего не принимал на веру, все пытался проверить сам, и получал в этом стремлении огромную поддержку взрослых.
Параллельно не забывали и о возможностях тела. Папе с мамой пришлось заняться физкультурой, они уже понимали, что простое убеждение ничего не даст, очень важен личный пример. Когда ребенку говорят, что нужно делать зарядку, закаляться, а при этом лежат на диване – действие такого убеждения будет прямо противоположным – скорее он усвоит то, что видит, а не то, что ему при этом говорят. В результате правильных действий укрепилась сопротивляемость маленького организма, и он успешно справлялся с неизбежными отрицательными воздействиями, инфекциями и тому подобным. Максим практически не болел, легко переносил необходимые прививки, и рос здоровым малышом.
Огромное место в этот период воспитания занимала живая природа. Каждую свободную минутку посвящали ей, и она отвечала тем же. Давая неисчерпаемый океан впечатлений, рождая массу вопросов, она стала огромным стимулом развития. Если терпеливо ее читать, это будет книга из книг, ни одна страница которой никогда не повторяется и всегда нова. Люди спят, и в своих снах видят всякую суету, а родная среда отходит на задний план, не замечается, а чаще бездумно уничтожается, и примеры этого стали  первыми уроками зла, причиняемого человеком всему живому. Родители сумели найти необходимый баланс, ведь в окружающем  нас мире есть любые возможные примеры. Здесь жизнь, рвущаяся к свету даже через бетон и асфальт, рост, расцвет, увядание и смерть, и если правильно все увидеть, исчезают всяческие страхи, человек с самого детства чувствует свое единство и неотделимость от природы. Но здесь сталкиваешься с первыми примерами насилия и жестокости. Не избежали и слез, которые появились у малыша при виде примеров дикого отношения человека. Но это были  слезы не слабости, а искреннего сопереживания, которые только укрепляли Душу.
Почему ломают и рубят деревья? Почему так много мусора? Почему из рогатки убили птичку просто так, ради забавы? Такие и подобные вопросы касались уже не только окружающего мира и его доброты к человеку, но и жестокости последнего, и требовали очень вдумчивого толкования. Вот где понадобилось все умение, чтобы не размножить личности малыша, а, наоборот – спаять одну. И лучший выход – максимальная честность. Хорошо, когда ребенок верит, что в основе всего лежит доброта, но при этом и о злости ему должно быть известно. Хороша любовь, но и о ненависти забывать нельзя. Мало говорить о пользе правды – обязательно нужно при этом объяснить, что, невзирая на это, мир построен на лжи. При таком подходе мы с Каплей увидели, что формируются не разные личности, как было раньше, а одно «я» начало обладать пониманием, которое постоянно развивалось  и училось все видеть в единстве. Это было настолько необычно для человека, что требовало особого внимания. Если раньше происходило так, что одно «я» понимало правду, другое – ложь, третье – доброту, четвертое – злость, и так далее, то теперь одна личность понимала, что нет разделения, что все – едино, что мир не может состоять только из правды или доброты. Фактически, это были первые моменты развития внутренней гармонии, и выглядели они просто прекрасно.
Родители сделали еще один верный и грамотный шаг – они привили малышу на примере природы первые понятия о смерти как  об одном из этапов развития, совершенно естественном. Лист на дереве распускается из почки, зеленеет, радостно живет и с радостью опадает, давая основу следующим листьям. Ничего не исчезает, все остается в природе - поэтому прекрасно и цветение, и увядание. Без одного невозможно другое.
Очень важно было спокойно познакомить малыша с опасностями окружающего мира, причем показать, что они не содержат враждебных намерений по отношению к человеку. Огонь может обжечь, но без него жизнь невозможна, и он очень дружественен. В воде можно утонуть, но организм на восемьдесят процентов состоит из воды, и она не может быть врагом. Ночь также прекрасна, как и день, если понимать и любить ее – она тоже станет другом. И тут не помогут теоретические знания, только личный опыт позволит выработать разумную осторожность, не являющуюся страхом и не порождающую различных фобий и маний.
Максим учился читать и писать – этим двум величайшим достижениям человека, но при этом все увязывалось с окружающим миром. Слова должны были ожить, не оставаться застывшими и мертвыми. Пришлось родителям попотеть, чтобы учение стало творчеством, а не зубрежкой.
Мальчик получал первые задания. Например, его просили рассказать о ромашке. Для этого ее надо было найти, побыть с ней наедине, посмотреть, как она засыпает на ночь и как приветствует Солнце утром, как умывается росой и общается с пчелами. И при таком подходе этот простой цветок становился живым, чувствующим и совершенно таким же прекрасным, как и роза. Ромашка не расстраивалась по поводу того, что она не лилия, она с огромным удовольствием была сама собой.
Много пищи для изучения давала вода, которая сама по себе была чудом, превращалась то в пар, то в снег и лед, образуя множество узоров и неповторимых картин. Она была в легчайшем облаке и в грозовой туче, под солнечными лучами она расцветала радугой. Еще не зная формулы «Н2О», Максим больше знал о воде, чем некоторые ученые, он знал главное: вода – живая, и она – друг. И когда он пил – был благодарен за утоление жажды, когда купался – его обнимали дружеские объятия.
Еще одним чудесным опытом было участие маленького человека в созидании. Это вообще чрезвычайно важно. Душа – великий зодчий, она создала миры и галактики, а человек – это Бог в детских штанишках, и ему очень важно приобщаться к творению. Когда родители с Максимом опускали в землю зернышко, ухаживали за ним и видели появление ростка, его развитие и расцвет – восторгу не было предела. Это уже был личный опыт, персональное участие малыша в делах Божеских, и оно важнее всех проповедей и заповедей.
На неудобный вопрос «откуда я взялся?» был найден очень хороший и доступный ответ. Ведь развитие жизни уже было познано, и от простого зернышка очень легко провести аналогию к рождению человека. И никто при этом не краснел, не прятал глаза, всем было комфортно. Посмотрели рождение цыпленка и щенят, а они ведь не могут оставить равнодушными. Когда Максим попросил собаку, решение принималось сообща, и главным было то, чтобы мальчик понял – он не игрушку просит, а берет ответственность за другую жизнь. В течение полугода они ходили к знакомым ухаживать за щенками, и только когда желание стало осознанным, взяли одного себе. После этого Максим не нуждался в напоминании о необходимости ухаживать за новым другом.
В соответствующий момент мальчику был передан дневник. К тому времени он стал довольно объемным, содержал массу наблюдений, переживаний и опыта. При этом Максим почувствовал, что получает товарища, что их общение будет тщательно оберегаться от посторонних. И он с огромным удовольствием и интересом взялся за свои собственные страницы.
Когда всей семьей читали сказки или смотрели мультфильмы – это не было простым потреблением, а тоже превращалось в творчество, интересовавшее и захватывавшее всех. Изменение привычных сюжетов, развитие героев, собственные интерпретации делали простые изображения и слова волшебными, давая им жизнь. Важно было разобраться в поступках героев, понять их мотивы, и получалось, что абсолютного зла нет, даже отрицательные персонажи при правильном подходе играют необходимую роль, и снова все было в гармонии.
Максим с удовольствием рисовал, и каждый рисунок был поводом к обсуждению. Им не просто восторгались, а просили малыша объяснить, что и почему возникло. Это давало возможность и привычку даже в таком маленьком возрасте осознавать свои чувства и эмоции.
Не обходилось и без наказаний, выговоров - но они ни разу не были злыми, а содержали в своей основе доброту и любовь. Детское сердце намного лучше взрослого чувствует эти оттенки и никогда не затаит обиду на справедливые и искренние действия родителей. Он прекрасно понимал, что именно является поводом, и просто делал правильные выводы.
Очень важным этапом явилось общение с другими детьми. Здесь мы уже ничего не могли поделать, и с тревогой ожидали, как произойдет встреча тех представлений о жизни, которые были заложены в Максиме, с реальным миром, далеким от идеала. Не станет ли она поводом к разочарованиям, обидам, не обнажит ли душу малыша перед завистью, а иногда и жестокостью окружающих. Ничего подобного не произошло. Достаточно крепкая и цельная личность Максима спокойно переносила все невзгоды общения, наоборот, он сразу притягивал к себе других уверенностью и уравновешенностью, и даже неизбежные мелкие драки шли ему на пользу.
Желание малыша были естественны, он понимал все объяснения и не устраивал истерик, хотя и на своем настоять умел, но при этом в подобных «столкновениях» с родителями с обеих сторон отсутствовало раздражение и злость, и компромисс всегда находился. Даже когда мальчик злился или негодовал по тому или иному поводу, мы с радостью отмечали, что в основе этих проявлений всегда лежала доброта. Любовь может злиться, но эта злость не разрушительна, она не отравляет.
Очень важным был момент понимания родителями того, что в реальной жизни Максиму придется играть определенные роли, этого просто невозможно было избежать. И если ничего в этом направлении не предпринять, - опять же размножатся личности и потеряется целостность, за которую так самоотверженно боролась семья. Выход был найден. Для того организовывались творческие вечера, на которых каждый играл  свою роль. Это было настолько увлекательно, что даже родители увлеклись, и их находкам не было предела. А Максим получил замечательные уроки игры, которая никак не затрагивала его личность.
Подошло время школы, и это было очень важным этапом. Конечно, мы с Каплей радовались этим первым годам жизни, ведь общими усилиями, пониманием и вдохновением удалось подготовить маленького человека к такому ответственному шагу. Но мы обоснованно опасались, что машина системы образования перемелет личность мальчика и сведет на нет все его и наши достижения. Поэтому мы несколько вмешались в будущее, впрочем, как и раньше – ничего не меняя по сути. Учителя, с которыми предстояло встретиться нашему герою, были обычными людьми, многие любили свою работу – особенно вначале, но суровая действительность быстро приспособила их к себе, притупила чувства и желание творчества, сделав большинство простыми исполнителями в системе. В Душе каждого из них мы нашли интересующие нас качества поиска, новизны, любви к детям, подняли их выше остальных приобретенных личностей и дополнили нашими представлениями об искусстве обучения. На удивление, это не вызвало протестов – наоборот, увлекло и вдохновило. Теперь все были готовы.


Рецензии