Что губит самолеты?

Гордеев. Из записок командира корабля
Николай Боев

По плану подготовки молодых пилотов, будущих командиров кораблей, нам в паре с другим экипажем, было поставлено задание на проведение разведки погоды на соответствующем маршруте полётов полка. Взлетели около полудня, набрали эшелон (высоту) одиннадцать тысяч метров, легли на курс на север, начав выполнение попутных различных тренирововчных заданий, в том числе тактических "бомбометаний" и "пусков ракет", преодоление средств ПВО и т.п. День был августовский, жаркий, даже на высоте солнце припекало. В отдельных направлениях, в стороне от линии маршрута, отмечались очаги грозовой деятельности. "Наковальни" грозовых облаков вырывались далеко вверх над общей линией небесного ландшафта, маскируя призывной красотой всю свою неистовую силу, коварство и жестокость.
Никогда и никому не пожелаю непосредственной встречи с этими монстрами в воздухе!
После выполнения задач над Баренцовым морем, мы приступили к подготовке к работе над полигоном в районе г. Вологды в паре с ведущим экипажем командира эскадрильи подполковником Коваленко, который давал такой же "вывозной" своему подшефному пилоту Серёже Родионову. Начали отмечать появление на нашей высоте и выше редких облаков. По мере продвижения вперёд по маршруту их становилось всё больше и гуще. На экране радиолокационного прицела были видны грозовые засветки, но все они находились гораздо ниже нас, на высоте 5-6 километров и в стороне. Однако, через какое-то время, мы попали в сплошную облачную завесу, успев лишь обменяться по радио командами с ведущим экипажем на роспуск пары и отход в разные стороны - один влево, другой вправо, чтобы не столкнуться. Видимость по кругу снизилась до нулевой. Пилотирование осуществлялось исключительно по приборам и вручную. Началась неимоверная тряска. По стеклам кабины и рёбрам атаки плоскостей самолёта ползли беспрерывные змейки электроразрядов. И вот, наконец мы вошли в кромешную мглу. Машину начало кидать вверх-вниз с такими провалами и подъёмами, что стрелки вариометров, указателей скорости и контроля работы двигателей крутились как бешеные. Перегрузки по всем направлениям выросли до неимоверных значений. Двигатели пока работали бесперебойно, но по приборам контроля определить что-либо доброе было невозможно. Вдобавок ко всему, возросли отрицательные перегрузки при бросках вниз, да так, что лётчиков приподнимало с сидений и прижимало к потолку, лишая опоры и возможности эффективно управлять машиной. Мамонов, находясь на месте помощника, сумел предпринять усилия, зафиксировать привязные ремни на пилотских сидений, и мы вдвоём, преодолевая неимоверные нагрузки на рули хвостового оперения и элероны, всё-таки сумели изменить направление полёта и выскочить в подвернувшийся прогал между облаками. Выйдя на "чистую поляну", начали "чиститься". В первую очередь опросили по внутреннему радиопереговорному устройству всех членов экипажа (штурманов, радистов, офицера РЭБ) о самочувствии и наличии каких-либо проблем. В ответ...тишина!
Через какое-то время в наушниках раздаётся голос ведущего экипажа с командой: "Восстановить ориентировку! Выходить в точку сбора!"
Потом, вслед - характерный украинский тембр: "О, це подфартыло прэд пэнсией!" Ну, слава богу, командир огневых установок (КОУ) старшина сверсрочной службы В.Гулько, ожидавший приказа на увольнение из вооруженных сил и ухода на пенсию, - жив и здоров, раз шутит, хотя корме (кабины КОУ и стрелка-радиста в хвосте самолёта) досталось больше, чем тем, кто "дислоцируется" впереди. Командир ему: "Как самочувствие?" "Здоров, командир! Тилькы по полу катають-ся закл-и-ёпкы, вылэзлы от тря-а-скы. Ну, и далЫ ми шороху".
Командир: "А как радист и РЭБ?" Оба в голос: "Живы, командир!" Ответы позитивные. "А штурманы?". Оба (бомбардир и навигатор) - на виду, оба трудятся с приборами, определяя место нахождения.

Поворачиваю голову назад влево, вижу вдали тёмные наковальни грозовых облаков, пронизанных змеевидными молниями и  выстреливших свои протуберанцы на высоту до 15 тысяч метров. Перевожу взгляд на командира-инструктора Вадима Мамонова и понимаю что, если бы не его сноровка и усилия, нам вряд ли удалось бы вырваться так относительно безобидно из оставшегося позади небесного ада. В душе и в сердце появляется первая зарубка признательности, глубокого уважения и благодарности к моему учителю и командиру, которая теперь навсегда будет храниться в отведенном им месте преданно и надёжно.

© Copyright: Николай Боев, 2011
Свидетельство о публикации №21109161095


Я хоть и не летчик, но интересуюсь атмосферными аномалиями....

Видимо вы попали в атмосферный вихрь, который как и воронка в ванне закручивается всегда в одну сторону, в северном полушарии против часовой стрелки, а в южном полушарии - по часовой стрелке.

Вам крупно повезло, что вы вошли в вихрь почти перпендикулярно, было бы куда хуже, если бы вы попытались его обойти, тогда воздушная скорость могла бы упасть до нуля, двигатели при этом теряют набегающий поток воздуха, что может вызвать их помпаж, со всеми вытекающими последствиями...

В 2006 году под Донецком рейсовый Ту-154 (Адлер-Санкт-Петербург), попал а аналогичную ситуацию, но командир воздушного судна, решил "не рисковать", запросил последний по высоте эшелон и начал обход вихря повернув на север - восток, в результате чего, на высоте около 11,5 км по касательной вошел в вихрь, двигатели потеряли мощность, самолет свалился в плоский штопор, закончилось все трагически...

А ведь могли повернуть на северо-запад...
Тогда бы их, как и вас, потрепало, но скорее всего они бы долетели...

Я так думаю, надо на авиатрассах создавать стационарную сеть метеостанций и отслеживать такие вихри...

Еще интересный факт: накануне на складе боеприпасов в Новобогдановке - в 150 км к западу от маршрута пролета Ту-154, начался сильный пожар, возможно он и спровоцировал возникновение вихря высотой до 15 км (аналогичные явления наблюдались в Хиросиме, Нагасаки и даже в районе Прохоровки в 1943. Через трое суток в Рубцовске (Алтайский край) выпал рекордный град... Не Новобогдановский ли это след?

Интересно было бы узнать ваше мнение по этому поводу...

Я писал куда мог, но авиационное начальство меня не воспринимает, а самолеты продолжают падать...

Наверное авиационное и то которое над ним, начальство, и губит самолеты, причем не единицами, а целыми типами...


Рецензии
Самолёт хорошо, а олени лучше...

Андрей Бухаров   16.12.2021 06:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.