Мыслимо

 Постараюсь обозначить свое видение главной проблемы нынешней педагогики. То, что она находится в глубоком кризисе, не вызывает никакого сомнения. За двадцать прошедших лет были полностью разрушен предыдущий фундамент. Да, идеологически он никак не влезал в видение нового мира. Но вместе с водой выплеснули и ребенка. Обладающего несколькими немаловажными качествами.

 Коллектив и индивидуум.

 В советской школе все действия подчинялись коллективной задаче. Человек в такой среде мог выделиться двумя способами. Одни пробивались в формальные лидеры. Хорошо учились, активно участвовали во всех делах родного звена, отряда, дружины. Шефская работа с отстающими товарищами, сбор металлолома, макулатуры, походы и экскурсии. Всё было четко спланировано и отредактировано. И выполнялось по-военному. Полувоенный тип устройства школьной жизни диктовал поведение школьников. Уважительное отношение к взрослым, вид, соответствующий будущему строителю коммунизма, помощь младшим. Многолетнее повторение всех этих атрибутов поведения создавал ощущение их естественности. Слагаемым и было формирование полноценного советского гражданина. Со своими тараканами в голове, противоречиями, но в целом добропорядочного и малопьющего. Так, по праздникам, да с друзьями в пивную после получки. Стабильность порождала уверенность в будущем. Хотя в коммунизм практически уже никто не верил.

 Другой тип индивидуума даже внешне отличался от первого. Особенно пионерский галстук бросался в глаза идущему навстречу командиру звена. Справедливое негодование вспыхивало в ясных глазах примерного пионера. Пунцовились уши хулигана и двоечника. Обязательно прикреплялась к нему какая-нибудь отличница, для проверки чистоты рук и домашнего задания. И не всегда из такого школьника вырастал асоциальный элемент строителей светлого будущего. Осваивал потом в училище нужную стране профессию, требующую больше автоматических навыков, шел на завод. И вместе со всеми выполнял пятилетку за четыре года. Кстати, такие хулиганы были незаменимы в общественных делах. Да и в разборках между классами, которые случались и в то время, были в первых рядах.

 Но большинство любого класса составляли "середнячки". С парой "троек" по нелюбимому предмету, они ходили в кружки Домов пионеров, паяли, строгали. Потом поступали в техникумы и институты, так как хотели учиться дальше. И выбор был связан не только с материальной основой будущей жизни, а в определенной степени с юношескими увлечениями.

 Убеленные сединами старики с удовольствием вспоминают школьные годы. И коллектив, который воспитал их быть полноценным членом общества. И не они виноваты, что возводимая структура рухнула в одночасье. Что поменялось видение обществом человека в его структуре.

 Очень много говорится сейчас об обучении и образовании. Умными школами строятся схемы создания человека будущего. Но во всем сквозит индивидуализация личности. Выставляется местоимение "Я" вместо "Мы". Личные портфолио, индивидуальные занятия. Сомневаюсь, что нынешнему отличнику придет в голову мысль позаниматься с отстающим. Да и откуда ей взяться? Многие руководители школ больше похожи на успешных менеджеров, чем на мудрых старших товарищей маленького человечка. Жизнь так строит, когда во главу угла ставятся деловые , а не моральные качества руководителя. Отсюда и скандалы и уровень коррупции. Представляю нашего Яков Павловича, ветерана войны, таким коррупционером. Это же триллер какой-то. Фильм ужаса. Воевал с фашистами, а тут взятками и поборами стал баловаться. Вы можете это представить? Я нет.

 Мораль и свобода.

 Да, моральный кодекс строителей коммунизма был суров и непререкаем. Шаг вправо или влево грозил неприятностями. Даже прыжок на месте осуждался дружным коллективом. Но на фоне гранитных фраз прививались общечеловеческие ценности. Говорят, что коммунисты немало потягали фраз у православных. И буря социальных потрясений первых лет после революции(не 1991, другой) устаканилась. Елки новогодние вернулись с вифлиемовской звездой на макушке и приходы стали открываться. Думается, что любое общество, даже загнанное в самые жесткие тоталитарные рамки, постепенно саморегулируется. И правитель, если он совсем не отморожен, понимая это, минимально вмешивается в естественное развитие. Общественная мораль в подобных условия редуцируется до простейших истин. Которые изложены в большинстве религий.

 Если говорить о свободе в советском обществе, то она, как ни парадоксально это звучит, самосовершенствовалась. В мыслях живущих, в воспитании следующих поколений. А выходя наружу, даже в ничтожном меньшинстве, вызывала бурю. Но в головах окружающих. Даже высоких официальных лиц. Вот всё думаю, пригласи Фурцева Битлов в Москву, как пошла бы дальше история? Или не отмени концерта пацифистки Джоан Баэз в Ленинграде, может и наши танки в Афганистан не зарулили бы.

 И касаясь международных примеров, вспомню ещё одного американца. Сравню его моральные качества с одним российским сити-менеджером. Один возглавил шеститысячный марш протеста в Мемфисе. Цель была ничтожно мала. Мартин Лютер Кинг требовал от властей повысить зарплату мусорщиков на несколько центов. Это было в шестьдесят восьмом году прошлого века. Сегодняшний руководитель Ижевска, выступая перед ветеранами, дает им расклад денежной зависимости от голосования. Речь идет уже не о центах. О миллионах, правда рублей. Но если положить на весы центы, отвоеванные Кингом и миллионы Агашина, как вы думаете, куда склонится стрелка?

  Понятно, чего сейчас так остро не хватает нашей школе. Индивидуализация образования разрушает само государство. А глядя на окружающий мир, ребенок должен научиться мыслить, а не искать добычу или врага. Увы, нынешняя школа, даже самая умная, думаю, не способствует этому.


Рецензии