Не ради искусства
“Не ради искусства”
Тема искусства и человека в мире искусства в последнее время всё реже затрагивается в современном кинематографе. Возможно, из-за того, что продюсеры считают её не совсем тем, что будет востребовано. Создавая фильм с подобной тематикой важно прочувствовать все тонкости взятого за основу вида искусства, мир героя, охваченного творчеством. Очевидно, вычурность ,преувеличение и неоправданный пафос будут являться лишними ,создавая именно искусственность ,но никак не то ,что может быть связано именно с искусством. С подобной ситуацией можно встретиться в недавно нашумевшей картине “Чёрный лебедь”(“Black swan”)небезызвестного своими шедеврами (“Реквием по мечте” ,”Фонтан” ,”Рестлер”) Даррена Аронофски . История достаточно стандартна- скромная девушка Нина ,ограниченная интересами собственной матери пытается добиться главной роли в новой постановке(то ли опять же, в интересах матери, то ли пытаясь превзойти её), но из-за своей зажатости ,неумения преодолеть себя ,юной балерине отказывают ,что вынуждает её притвориться той, кем она не является. Конкуренция, путь “через тернии к звёздам” ,вовлечение мистического (появление тёмной стороны девушки) ,и изящная смерть в лучах славы. Вроде бы всё достаточно понятно и не менее банально. Но стоит всё же тщательнее рассмотреть картину и понять- действительно ли она была создана для того, чтобы зритель мог прочувствовать внутренний мир балерины ,или для того ,чтобы получить главные призы кинофестивалей за необычные тему и сюжет ,неистовый пафос игры актеров, сопровождаемый музыкой П.Чайковского ,прошу так же заметить ,что за довольно- таки грамотное воплощение образа актрисой Натали Портман (хотя, стоит учесть, что в последнее время в русском прокате выходит подряд невероятное количество фильмов с участием Портман).Учитывая особенность господина Аронофски достигать, так сказать недостигаемого и затрагивать не затрагиваемое ,можно назвать его девятую по счёту работу ,как раз – таки попыткой вновь это осуществить. Казалось бы, что в очередной раз у режиссёра это получилось. Но стоит поглубже разобраться в “Чёрном лебеде”.
Главная героиня фильма- балерина Нина ,живущая лишь балетом ,тем не менее не может расслабиться и заниматься любимым делом ,отдаваясь полностью ,ибо ставит на первое место только технические аспекты. Пытаясь переступить через себя, Нина соблазняет режиссера ,расслабляется посредством алкоголя. Именно в эти моменты Ниной овладевает её тёмная сторона ,в ней пробуждается чёрный лебедь ,это так же можно судить по следам, периодически появляющимся на теле балерины. Но стоит заметить занятную вещь, что тёмная сторона Нины принимает также образ одной из её конкуренток в мире балета , Лили (Мила Кунис) и образ бывшей примы театра, Бэт (Вайнона Райдер) . Получается ,что главная героиня борется вовсе не с собой ,в действие вступает идея запутать зрителя, то есть- чем непонятнее , тем интереснее ,чем эксцентричнее преподнесены образы героев, тем затягивающее. В итоге, девушкой всё же овладевает “чёрный лебедь” ,она уже без труда перевоплощается и окунается в лучи славы, в которых и погибает. И самое интересное, что за всей этой бравурностью , яркой обложкой ,и псевдо уникальным сюжетом скрыт обыкновенный пиар. Хотя стоит отметить убедительную игру главных персонажей ,что оставляет хоть какое-то впечатление от фильма .Получается , можно сказать, что режиссер “переборщил” ,видимо ,увлекшись развитием темы.
Хотелось бы заметить, что тема соперничества танцовщиц (актрис) уже встречалась в небезызвестном фильме- мюзикле Роба Маршалла “Чикаго”(2002год) ,только в том случае всё закончилось компромиссом .
В картине Араноффски взята за основу музыка из балета “Лебединое озеро” Петра Ильича Чайковского ,которая и является преобладающей. Также ,дабы подчеркнуть напряженность действий ,лучше ощутить эмоции в фильме использована масса классической музыки. Конечно ,необходимо ценить культурное наследие разных стран мира ,ведь классическая музыка для большинства в наши дни ничего не значит ,так что фильм можно расценивать как некое приобщение к этому ,также как и приобщение к самому искусству балета, ведь опять же, многие считают его скучным и бесполезным времяпровождением. Но опять же, все эти факты не раскрывают истинного замысла фильма.
Нельзя было не обратить внимание на преобладание крупных планов ,использование ,преимущественно, динамичной объективной камеры (что поддерживает не менее динамичный сюжет ,палитру событий ).Достаточно гармонично сочетание звукового и изобразительного решений ,составляющих весьма внушительную композицию.
Производит впечатление актёрский состав ,опять же ,достаточно гармоничный и ,весьма необычный. Ароноффски собрал “звёздную ” команду не прогадал, впрочем как и все технические моменты, продуманные в картине , в отличии от смысловых и идейных.
Подаётся уважению работа гримёров (самое важное для отображения образов ).
Учитывая всё выше изложенное, создаётся спорное впечатление о фильме “Чёрный лебедь”. К сожалению ,в последнее время главную роль играет не искусство как таковое ,а искусство ради денег ,из-за этого ,многие творцы изощряются из последних сил.
Конечно, ради интереса я пробовала узнавать мнения моих знакомых о нашумевшей премьере ,и к удивлению, оно было более чем положительным. На самом деле очень обидно, что массовая аудитория не в силах отличить истинное искусство от его попыток ,ведясь лишь на красочную обложку. Разумеется , “Чёрный лебедь”- не единственный фильм ,считающийся шедевром среди масс из-за череды бессмысленных новшеств , и ,казалось бы , стоило бы уже привыкнуть к подобному ,но всё – таки всегда от подобных личностей ожидаешь чего-то гораздо большего и стоящего.
Фильм не удостоился “Оскара” за самый лучший фильм , а также еще в трех номинациях ,получив награду лишь за лучшую женскую роль (Натали Портман) ,что было сделано несомненно по праву и верно. Получается ,можно было сделать картину чуть проще и в тот же момент искреннее ,чего ,к сожалению, не произошло.
В 2012 году ожидается новая работа Аранофски “Механический человек” ,описание немного настораживает ,ибо впечатление создаётся как о фильме еще более изощренным ,чем предыдущий ,но заранее рассуждать о том ,что еще не видел ,разумеется ,бессмысленно.
Таким образом , стоит подвести итог ,что фильм Даррэна Аранофски “Чёрный лебедь” был создан не ради искусства ,хоть и затрагивал достаточно редкую тему (что свойственно режиссёру). Не смотря на свою популярность ,в картине наблюдается безвкусное нагромождение всех составляющих деталей сюжета и явный пиар ,в чём заслуга лишь режиссера , ибо основные структурные моменты выполнены со свойственным профессионализмом.
Свидетельство о публикации №211110100858