Культура - сестра Церкви

Не самую веселую перспективу рисует «Левада – Центр» для православия в ближайшие 10 -20 лет. «Нынешняя приверженность православию — явление временное,— говорит Лев Гудков: Можно утверждать, что она стала следствием нашего тоталитарного прошлого. Мы прогнозируем массовый отход от православия в смысле идентификации себя с этой верой в следующие 10-20 лет.» ( Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1777469 ) При этом , в последнее время, я уже неоднократно слышал о том, что Россию ждет религиозное возрождение, и что без «религиозной морали» ей не спастись. Я соглашусь и с тем и с другим, но следует прислушаться и к прогнозам статистиков по отношению к нашей Церкви. И прежде всего в реальность их предсказаний можно поверить, глядя на молодежь. Молодые люди и интеллигенция составляют основную массу тех, кто перестает ходить в церковь, и больше того, – находит куда ходить. «Тыыыыы бы видел сколько у них нарооооду, и все одна молодееежь!!!!» - говорит мне друг, выпучивая глаза и переходя на шепот, случайно оказавшийся в Доме Культуры, где собираются евангелисты. Я и сам видел – полные залы. Я бы ему мог ответить, сказав: «Ты не видел, сколько наших собирается на фестиваль «Рок над Волгой», но постеснялся этой шутки, так как знаю, что он начал бы спорить, что никак этот шабаш не может быть назван православным.
Так еще теперь и родноверие, и староверие, и просто другие церкви, баптисты, евангелисты, адвентисты, буддисты,….
Может на эту религиозность надеется государство? А почему бы и нет! Если сегодня еще видимое большинство администраторов и «склоняется» к православию, то завтра, они вполне оправдано скажут: «Мы вам дали 20 лет, помогли с храмами и средствами, подписали все договора, но мораль в обществе не только не увеличилась, а наоборот... Хватит. Давайте дадим всем равные возможности, так как ,в целом – то, у Вас мораль одинаковая» И всеее! Формально они будут правы.
Уже сейчас отрасль реабилитации наркоманов в руках евангелистов, и никакой перспективы забрать в «православные» руки её нет, так как и в «православные» центры продвигается программа протестантских анонимных наркоманов.
В «православной» рок – культуре, мы видим редкие произведения, некоторых групп и авторов, основной же пласт «религиозного» рока, опять же заняли сотни евангелистских рок – групп, выступающих в ночных клубах, на своих фестивалях, и даже в «православных» антинаркотических «поездах», фестивалях и акциях. (часто за государственный счет)
«Воинскую» борцовскую культуру, потихонечку прибрали к рукам православные , которых «запретили» в официальной церкви, или родноверы и язычники.
За счет чего может РПЦ увеличить к себе внимание и количество прихожан. Особенно из числа молодежи?
Сейчас постоянно звучит, что США религиозная страна. Количество реально ходящих, по воскресениям, в храмы людей, по –видимому, там действительно в несколько раз больше, чем у нас. Как они этого добились? Через культуру! Прежде чем стать «религиозной» страной они все «культурные силы» направили на создание имиджа великой страны и морального, религиозного общества. Мы сами, теперь плачем на Рождество над кино – историями, но только не российских фильмов, а американских. При этом, у нас самих есть хорошее православное кино, но я не видел ни разу, на открытии фестиваля Патриарха, и не вижу этих фильмов на телеканалах, даже православных.
Такой духовной, хоровой культуры, как у нас, нет нигде в мире. Я был в оргкомитете первых Рождественского фестиваля. Он задумывался. как отчетный концерт духовных хоров, которые весь год выступали по стране, которые развивались и привлекали молодежь, которые приехали самые лучшие из тысяч лучших. И поначалу так и было. Во что превратилось? На последнем фестивале http://www.patriarchia.ru/db/text/1336623.html из шести (академических) хоров 50% были не православные. А наберите в Яндексе «Рождественские концерты» и сами увидите, что к духовной хоровой музыке они вообще не имеют отношения. Я очень уважаю и Спивакова, и Гергиева, и других «великих маэстро», я уважительно отношусь к примадонне – но причем здесь православное Рождество? Понятно, что - это им хорошая государственная поддержка, но, какая от этого «поддержка» тем детским хорам, тем хорам музыкальных школ и училищ, в которых могли бы заниматься дети и молодежь?
Что еще? Театр? Художественное искусство? Исторические реконструкции? Богатырские игры?
Можно еще обсуждать и критиковать, но я просто скажу в заключение.
Церковь напрочь упустила из виду культуру и искусство, окружающие её, созидающию её, собирающие вокруг неё народ. Имеющиеся культурные явления и учреждения, еще именующие себя православными, живут самостоятельной жизнью. Держатся они на энтузиастах – «самоварах», которые как могут так и выживают. В Патриархии даже нет отдела, занимающегося культурой, формирующего для имеющейся «культуры» «заказа», поддерживающего эту культуру, ищущего обоснования включения тех или иных культурных явлений в круг своих интересов. Не через морализаторство и «принуждение» к нравственности, можно добиться увеличения интереса к Церкви. Сестра Церкви – Культура, и надо с ней жить дружно. Её надо не столько ругать, сколько самим созидать, самим развивать, самим «подкармливать» и участвовать в ней. Современная русская культура стоит на пороге - её кто то должен открыть дверь!


Рецензии