искусство или ширпотреб

                Искусство или ширпотреб.

          В наше время мы наблюдаем непримиримую борьбу индивидуальности и попсы. Эта борьба выражается в том, что сегодня так мало настоящего искусства. Музыку ,  живопись и жизнь стремятся приблизить к обще-популярному стандарту. И это тенденция.
          К  размышлению на эту тему меня подтолкнул пример Николая Константиновича Рериха. Великого русского художника и мыслителя. Его жизнь стала для меня примером нестандартности, преданности идеалам, стремления достичь высокой цели. Он посвятил свою жизнь искусству живописи, путешествиям, познанию мира, открытиям. Ему хватило смелости начать свой путь. Не жить, так как все. И не бояться, что общество не поймет и не примет этого выбора. Он говорил, что чем выше ставишь планку, тем большего в жизни сможешь достичь. Он поставил свою планку высоко, и он ее достиг. Наверняка, он не успел сделать в жизни все, что хотел. Но у него было куда идти. Было куда лететь.
         Сегодня люди ставят себе слишком низкую планку. Я не говорю о деньгах. Я говорю о требованиях к себе, о требованиях к внутреннему росту, желанию отдать и оставить миру какой то след, светлый чистый, который не меряется деньгами.
        Возникает вопрос, почему сейчас для многих и большинства главной причиной приложения себя в конкретной отрасли жизни является популярность. И уровень выражения минимизирован до абсурда. Человеку проще плыть по течению в попсе, не создавая ничего своего. Это страх полета. Страх перемен. Неуверенность в себе. Если я откажусь от общепринятого, что мне останется? Останешься ты сам. Этого никто не отнимет. Неужели этого мало?
         Популярная музыка – общее мнение. Ее суть в том, чтоб быть популярной, нравиться всем, или большинству. А поскольку публика весьма разношерстна, она должна быть универсальной, поверхностной, удовлетворять примитивные, практически животные потребности, которые есть у всех. При этом она призвана не затрагивать глубокие темы и чувства, которые люди привыкли скрывать даже от себя самих. Популярны нейтральные темы и ритмы, не обличающие недостатков системы и людей. Эта музыка комфортна. Она не раздражает слух и не меняет привычного течения мыслей, не заставляет задуматься, не вызывает никаких эмоций.
         Сегодня популярно только то, что можно продать. Вы замечали, наверно, что из книжной продукции печатается в основном – женские романы, детективы и классика многолетней давности. Неужели все писатели выродились? Где современные Толстые и Достоевские? Им не дадут развиться. Они работают «неграми» у «Донцовых»! Они пишут низкосортные тексты – потому что за это платят.
       Живопись превратилась в фетиш. Рисуют то, что модно. За что заплатят. При чем тиражируют эти «полотна» в любом количестве. Ведь многие хотят иметь «модного «автора». Как можно растиражировать любовь, вдохновение? Как можно размножить чувство полета, впечатление?
        Мы живем во времена коллективной бессознательности масс. Реклама, компьютерные игры учат наш мозг отсутствию мыслей. Кризис идей на земле. Идея значит что-то только при наличии ее эквивалентной оценки в рублях, а лучше – в долларах. Только корысть является основным стимулом продвижения и развития идей. В итоге на вершины «искусства» попадают те, у кого есть деньги и связи. А таланту истинному пробиться не дают.
          Человека нет без свободы. Без свободы выразить себя, достичь своей цели. Мы лишены этой свободы. Я смотрю вдаль, в глубину истории. Почему до революции находились меценаты, которым было не жаль вложить деньги в новое веяние искусства, новое слово науки, в полет души? Сами мыслители готовы были работать на идею, не рассчитывая на обязательный успех, не уповая на мировую популярность. Они не могли жить по-другому! Так они понимали смысл бытия. Мы должны быть бесконечно благодарны тем людям, их искрящемуся настрою и желанию жить. Потому что благодаря чьим-то смелым решениям существует наш мир, наша цивилизация.


Рецензии