Укрепления Ленинграда

                Укрепления Ленинграда.


           Несмотря на то, что про блокаду Ленинграда написано много, мало кто знает, какими укреплениями располагал город ещё перед войной с немцами. Если судить по советским фильмам, то вся оборона города состояла из баррикад и наспех вырытых окопов и держалась она на героизме людей и авторитете компартии. Это конечно же ни так. В моей книге дано краткое описание укреплений, которые надёжно защищали Ленинград от штурма. К сожалению, у Ленинграда не было такой же надёжной защиты от голода.

Ниже приведёны отрывки из текста моей книги «Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции». Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве «Бригантина». Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.



КаУР имел меньшее количество железобетонных сооружений, но ведь и фронт у него был поуже, да и оборону он держал не в одиночку. Кроме него «колыбель революции» защищали другие укрепрайоны, береговые батареи, форты и крепости, построенные еще русскими царями.
Советские укрепрайоны и форты могли своим артиллерийским огнем не только помогать КаУРу, отбивать финские атаки, но и поражать объекты на финской территории. Во время зимней войны форт Краснофлотский вел обстрел финских островов.
«Чтобы поддержать продолжавшееся наступление левофланговых частей  седьмой армии на Карельском перешейке,  береговая артиллерия действовала также  и в последующие дни. По северному побережью Финского залива работало в общей сложности девять береговых батарей. Из состава Северного укрепрайона вели стрельбу три батареи (одна 203-мм и две 254 –мм), из состава Южного укрепрайона – две 305 –мм батареи и из состава Западного укрепрайона – 305-мм железнодорожная батарея №9. И хотя напряженность их боевой работы была не такой, как в первый день войны, все же их стрельба оказала некоторую помощь в прорыве финской обороны нашими сухопутными частями. Всего с 1 по 9 декабря 1939 года береговые батареи выпустили 90 снарядов 305-мм и 254-мм калибра. После 9 декабря боевая деятельность стационарной артиллерии береговой обороны КБФ закончилась, так как финские войска находились уже вне зоны досягаемости наших батарей. Но на этом история применения береговой артиллерии КБФ зимой 1939 –1940 годов не закончилась:  в конце декабря 1939 года – начале февраля 1940 года на Карельском перешейке были развернуты три железнодорожные батареи (№17, 9, 11), их непосредственной задачей была поддержка огнем наступления войск 7-й и 13-й армий на Выборгском и Кексгольмском направлениях». ( Петров П.В. «Советско-финляндская война 1939 –1940 г».  том II, стр.16).
Советская береговая артиллерия действовала не очень интенсивно (90 снарядов за 9 дней) либо из-за того, что Сталин играл в поддавки, либо из-за того, что войска 7-й армии просто не нуждались в её более интенсивной  помощи. В случае необходимости артиллерия СУРа, ЗУРа, ЮУРа могла оказать и более серьезную поддержку своим войскам на Карельском перешейке.
«Кроме того, в округе  было создано три укрепленных района – Карельский, Кингисеппский и Псковский (а с 1938 года велось строительство еще двух – Островского  и Себежского)». (Петров П.В. Степаков В.Н.  «Советско-финляндская война 1939 -1940».  Том I, стр.45).
В Ленинградском военном округе – пять укрепленных районов! Город неприступен с суши! А с моря?
«Непосредственные подступы к Ленинграду прикрывали три  укрепленных района: Кронштадский, Ижорский, Лужский. Подходы к городу простреливались перекрестным огнем  орудий огромной мощи с разных направлений. Каждая батарея, каждый форт, укрепленный район и морская крепость имели запас снарядов и продовольствия, которых им хватило на всю войну . Никому не пришло бы в голову тут высаживать десант или штурмовать город». (Суворов В. «Тень победы», стр. 47).
«Всего в составе береговой обороны  КБФ находилось 56 стационарных береговых, железнодорожных и зенитных батарей (из них 21 полностью боеготовая) с 214 орудиями». (Петров П.В. Степаков В.Н.  «Советско-финляндская война 1939 -1940». Том I, стр.63). Это в 1939 году, когда Советскому Союзу принадлежал небольшой кусочек Финского залива! Ленинград был неприступен и с моря, и с суши!
Сам Ленинград стоит в дельте реки Невы, воды которой рассекают город на множество островов. Берега островов одеты в гранит. Это создает дополнительные трудности. Одно дело форсировать реку с пологими берегами: спустил лодку в воду, доплыл до другого берега и  вперед. Совсем другое дело, под огнём противника, спустить лодку на воду с гранитного обрыва набережной, доплыть до другого берега и вскарабкаться по вертикальной гранитной стенке. В Ленинграде каждый остров мог стать неприступным укрепленным районом, окруженным со всех сторон водными преградами. Острова, конечно же, были соединены между собой мостами. Но ведь и взрывчатки в городе было с избытком, на все мосты бы хватило. В  Ленинграде любое каменное здание можно было превратить в крепость. Кроме этого, в городе была настоящая Петропавловская крепость. Пусть она была несовременной. Ничего в этом страшного нет. Сгодилась бы и такая. Еще более старую Шлиссельбургскую крепость части Красной армии защищали с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года. Немцы так и не  смогли её захватить. А ведь эта крепость была основана в 14 веке. Последний раз ее укрепления модернизировались в начале 17 века. С начала 18 века крепость Шлиссельбург служила лишь тюрьмой для заключенных. Но в 20-м веке ей нашли применение в обороне. Крепость–тюрьма выдержала осаду в 497 дней.  А Петропавловская крепость была гораздо более серьезным фортификационным объектом. Если немецкие войска не смогли взять Шлиссельбургскую крепость, то финские и подавно бы не взяли Петропавловскую крепость. Финское наступление не представляло для Ленинграда никакой угрозы. Тогда чем было опасно близкое соседство с финской  границей?
«Так, финская дальнобойная артиллерия могла со своей территории поразить любые объекты в Ленинграде, который к 1939 году продолжал оставаться  самым крупным центром оборонной промышленности СССР. Неприятельский бомбардировщик, пересекавший границу со стороны Финляндии, имел подлетное  время до центра Ленинграда всего около 4 минут». (А. Широкорад, «Северные войны России», стр. 542).Данный автор пытается оправдать советскую агрессию, используя байки советской пропаганды.  В ходе  зимней войны финны не выпустили   по Ленинграду ни одного снаряда. А если  бы у них была такая возможность, они бы ею воспользовались. В финской авиации были лишь легкие тактические бомбардировщики не способные причинять промышленным объектам серьезные разрушения. А чтобы преодолеть расстояние от финской границы хотя бы до окраины Ленинграда (32 км),   не то, что до центра, финские самолеты должны были развивать скорость 480 км/час. До  30 ноября 1939 года в Финляндии не было ни одного самолета, способного летать с такой скоростью. Лишь советская агрессия заставила  финское правительство раскошелиться  на покупку современных самолетов, способных летать с  необходимой скоростью. Не напади  Сталин  на Финляндию в 1939 году, финские летчики так бы и летали на своих устаревших самолетах. Но даже полученные из-за рубежа самолеты, не могли нести  необходимую бомбовую нагрузку для нанесения серьезных разрушений промышленным объектам Ленинграда. Так что аргументы,  представленные Широкорадом, никак не могут служить  оправданием для советской агрессии. Но у него есть и другой аргумент.
«Разумеется, в связи с резким возрастанием советской военной мощи в 30-е годы угроза нападения Финляндии на СССР отсутствовала. Но в случае коалиционной войны (совместно с Англией, Францией или Германией), Финляндия могла представлять определенную угрозу для СССР».  (А. Широкорад, «Северные войны России», стр. 542).  В принципе такую «определенную угрозу могло представлять и любое другое государство, граничившее с СССР. Но если бы Сталин в действительности верил в то, что с территории Финляндии другие страны совместно с ней  могут совершить агрессию против  СССР, он бы не стал разрушать собственные укрепления на её границе. Ведь на ней, кроме КаУРа имелись и другие укрепления. От Ладожского озера до берегов морей Северного Ледовитого океана тянулась цепь  укрепрайонов, защищавших нашу страну от вторжения с территории Финляндии. А берега этих морей защищали укрепрайоны береговой обороны МУР (Мурманский укрепленный район) и БУР (Беломорский укрепленный  район). До 1939 года строительство новых укреплений шло полным ходом. Но в 1939 году Сталин приказал прекратить строительство и начать разрушение этих укреплений. Это само по себе означает, что на данный момент он уверовал в то, что никакого нападения на СССР не будет.


Рецензии