8. 5. Аномия как признак транзита

8.5. Идеалы, ценности, этические нормы. Аномия
как признак транзита

Идеалы, ценности и этические нормы (поведения) скла-
дываются как обобщение длительного, десятков и сотен лет,
инструментального и межличностного опыта. Они определя-
ют высшие жизненные цели индивида (в наиболее обобщенной
форме) и этически допустимые методы их достижения. Нали-
чие тех и других позволяет разрешать логические противоречия
и переходные формы типовых жизненных коллизий и ситуаций
в рамках принятого в обществе контекста идеалов, ценностей.
Идеалы, ценности и нормы позволяют наиболее эффектив-
но удовлетворять ведущие потребности основной массы людей
в обществе. И, несомненно, они в общем случае оказываются ве-
дущей частью мотивационного процесса, влияя, главным обра-
зом, на выбор целей и инструментальных средств достижения
потребностей. В этом аспекте мотивационная модель Е. П. Ильи-
на, включающая идеалы, ценности и нормы, должна быть верна
с оговорками в 2.12.
По результату и на момент их соответствия хозяйственным
формам и окружающей социальной и природной среде этиче-
ские нормы в нормальном обществе являются для индивида
высшими культурными инструментами удовлетворения потреб-
ностей: целеполагания, мотиваций и инструментального обеспе-
чения. Как следует из предыдущего, в нормальном обществе
и у нормального индивида обычно нет противоречий между
идеалами, потребностями и мотивацией.
Однако в моменты крупных общественных сдвигов новые
необходимые ценности и нормы могут отсутствовать у инди-
вида или даже у общества. Так их недостаток явно ощущал во
Франции второй половины XIX века Эмиль Дюркгейм. В мо-
мент смены технологических, социальных или политических
систем, смены иных условий существования общества, в нем
может возникать аномия. Это ситуация, когда старые нормы
и ценности, идеалы уже не работают (не могут удовлетворить
потребности человека и общества), а новые идеалы и этические
нормы еще не выработаны текущим и прошлым опытом поко-
лений. Аномия создает неустойчивость общества в потоке но-
вых отношений и событий.
343
И это не странно, поскольку сама трансформация или тран-
зит форм труда происходит именно потому, что общество про-
шлого не смогло разрешить свои проблемы и потребности в ста-
рых социальных и культурных рамках, идеалах и нормах, а дева-
лидация старых форм без новых, уже возникших и принятых –
и есть аномия.
Упомянутые здесь объекты являются высшими по уровню
возникновения и длительности времени социологическими
феноменами. Исходя из установленного нами принципа влия-
ния объектов низшего уровня на появление высшего, мы долж-
ны исследовать воздействие системы потребностей человека
на высшие структуры культуры. И наше внимание обраще-
но на аномию и функционирование воли (человека без норм)
в условиях отсутствия долга (то есть аномии). Другими слова-
ми, мы планируем применить математический прием «от про-
тивного» для демонстрации значения ндеалов и норм в предпо-
ложении их (временного) отсутствия.


Рецензии