Сценарий док. фильма Анатолий Карпов. Ход конем

Сценарий док. фильма "АНАТОЛИЙ КАРПОВ, ХОД КОНЕМ".
(совместно с Никитой Гуляевым)
ПРОЛОГ
 З.К. Многим кажется, что Анатолий Карпов достиг всего, о чем только можно мечтать. Сейчас – он легенда. Человек, которым восхищаются, которому пытаются подражать.
ЛАЙФ: ДАЕТ АВТОГРАФ, ШУТИТ, УЛЫБАЕТСЯ - УСПЕХ.

З.К. Но в судьбе Карпова были моменты и тяжелых испытаний.
В жизни, как на шахматной доске, Карпову приходилось разыгрывать партии, от исхода которых подчас зависело не только его будущее, но и честь страны .

СНХ Хазанов 05-33-12 +++Карпов был символом советской идеологии+++ Ему отвели такую ролевую, что называется задачу.. +++Он должен был выполнять эту функцию.

СНХ Степанец (Клуб Н.  Рыжкова) 22-43-12 Карпов обладает глубокой уверенностью в своих поступках…, +22-38-04 ставит цель и достигает ее, иначе он не был бы 16 кратным  чемпионом мира

СНХ Говорухин…так случилось  взошла звезда Карпова+ не только от господа бога все зависело, от усилий самого этого человека
ТИТР
АНАТОЛИЙ КАРПОВ. ХОД КОНЕМ

  1978 год. Филиппины. Город Багио. Весь мир неотрывно следит за проходящим здесь необычным шахматным поединком. Чемпион мира Анатолий Карпов отстаивает свой титул.  Незадолго до этого гроссмейстер Виктор Корчной бежит из СССР. К неудовольствию советских идеологов претендует на шахматную корону именно он. Победа диссидента была недопустима для Советского Союза. Никогда ещё в истории шахмат на первенстве мира не было такой явной политической подоплёки.
СНХ Карпов 20-59-00 В Багио было очень  много журналистов, которые слабо разбирались в шахматах, +++ ожидали каких-то политических событий, скандалов. Им надо было давать пищу для раздумий, для статей.
ЗК   И Корчной, известный своей скандальной репутацией, был для них настоящей находкой. Каждый его матч был мини спектаклем. Например, с девятым чемпионом мира Тиграном Петросяном  Корчной, чтобы вывести его из равновесия,  поступал так.
СНХ Васюков (международный гроссмейстер, тренер ФИДЕ)… вот как мы здороваемся - протягиваем руку. А он становился вполоборота (показывает) И вот так вот он делал. И Петросяна это коробило+++ 02-16-57 Корчной играет то, что за доской. Он выискивает слабые стороны, психологические и старается выбить из колеи.
ЗК И для Карпова у Корчного было приготовлено немало сюрпризов. Ведь на кону стояло звание чемпиона мира. Корчному хотелось победить во, чтобы  то ни стало. Не просто выиграть, а разгромить символ советской идеологии. Тогда его побег из СССР был бы еще ценнее. В свою очередь Карпову  нельзя было проиграть, не только потому, что он не привык проигрывать, но  возвращение домой без победы ему бы не простили.
СНХ Хазанов 05-33-12  Толя не по своей воли был выбран козырной картой в борьбе с инакомыслием. ++ Карпов не виноват, что Корчной решил + не возвращаться в страну + и если Карпов сел за шахматную доску + а напротив него сидит один из великих шахматистов того времени – Виктор Корчной? +  это не вина Карпова!
ЗК В Багио Корчной хотел взять реванш - доказать, что он лучший, а в СССР его зажимали.  Но шахматы - это всего лишь игра. И Карпову больше всего на свете хотелось играть. И не в политику, а в шахматы. И побеждать. Еще  с детства. Без этого талантливый мальчик из провинциального Златоуста вряд ли смог бы добиться успеха.
 
СНХ Говорухин 07-42-15… он ведь просто игрок, по натуре своей + он все время поражал ..+мальчик с Златоуста в этой удивительной игре + он может с  таким же успехом играть в бридж или нарды. Он спортсмен по духу
СНХР. ЛОБОВ: Он с самого детства по сути дела, он у шахматной доски, значит у него развивался интеллект. Не просто интеллект шахматный, а если взять интеллект природный, интеллект общения с природой, общения с людьми, все это суммировать, и все это на доске поигрывать с раннего возраста, по всей видимости так формируется личность такого масштаба. … 23-20-23
 ЗК Первым соперником за шахматной доской у  Анатолия был Евгений Степанович, его отец.  Проигранные партии  уже тогда казались Толику не просто проигрышем, а неудачей, которой быть не должно. И если другие проигрывали, то Толик должен был побеждать, побеждать непрерывно, побеждать всех. Это было в генах.
СНХ Ливанов Я имел удовольствие познакомиться с его мамой и сразу чувствуется очень крупный характер. я понял, что это не просто так в Карпове + это  серьезно…
СНХ Карпов 05-32-25  такой характер спортивно волевой -  это от мамы у меня, что касается возможности, памяти, глубины знаний - это от отца наверное. Отец у меня обладал уникальной  памятью.
     ЗК  Силу  и выносливость своего характера Карпов не раз демонстрировал на шахматных турнирах. Он мог не спать ночами, анализируя предстоящую партию. Часто психическое перенапряжение доводило до бессонницы. И в финальном матче в Лазанье на первенство мира между Анатолием Карповым и Виши Анандом она чуть не сыграла роковую роль.

СНХ Карпов 5-25-40 . Я очень хорошо подготовился, был в отличной форме и должен был выиграть, достаточно легко в основной части. Я выиграл первую партию, во второй  я применил неожиданную дебютную систему, и получилось очень свежая позиция,  Ананд с ней не был знаком, и мне удалось его черными полностью переиграть, но я потратил время.


ЗК Перед последней партией у Карпова перевес в одно очко. Казалось, победа совсем близко. Но Карпов совершает ошибку и проигрывает Ананду.

СНХ Карпов 5-16 -00… мы  выходим на равный счет.   И после этого уже дополнительные партии  в  быстрые шахматы. Ананд всегда отличался быстротой мысли. Он и в блиц блестяще играл в быстрые шахматы, и даже  руководство ФИДЕ, которое в тот момент желало смены  чемпиона, устроили банкет. Я  конечно переживания всю ночь Состояние  конечно ужасное, Но я ни мин не спал просто, я точно помню, что я ни мин ночью не спал.
СНХ Аксенова 5/55/48 – в любой профессии это на первом месте психологический фактор. Вот у нас у космонавтов был такой тест. Давали целый текст, и ты должен был его читать, не прерываясь, а внешне издавались помехи шумовые. Смотрелось, как ты способен отгородиться от всего внешнего и нацелиться или не способен.

ЗК В этом матче для Карпова бессонница стала настоящей проблемой. Она и раньше возникала из-за шахматного стресса, и Карпову всегда было трудно с ней справиться. А сейчас, перед надвигающимся поражением, бессонница стала совсем неуправляемой.

СНХ Карпов 5-17-00. + 05-18-08,…мой тренер по физической  подготовке перед партией пришел увидел, увидел в каком я состоянии, он говорит мой единственный шанс привести себя в порядок, это контрастный душ,  реально холодный душ, горячий холодный, горячий  холодный,  в лазанье наша гостиница  располагалась  в  10 минутах ходьбы от зала, в 2 часа начало без двадцати 2 два  я зашел под контрастный душ. Без 10 два оделся,  уже приготовился, к 2 часам прихожу,  вот и нормально как будто я ночь спал, вот на короткое время я пришел в себя абсолютно, в полной боевой готовности

ЗК Тут уже Ананд начал нервничать. Что происходит? Карпов давно должен проиграть. А он все не проигрывает. И вот на часах у Карпова 35 сек до конца партии, у Ананда 4 мин. Преимущество огромнейшее. И в этот момент Карпов  принимает  решение,  которое никто объяснить потом не мог. Он рискует.
 
СНХ Карпов Ананд пришел в нокаут  от моего решения. 05-20-31 + когда он увидел, что я жертвую  фигуру и отказываюсь от форсированной ничьей на таком флажке, 35 сек против 4 мин, вот у него руки  просто затряслись, он соображать просто ничего не мог. Я легко выиграл эту партию…,++  я его  просто сломал видимо, психологически, просто сломал стойкостью своей нервной системы …++ у Кирсан Николаевича такое шоковое состояние было, ….ФИДЕ вот болело за  Ананда и вдруг я его обыгрываю
СНХ Ливанов Альберт Эйнштейн сказал, что существует энергия значительно более сильная, чем атомная. Эта энергия человеческой воли. Вот я считаю, что Анатолий Евгеньевич Карпов воплощение этой энергии.
Графика-плашка. Надпись: Филиппины. Город Багио. 1978 год. Победить предстояло и в Багио. Объективно Карпов играл в шахматы лучше Корчного, но ЗДЕСЬ БЫЛО СЛОЖНЕЕ.   По сути, против Корчного  играл весь Советский Союз.  И груз ответственности был таков, что любая ошибка или неправильны ход Карпова становились ошибкой всей системы. Первые семь партий протекали остро и завершились вничью, причем в пятой Корчной мог  выиграть. 

СНХ Садовничий… 02-59-19.. помню эти годы+ его матч с Корчным, , ++ для нас++ для меня лично,  это была личная спортивная борьба,++  и когда он победил, это наша победа моя победа+

СНХ Карпов 00:57:07 Корчной меня донимал открытым вариантом испанской партии и практически в первой половине матча, в стартовой части он выбил у меня белый цвет. А играть матч на первенство мира без активного белого очень трудно.
ЗК  Но постепенно Карпов захватил инициативу, и после двадцати семи встреч счет был в его пользу 5-2. Игра велась до шести побед, и до цели оставалась всего одна.
СНХ Васюков 02-27-10 матч начался хорошо для Толи. Он там выиграл. Повел в счете. Хорошее настроение. И потом вдруг две отложенные партии: в одной у него плохо, во второй неясно.  02-27-10 Меня вызывают в спорткомитет и говорят: готовь чемоданы, нужно лететь. 2-31-55  как раз считался большим специалистом, и я сказал, у меня есть свежие идеи, как Корчного прижать, чтобы был полный успех, нужен день или два.
ЗК В шахматах – как на поле боя – стратегия и тактика определяют исход поединка. В кулуарах ходят слухи о внезапной болезни Корчного. Это значит, что ему необходим перерыв. И тогда Карпов принимает решение: тайм-аут он брать не будет. 
СНХ Васюков 02-32-52 Я говорю – почему? А Вы не знаете, Корчной был на пляже, простудился и сейчас у него температура 39. Почему он должен за счёт моего тайм-аута лечиться? 02-34-40 А тайм-аут давался на много партий. Это нужно было сыграть несколько партий, чтобы получить тайм-аут один. Поэтому разбрасываться тайм-аутами нельзя было. 02-39-22 Да, ещё, что интересно, Корчной пришёл, когда Карпов не взял тайм-аут, он пришёл с ментоловым карандашиком, подносил его к носу и я представляю как он хихикал в это время
ЗК Позже выяснилось, что никакой болезни не было. Виктор Корчной не ошибся: запустив слух о своей простуде, он заставил соперника отказаться от тайм-аута, который был необходим, прежде всего, самому Карпову. Начался изматывающий марафон на выносливость. Без сна и права на ошибку.
СНХ Карпов 00-15-09 Естественно усталость накапливается. Я помню, первая проблема со сном у меня началась, когда я выпустил победу в двадцать второй партии и счёт становился тогда 5:1, по-моему.  Ясно, что  эта победа окончательная была бы близка. Я упустил перевес этой партии…. это  привело к неприятным последствиям. Счет из 5-2 стал 5-5.  Первые 10 партий я не проигрывал и вдруг в четырех 3 поражения. И совершенно выигранный матч оказался в очень сложной ситуации.

СНХ  Степанец 22-27-26  …+ +++  карпов возбуждал патриотизм многих людей…++такие события в стране, ++, это как полет  Гагарина, 22-29-08 ++ люди прилипали к телевизору, смотрели на работе, беспокоились, ругались за Карпова, как так он так пошел  так ..
ЗК Корчной оказывал такое жесточайшее сопротивление, что  всех интересовал только один вопрос: А хватит ли Карпову сил выстоять до конца? Ведь здоровьем советский чемпион не отличался с юных лет..
СНХ Карпов 04-53-05  Жили в тяжелых климатических условиях на южном Урале.+ здоровье  было не очень крепкое,+ лет до 11 был очень болезненным. Простуда, ангина,  вот это  меня донимало.

ЗК Ученые доказали, гроссмейстер теряет за партию столько же энергии, сколько игрок за матч в футбол. А чтобы играть в шахматы и побеждать, нужны сила и выносливость. И Карпов поставил цель.

СНХР. ЛОБОВ: 23-48-09…. что значит выдержать 5-6 часов игру шахматную, а там может больше они там играют. Им приходилось. Это не только изнашивается мозг, это изнашивается организм, если его не поддерживать
СНХ Карпов…(за кадром) + я достаточно много занимался здоровьем + всегда была утренняя  зарядка, я помню, причем  большей частью на улице, тепло одевались, бегали зимой, я родился в столице лыжного спорта, златоусте, все ходили на лыжах и я ходил. +. Даже неплохо бегал на лыжах, 04-57-22  теннис вот многое дал для общефизической подготовки. и потом я  всегда наверное очень быстро передвигался, я любил гулять причем не вразвалочку, а спортивным шахом это нагрузка, это тренировка и где то с 11 лет я стал болеть реже, по здоровью турниры я не пропускал.
ЗК Взлет Карпова был стремителен. В 15 лет он сильнейший среди молодых мастеров спорта СССР, а вскоре становится и чемпионом Европы среди юношей. Уже в девятнадцать Анатолий Карпов получает титул гроссмейстера – столь успешной карьерой не может похвастаться ни один шахматист мира.
СНХ  Рыжков … когда он только появился на спортивном небосклоне, очень молодой человек…+ мгновенно загорелся и для нас это конечно было необычное, все сразу поняли, что это особый талант, что это не рядовой там спортсмен шахматист, это действительно, шахматист от бога…
СНХ Васюков 02-01-20 когда  я увидел Карпова, ему было 11 лет,  +… 02-05-13 я обратил внимание, что Карпов как то очень соображает,  фигурки у него как то по умненькому прыгают, …02-10-00 …он был без большой поддержки и я счел своим долгом придти в шахматную федерацию + и сказал, что у меня сложилось впечатление, что появился у нас очень большой талант шахматный – это Толя Карпов…
ЗК Однако глядя на худенького мальчика из небольшого уральского городка Златоуста, хоть и обладающего шахматным талантом, именитые коллеги сомневались, что Карпов станет серьёзным игроком. Ведь победа на чемпионате Европы среди юношей ему далась нелегко. Терзаемый гриппом Карпов выглядел таким изнуренным, что даже Михаил Ботвинник, шестой чемпион мира, засомневался, а хватит ли Карпову физических сил для участия в первенстве мира среди взрослых? 

СНХ Карпов 05-01-55  вот когда  я обыграл Корчного в первом матче, который практически стал матчем на первенство мира поскольку дальнейшие не состоялись. Я  закончил матч, во мне было 47 кг. Я терял,  где - то до 10 процентов веса во время матча.
ЗК  Про Карпова шутили, что он  самый легкий чемпион мира по весу во всей истории шахмат.  Когда его впервые увидел такой тяжеловес, как гроссмейстер Гуфельд, он сказал – Этому дистрофику, чемпионом мира не быть.  Как он ошибался! Как оказалось, не только стать, но и побить рекорд в этом звании. 16 раз! 16 лет!
СНХ Хазанова ..05-35-08 условия, в которых рос АЕ, позволяли ему человеку из глубокой провинции стать на ноги, … сегодня мне трудно представить, чтобы какой-нибудь  мальчик из Златоуста безболезненно ворвался в этот по своему  коррумпированный мир. 
         СНХ Садовничий …представьте себе, как играть в  матч, ..+ это спорт удивительнейший один на один и месяц и  больше, это трудный спорт, который требует высоко интеллектуального уровня выдержки, выносливости, терпения, психолог устойчивости…03-05-30 это конечно, это характер, характер, сила воли.
        Графика-плашка. Надпись: Филиппины. Город Багио. 1978 год.
ЗК Все, кто знает Анатолия Карпова говорят о необычайной силе его духа и воли. Эта особенность характера ярко проявилась в матче в Багио. Корчной, получив реальный шанс на победу, при счете 5-5, продолжал психологическое давление с новой силой. Приглашал психологов-террористов из группы «Ананда Марга». А однажды,  на игру он пришел в зеркальных очках.
СНХ Карпов 20-00 С очками - это новинка Корчного была. Я думаю, подобные случаи должны быть описаны в правилах чемпионата мира. Зеркальные очки, они естественно раздражают. 5-6 часов друг против друга сидеть, ясно, что зеркальные очки дают блики и это ведет к усталости. Это такой тихий незаконный прием, который использовал Корчной.
ЗК  Казалось, что Корчной как никогда близок к победе. В конце матча в Багио прилетел космонавт Севастьянов. Мгновенно оценив сложившуюся  ситуацию, он предложил рискованный, но единственно правильный выход. Взять последний тайм-аут и забыть о шахматах. Карпов уезжает в солнечную Манилу.
СНХ Карпов 32-03 Багио давило. Шли дожди один за другим тайфуны. А в Маниле светило солнышко. И там как раз проходил чемпионат мира по баскетболу. Я пошел поболеть за наших ребят.
ЗК Так или иначе, в решающей партии Карпов взял вверх над Корчным, одержав шестую, желанную победу. Одного шага не хватило Корчному, чтобы стать 13 шахматным королем. А возвращение Карпова из Багио было сродни возвращению Гагарина из космоса.  Самый скандальный чемпионат мира по шахматам завершился триумфом Советского Союза.
СНХ Хазанова 05-34-57 ++.++ Советский Союз, обрадовавший этой победе, начинает эту победу конвертировать в победу собственной идеологии. + +Карпов никакого отношения к идеологии никогда не имел… 05-34-57 ++.++ Карпов +гениальный шахматист + он обязан выигрывать, не потому что он представляет Советский Союз, а потому что он, прежде всего, представляет самого себя
ЗК Знал ли Карпов в минуты, когда его встречала вся страна, что совсем скоро кое-кто из тех, кто ждал этой победы в Багио, будут с не меньшим  РВЕНИЕМ  пытаться отобрать у него новую победу. Но уже дома в Москве: в другом тяжелейшем матче. 
ЛАЙФ. КОРОТКО. ПОЕДИНОК КАРПОВА И КАСПАРОВА. Графика-плашка. Титр: 9 сентября 1984 год. Москва.
1984 год. Москва. Самый продолжительный матч в истории шахмат. Чемпион – 33 летний Анатолий Карпов – и молодой претендент – 21 летний Гарри Каспаров - выясняли отношения уже пять месяцев. Но тут в шахматный поединок вновь вмешалась политика.
СНХ Карпов 34-15-00 Тот матч можно разделить на две части: шахматная, которая была боевой, содержательной. И  к сожалению нешахматная.+ Я сделал крупнейшую в своей жизни ошибку, что согласился играть тот матч с Каспаровым в Советском Союзе, потому что большее пренебрежение. +Неуважение к правилам матча и больших безобразий трудно было ожидать, где бы то ни было.
ЗК Матч вроде бы не должен был создать Карпову особых проблем. Играя до шести побед, действующий чемпион мира вел 4-0. Было очевидно, что Каспаров переоценил свои возможности. Команда Каспарова была в недоумении.
СНХ Васюков 3-12-31 +Карпов в этот момент был на две головы выше всех. Они этого не понимали. +Они просто не понимали, что такое матч на первенство мира. Они думали, что с ним играть, как с Корчным.  +3-19-00Каспаров был в не себя. +Гарик смотрит на Толю, как затравленный кролик. +Он в истерике кричал: «Я не понимаю, как играет Карпов, я не понимаю его игры»
ЗК Известно, что после триумфальной победы над Корчным, Брежнев сказал – «Взял корону – держи». Карпов знал, как удержать корону. На шахматной доске все было предельно ясно - кто пешка, а кто король. Но в жизни оказалось больше фигур, больше действующих лиц.
СНХ  Рыжков … когда я был председателем правительства + 01-48-07 мы не рассматривали никогда как идет  борьба  там шахматная, шахматные группировки, мы никогда в это дело не входили, 01.40.24всегда относились к нему как к человеку, который не предаст, который честно скажет.  Но не такой он, чтобы кого – то подсидеть, кому- то пакость какую-то сделать.
                (Отбивка.)
ЗК Парадокс состоял в том, что политика Карпова не занимала. Он был весь в игре – шахматной и общественной. Он возглавил Советский Фонд Мира. Занимаясь миротворческой деятельностью, Карпов сыграл  более  2-х с половиной тысяч партий, выиграл 169 турниров. Удивительно, где он находит время?

СНХ Хазанов 5-42-30 это я вам не могу сказать…+для Карпова 24 часа в сутках, это очень условное понятие, потому что вообще он из породы людей, + как сегодня принято говорить, +где мог бы тусоваться  Эйнштейн

СНХ Карпов за кадром 05-27-50  во -первых шахматы научили распределять время, где то программировать себя, во вторых, +шахматы не предполагают какого то нормированного рабочего дня, если я вижу проблему я могу заниматься ею и днем и ночью.+ И потом умение переключиться вот жена моя не может понять, 05-3-50  + как  ты так быстро переключаешься, вот только звонок,  + я трубку положил, я тут же включился в его проблему, я тут же начал обсуждение, + кроме того, как шахматист, я помню многое, причем в деталях +если  мне начинают, что то повторять, я раздражаюсь, + один раз обсудили, потом через несколько дней, начинают мне повторять, я говорю повторять не надо, я помню в деталях где мы остановились.+ давайте что нового за это время добавилось. Это экономия времени страшная,
СНХР.ЛОБОВ:
найти время при такой загруженности надо уметь видеть главное, надо уметь распределять свое время, надо уметь это время не только распределять а именно в распределенное собой же время еще выполнить его это время , понимаете ту задачу кот перед собой же поставил. Вот это его искл черта и характера и подготовки . и в жизни такой, и в спорте такой
ЗК Карпову всегда было мало просто шахмат. Ему хотелось быть полезным и нужным своей стране. Когда в Советском Союзе произошла страшная  чернобыльская катастрофа, он не мог остаться в стороне.
СНХ Лобова 05-55-00(генерал армии) Трагедия была большая. )+ конечно, и дети пострадали, их надо было лечить.  +им оказывать помощь. СНХ Лобова 06-26-00 Все это требовало естественно огромной энергии. Чтобы человек был здоров, его мало лечить лекарствами. + его надо лечить в первую очередь человеческими общениями.
ЗК. Советский Фонд Мира активно включился в помощь пострадавшим.  Для сбора средств на лекарства Карпов проводит телемарафон, участвует в пресс-конференциях, создает программы помощи и сам вносит призовые гонорары.  Для детей из Чернобыля он организует поездки за границу. И не куда-нибудь, а на Кубу, в Америку, Австралию.
СНХ Лобова + Большое количество детей, конечно, встали на ноги. Это его большая, большая заслуга.
Графика-плашка. Титр: Дата. Москва.
ЗК Политика Карпова не занимала,  но он интересовал политику. Как и раньше.  Чем выше уровень состязания, тем сильнее к ней проявляют интерес сильные мира сего. Тем более, если у них есть уже кандидат на чемпионское звание. Гарри Каспаров - молодой, дерзкий, самоуверенный. Его воспринимают как символ перемен. Карпов ничего не замечает- слишком  занят проблемами других. Все началось с Колонного Дома Союзов, где проходил шахматный матч.

СНХ Васюков 3-21-30 +Но здесь началась такая эпопея. Наши вожди советские начали умирать. А Колонный зал - место прощания.
СНХ Карпов, + нас выселили из прекрасного колонного зала  в гостиницу Спорт, которая абсолютно не отвечала по условиям проведения, тем требованиям, которые записаны были в правилах матча…. безобразий много было… много безобразий

ЗК  Решение принимал председатель Госкомспорта  СССР – Марат Грамов. Свою философию и отношение к выдающимся шахматистам он изложил очень просто.

СНХ Карпов 35-05-17 …Вы не только  гроссмейстеры, участники матча, а   советские граждане и будете делать то, что мы решим.

ЗК Никто не Ботвинник, ни Карпов не имели той поддержки, какую имел Каспаров. Молодого шахматиста из Баку поддерживал влиятельный Гейдар Алиев. 
СНХ Васюков 3-15-28 Поддержка была фантастическая. Обыкновенному москвичу билеты достать было невозможно + был заказ от правительства Азербайджана. Все  зеленщики, которые должны были приехать на базары Москвы, должны были появиться на матче.
ЗК  Как только Карпов должен был принимать решение во время матча, эти  любители шахмат неожиданно «заболевали» - словно по команде начинали громко чихать или кашлять. Сосредоточиться в таких условиях было просто невозможно.
СНХ Васюков 3-23-20 И тут Карпов проигрывает две партии. И что интересно, начинается  такая артподготовка с той стороны. По Москве пошел слух, что Карпов очень болен. Он не может играть +и наверное матч остановят +это работа в пользу Гарика была.
СНХ Садовничий 03-01-38  +я знаю что ему очень больно, я бы сказал так  вот всякие несправедливости ++ затрагивает его душу++ если он +какую то несправедливость  видит ++он становится таким,  голос у него становится более твердым и он умеет сказать твердо
ЗК Выиграть шестую партию Карпов так и не сумел. Матч был прерван при счете 5-3 без объявления победителя. Для самого Карпова было очевидно: матч с Каспаровым перешел в плоскость политических интриг. Когда травля достигла апогея, Карпов позвонил заведующему отделом пропаганды ЦК КПСС Александру Яковлеву и попросил встречи. Как ни странно влиятельный партийный функционер быстро согласился.
СНХ Карпов 38-17-21, я ему сказал, что если Вам больше нравиться Каспаров, хоть ему золотой дворец постройте, но почему при этом надо травить меня? +Яковлев очень лицемерно ответил, да что Вы Анатолий Евгеньевич, мы одинаково уважаем Вас и Каспарова. + Вас даже больше + Вы же членом партии стали в 79 году, а Каспаров в 81.
СНХ Хазанов … 05-33-46 Для всех людей, которые хотели изменений в России, Карпов был символом ортодоксальной советской идеологии. + все что ему там пришивали и навешивали никакого отношения вообще к Карпову не имеет. Карпову ничего этого не нужно было 05-41-
ЗК. Спустя годы выяснились подробности  противостояния в этом матче. Много позже Алиев признавался, что это именно он повлиял тогда на решение о прекращении матча и в конечном итоге на его исход. Незаметно обрабатывалось общественное мнение. Главная цель была создать атмосферу доброжелательности для  своего претендента  и любой формы препятствия надоевшему чемпиону. Каспаров  - жертва, мученик системы, Карпов – ее любимое дитя.
++СНХ Хазанова 05-43 я вспоминаю этот марафон… и как сильные мира сего с двух сторон наблюдали за этими гладиаторами… как это было бесчеловечно…++ Он не озлобился…28-40-+ хотя имел все основания нервничать, +сводить счеты  +++ хороший Толя …+ценности другие у этого человека
ЗК  Кто-то заметил, что Карпов в матчах на первенство мира провел около 500 дней. Получается: каждые десять дней он либо боролся за шахматную корону, либо отстаивал чемпионское звание. Причем, он никогда не делал трагедии из проигрыша. Он просто снова шел побеждать.
СНХ Карпов за кадром 5-22-00 у каждого есть, такие неприятности, которые донимают, но они становятся легче, если ты активно  включаешься в другую деятельность. +Я старался  закрыть новыми событиями старый успех или неудачу. Скажем в 87году, тяжелейшая партия с Каспаровым.   Я  через буквально 4 дня,  уезжаю на крупнейший турнир в Голландии,  триумфально его выигрываю, и как будто я не проиграл матч,  то есть не поиграл той последней партии с Каспаровым. За кадром+ уже нет того сожаления,  того расстройства, 05 25-24   не лежать там на диване, в постели  и перед телевизором и заниматься там  переживаниями, или самобичеванием, ++++05-26-46  да где то что то не получилось, конечно уроки я извлекаю,  и где то у меня  в подкорке сидит, но я закрываю другими делами, ++++, чтобы это ушло побыстрее.
ЗК  Может быть от того радости победы и горечи поражений легко проходили,  что рядом с Карповым всегда были близкие ему люди. 
СНХ Ливанов +замечательная семья. Красавица жена Наташа. Потом растет изумительная девчонка, Сонька- Сонька Карпова. Такая личность уже, +++ она еще лет в пять выдавала такие фразы… что она со своей точкой зрения на мир, а это тоже наследство карповской натуры.
ЗК Представить свою жизнь без шахмат Карпов никогда не мог, но прекрасно понимал, что жизнь – это не только шахматы.  Далеко не только шахматы. Зная, как трудно даются победы, и как порой ему нужна была поддержка, Карпов никогда не отказывал в ней другим.
СНХ Ливанов…он человечный человек, … У меня была совершеннейшая беда. Мы снимали «Дон Кихота возвращается» и тогда был  полный разброд в кинематографе…+ и мы попали в такое положение, что денег не было, мы в экспедиции в Болгарии, и я попросил Толю помочь деньгами, и он это сделал…+ очень верный друг. +  человек слова ++ Человек глубоко чувствующий, отзывающийся на чужую эмоцию, это очень важно, это очень характеризует личность

ЗК В 90-е годы Ивановский Интернациональный детский дом был на грани закрытия.  Уникальное детское учреждение, основанное еще в 1933 году, было создано для детей  погибших или заключенных в тюрьмы  иностранных революционеров. Дети, оставшиеся без родительской заботы, были обречены на гибель.. В СССР  они смогли получить лечение, образование и при этом не утратить свою национальную принадлежность.
 Распад Советского Союза, экономический кризис привели к тому, что запасов питания в детском доме оставалось на считанные  дни, до  брошенных детей в стране никому не было дела.  Тогда воспитатели Интердома обратились к Анатолию Карпову. Он сумел убедить  правительство страны финансировать ивановцев, создал специальную программу помощи детям и фактически спас Интердом.

СНХ Карпов  И под эту программу почти 20 лет создана  бельгийская организация общественная родителей. Сначала эта ор-ция была создана  на базе одной школы. а когда,  программа начала развиваться они уже привлекли других родителей и вот этот постоянный 17-07-59 контакт уже в течении 20 лет. Бельгийские родители знают школу приезжают туда и приглашают  детей и возят своих детей.

ЗК Счастливые улыбки снова заиграли на лицах воспитанников. Хотя было все еще нелегко, но помощь Фонда мира и  бельгийских друзей Интердома  дала надежду  на то, что Ивановский детдом будет жить.

СНХ Хазанов 44-38-11… после этого тотального землетрясения, которое страна пережила, остаться человеком  может быть самое большое звание. Может быть оно ценнее уникального титула – чемпион мира.

ЗК   Наступили 2000е. И над Интердомом  нависла новая угроза. Его предложили закрыть, заявляя, что он является наследием СССР, коммунистической идеологии, и вообще его существование сегодня бессмысленно.  На самом деле, за этими словами скрывалось желание отобрать здание Интердома. Огромный комплекс недвижимости с бассейнами, тренажерными залами  и семнадцатью корпусами буквально возбуждал людскую алчность. Попечительский Совет выпускников во главе с Карповым включился в новую борьбу.  На этот раз она оказалась намного сложнее.

Когда, в конце 80х годов сын всемирно известного  живописца и мыслителя Николая Рериха, Святослав Николаевич решил завещать бесценное наследие  своего отца  России.  Он обратился именно к Анатолию Карпову.

*СНХ Карпова** в 89 году, мне посчастливилось лично встретиться со
Святославом Николаевичем, он тогда посещал советский союз, и речь шла о том, что все наследство Рерихов было передано, тогда советскому союзу.  Поначалу Рерих встречался с Горбачевым, 17-13-23 и Горбачев с интересом воспринял эту идею и принял  ее и поддержал.  ***


*ЗК* Но Святослав Рерих сомневался. Он хотел заручиться поддержкой Карпова и Фонда мира. Президенты могут меняться, говорил он, и неизвестно, что будет после ухода Горбачева. Как показало время, он заглянул в будущее.

*СНХ Карпова** он понимал, что договор с сов. Фондом мира  может явиться гарантом.* *Тем  более, что мы могли дать и финансовые гарантии в
обеспечении сохранности, безопасности на коллекции. Так что такой договор
был заключен.*

*СНХ Аксенов 6**/06/20* *Чем уникален Советский Фонд мира? в нём были
собраны только личные доходы граждан. Многие, особенно в после военное
время, многие пенсионерки из своей малой пенсии ежемесячно отчисляли в фонд.
***

*ЗК *Так бесценное культурное наследие Рериха вернулось на Родину.
СНХ Ливанов СНХ Ливанов +…он человек необычайно целеустремленный, вот в этом необычайно сосредоточенный, и результативный.++ .++07-34-00 я говорю о воли, невероятной воли
ЗК Карпову удалось отстоять Интердом. Он поставил задачу вернуть известной школе утраченный международный статус. Чтобы  у Интердома была возможность принимать детей из зон военных конфликтов и стихийных бедствий уже независимо от любой идеологии.

ЗК Есть у Анатолия Карпова давняя мечта. Увлечь шахматами миллионы подростков.
ЗК.  Первые шахматные  школы Анатолия Карпова  появились еще в 80-е годы, а сейчас они открыты уже в 28 странах в мире. И самое главное школы некоммерческие, чтобы дети даже из необеспеченных семей могли заниматься шахматами.


СНХ Хазанов  …в школах преподавать шахматы+++ мне это вообще не кажется, каким - то бредом, даже странностью. Шахматы развивают человеческий мозг. Советская шахматная школа довольно долгое время была лучшей в мире… 

СНХ Говорухин 07 49-20 Я сегодня наблюдаю молодых людей, я по роду службы я все время общаюсь с  молодыми актерами, особенно когда готовлюсь к картине, человек 200 через меня пройдет, памяти никакой абсолютно, ничего не знают наизусть. Вот если бы их учили, может быть,  с детства хотя бы шахматам, они бы выглядели совершенно по другому, то в смысле памяти, быстроты реакции, шахматы это к тому же еще и модель жизни 07 50 17  они, зная смысл шахмат, человек больше понимает в самой жизни….

                (видео: встающая фигура шахматного короля)

ЗК   Как и у всех нас - у Анатолия Карпова в сутках 24 часа. Однако, как никто другой, он научился подчинять себе эти часы, безукоризненно распоряжаться своим временем.

СНХ Говорухин … есть люди, как то так внутренне организованы, что успевают все, + я это плохо понимаю, как это можно все совмещать, все успевать…_ 07-45-00  но насколько я наблюдал Карпова, он все время же в самолете живет + то в одном конце  планеты, то в другом.

СНХ Карпов (за кадром)…. могу оказаться в новой месте, но я только посмотрел соседние улицы + все я могу уйти куда угодно, я знаю, что я вернусь и я рассчитаю время, будь, то Рим, Лондон, Париж... + У меня есть приятель, он француз, но он не парижанин, и я начал им командовать, как в Париже ехать. Он потом говорит, никогда не думал, что русский будет мной командовать в Париже, как я куда должен добраться. +05-40 -46 Но сейчас вот при проблемах передвижения в Москве, мои знания просто экономят время просто очень серьезно + +++ знаю как какие то пробки  можно обмануть, где по каким то второстепенным улочкам уйти от этого безумия московского городского.  ++++++ 05-39-06 водители удивляются  я говорю как надо ехать ++++ я  говорю, все не думай, поехали. Так -так и так.
ЗК Противостояние двух выдающихся шахматистов Анатолия Карпова и Гарри Каспарова длилось долгих 7 лет.  Те дни остались в памяти у многих людей. Кто-то считает  Каспарова символом перемен того времени, кто-то уверен,  что  у Карпова бессовестно украли победу.  Но в одном и любители, и эксперты сходятся: то, что происходило между выдающимися шахматистами, значительно продвинуло мировую теорию шахмат.  Карпов шутит, что Каспаров выиграл потому что…
СНХ Карпова45-23-10 +  получил как минимум 48 бесплатных уроков+ +ясно совершенно, что та творческая атмосфера, которая между нами возникла, наша игра способствовала его развитию. + и ему дали возможность и мне дали возможность+неслучайно на тот момент. Где то лет 10 мы превосходили всех. Всегда есть надежда на то, что сыграешь еще одну прекрасную партию

ЗК.  Можно представить, почему достижения Карпова производят на нас такое впечатление.   Он всегда был таким как все – ни обликом, ни манерами – ничем не выделялся. Обыкновенный человек.  Но при том - добившийся всего, что только мог себе пожелать.

СНХ Хазанов 05-47-10 Толя - стержень, человек-стержень, человек, который для очень большого количества мог бы быть примером и объектом подражания.
ЗК  Карпов не просто символизирует успех, своей судьбой он подтверждает, что каждый из нас имеет свой шанс. 

СНХ Говорухин (за кадром)07 47 09  Да нет, как я могу с ним играть, он может со мной похулиганить, это  да ….+ дать  мне фору. Поставить себе скажем 45 сек, а мне  5 минут, а на 30  секунде поставить мат.  Игрой это назвать нельзя! Играю я с его помощником, тут у нас равная игра. А с карповым че играть.  Смешно!

СНХ Хазанов Максимум, что я мог бы сделать -  это протереть фигуры Толику.+ я очень рано в шахматы научился играть, в Чапаева, но я боюсь, что и тут он выиграет. Просто он фигуры лучше чувствует…

СНХ Ливанов а у меня есть мечта… сфотографиться с ним за шахматной доской. Я почти не умею играть в шахматы. Но я хочу устроить такую сцену, Чтобы Карпов держался за голову, а я бы сидел с гордым видом…а на доске всего 2 короля и все. …+ и чтобы  мои внуки и правнуки думали, что это все значит


Рецензии