Исходы конфликта

Конфликт (от лат. conflict - столкновение) - наиболее деструктивный или конструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также подструктур личности (внутренние конфликты).
Наиболее из знаменитых внутренних конфликтов, описанных З.Фрейдом, является Эдипов комплекс, конфликт бессознательного и сознательного (Оно и Сверх-Я). Конфликт Я и Сверх-Я (конфликт Я и Я-идеала) - форма отражения противоречий идеального и психического, мира внешнего и внутреннего.
Майк Кордуэлл выделяет:
* конфликт "дети-родители";
* конфликт "приближения-избегания";
* конфликт "приближения-приближения".
Конфликт "дети-родители"
В биологии термин означает конфликт между кормящими родителями и их потомками, который заключается в том, что потомки, пытающиеся максимально удовлетворить свои интересы, начинают манипулировать родителями с целью получить дополнительные ресурсы.
Конфликт "приближения-избегания"
Конфликт, испытываемый организмом, когда специфический вид поведения ассоциируется как с приятными, так и с неприятными последствиями. Этот конфликт имеет признаки смещенного поведения, когда соответствующие действия происходят в несоответствующее время. Это приводит к смещению конфликта и демонстрации умиротворения.
Конфликт "приближения-приближения"
Разновидность конфликта, возникающего, когда организм находится перед двумя равно привлекательными, но не совместимыми возможностями. По мере того как организм приближается к одной из двух возможностей, её привлекательность возрастает, и конфликт разрешается(с.144-147).

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности[Википедия]

Конфликт - это любая ситуации, в которой организм (человек или животное) испытывает противоречивые чувства или импульсы. 

А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике “Конфликтология” дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Сам конфликт состоит из трех периодов:

    1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

    2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

    3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

    1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

    2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

    3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Конфликты могут завершаться и разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания.

Конфликты в школе
Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися.
При этом учителю нужно:
1) проявлять внимание к учащимся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;
2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
3) постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;
4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;
6) дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
7) уменьшить социальную дистанцию, приблизится и наклониться к нему, коснуться его, улыбаться;
8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;
9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.
Если существует межличностный конфликт, то необходимо погасить его и не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу, учебной группе.
 Для этого нужно:
1. Уйти от конфликта, однако при появления нового повода конфликт вспыхивает опять.
2. Сглаживание конфликта - это согласие с претензиями,но "только на данный момент", но это может подорвать доверие ("Обещал, но снова всё тоже самое").
3. Компромисс - это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному-единственному варианту. а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.
4. Конфронтация - это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что педагог может перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет педагогу увидеть не только сильные стороны учащихся,но и свои слабые стороны ("Значит, и в моей позиции не всё гладко"). Конфронтация заставляет думать,сомневаться, искать новые пут выхода из тупика.
Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению. что характерно для эгоцентристов: "Кажется, говоришь об очевидном, а он не понимает!" - возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов; очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счёт другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.
5. Принуждение - это тактика прямолинейного навязывания учащемуся того варианта решения, который устраивает педагога.
6. Признание ошибки или неправоты(c.111-113).
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.


 Конфликт: зеркальное восприятие
Статья написана по книге Дэвида Майерса "Социальная психология"
Поразительно, насколько искаженное восприятие друг друга присуще обеим сторонам конфликта. Они приписывают себе в качестве добродетели то, что у противника считают грехом. Так, одни и те же действия (например, патрулирование подводных лодок у чужого побережья, снабжение оружием малых народов) воспринимаются конфликтующими странами как более враждебные, если их совершал политический противник.
Рассказывая о каком-либо недавнем конфликте, только 12% людей полагали, что другая сторона была готова к сотрудничеству; о собственной готовности к сотрудничеству упомянули 74% отвечавших. По словам управленцев, они «предлагают», «информируют» и «рекомендуют», а их собеседники «требуют», «отвергают все предложения» и «отказывают». То же самое говорили голландские переговорщики о беседах с правительственными чиновниками: они тоже считали, что их тактика на переговорах была «хорошо продумана» и свидетельствовала об их готовности «слушать» и «сотрудничать»; что же касается второй договаривающейся стороны, то они чаще «прибегали к угрозам», «блефовали» или «избегали обсуждения сути проблемы».
Поэтому полезным может оказаться такой совет: конфликтуя с кем бы то ни было, не думайте, что он не способен разделять ваши нравственные ценности. Лучше сравните свое и его восприятие, и помните о том, что, скорее всего, ваш оппонент воспринимает ситуацию не так как вы.

Конфликтная ситуация
Конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
Виды конфликтных ситуаций
Основные виды конфликтных ситуаций:
конфликт интересов
Ситуация, где на один интересный предмет претендуют две (или более стороны).
разногласия
Он хочет на Белое море, она - на Черное. Он хочет на футбол, она тянет его на дачу.
невыполнение обещаний, договоренностей или обязанностей
Продавец, вместо того чтобы обслуживать вас, треплется с другим продавцом. Барон Мюнхгаузен обещает жениться на Марте, и по факту ситуацию саботирует.
столкновение позиций, жизненных или внутриличностных
Столкновение внутриличностных позиций. Если в общении один из партнеров говорит из позиции Взрослый-Взрослый, а другой как Родитель, обращаясь к ребенку, то такая несогласованность позиций порождает конфликтную ситуацию.
Столкновение жизненных позиций. Ответственным людям трудно работать рядом с безответственными. Романтики часто сердятся на прагматизм Потребителей и Творцов, Паразиты - обижаются на всех, кто их не обслуживает.
неопределенность и неясность в обязанностях и ответственности
Договоренности отсутствуют либо путаны и неясны. Кто что должен делать - толком не ясно. Кто за что отвечает - непонятно...
Более широкое понимание конфликтной ситуации
Нередко конфликтную ситуацию понимают шире, включая в нее особенности участников. Тогда к конфликтным ситуациям уже будут относиться:
• конфликтное поведение одной из сторон
• участие конфликтных личностей
• конфликтные отношения участников
• недопонимания и недоразумения между людьми
Предупреждение конфликтных ситуаций
Чтобы не создавать конфликтные ситуации:
• Не перекладывайте ответственность на других
• Вырабатывайте договоренности
• Определенно и ясно распределяйте функциональные обязанности
• В случае неясности, недоговоренности и (возможного) недовольства ищите возможность трудный вопрос обговорить. Пока конфликта нет, это сделать легче. Позиция "отмалчивания" ведёт к скрытому конфликту.

Конфликтное общение
Конфликтное общение - общение с конфликтогенами или несогласованностью (пересечением) в трансакциях.

Конфликтное поведение

Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта.
Ну и че тебе надо? Ага, щаз!
Конфликтное поведение на уровне общения – это конфликтогены: словами, позами, жестами, эмоциями. На уровне действий - драки, захват территории или имущества. В отличие от хулиганства и преступлений, явного нарушения законов в конфликтном поведении может не быть.
Типичные причины конфликтного поведения - обычно избегание неудачи, желание привлечь к себе внимание, борьба за власть и месть.

Конфликтные люди
Конфликтные люди - люди, которые чаще других порождающие вокруг себя.
Черты характера (типажи) конфликтных людей
1. Эмоционально неустойчивый
Эмоционально неустойчивые, возбудимые, обидчивые люди. Он с вами договорился, что будем миром, будем все обсуждать, на следующей неделе вспыхнул опять. Извинился через день, и опять через неделю вспыхнул. И всю жизнь так - его уже не переделаешь. Что приятно с этими людьми - что они извиняются, пытаются что-то делать, но, в силу того, что не контролируют свой эмоциональный мир они опять дают вспышки.
2. Сутяжно-паранойяльный
Чем они отличаются от всех прочих: при хорошем фасаде - он улыбается, здоровается с вами, - вы чувствуете, что веет от него напряжением. Улыбка на лице, а глазок очень внимательный, подозрительный. А в голове у него происходят очень интересные вещи: вокруг плетутся интриги, готовится заговор, все против меня, я живу во враждебной, агрессивной среде. По каким фразам это можно уловить? Вдруг он во время разговора говорит: «Здесь меня хотели обидеть, но мы им рога пообломали. У меня взгляд такой черный: кто-то мне плохо сделает, так ему в десять раз хуже будет». Опять на вас смотрит и такую фразу отпускает: «Мне бы не хотелось чтобы хоть волосинка упала с твоей головы, мне ваша мама также дорога, как и моя». Что он имеет ввиду? Он как порядочный человек последний раз вас предупреждает: не делайте козней, не плетите вокруг него интриги. У него в голове уже все сформировалось, что вы против него замышляете.
С таким человеком всерьез договорится невозможно, у него другая психология. С ними нужно дистанцироваться. Если это у вас в семье - это ваш крест, это то, на чем вы можете тренироваться всю жизнь в стрессоустойчивости.

Конфликтология в МФПА
Много разных увлечений сменилось в деле образования. В «лихие девяностые» стало модно поступать в экономические и юридические вузы. Но сейчас среди их выпускников уже царит конкуренция. Почти заполнена также ниша, за которой закрепилась краткая и емкая аббревиатура «Пи-Ар». Но время – вперед. Создано новое интересное направление – конфликтология. Настолько новое, что в компьютере это слово еще подчеркивается красным. И настолько интересное, что в Америке конфликтологией вытесняется даже психоанализ. А ведь психоанализ для американца - это все равно что престижный автомобиль. Каждый «уважающий себя человек» в США, прежде чем заключить пустяшную сделку, советовался со своим личным психоаналитиком.
Актуальность проблемы
Конфликты сопровождают всю историю человечества. Но прошло только около полувека с той поры, как они стали предметом научных исследований. И даже еще в 1980-1989 годах в «Психологическом журнале» АН СССР тема конфликтов составляла лишь 0,6% публикаций (менее процента). А сейчас положение резко изменилось: в книжных магазинах количество книг, в названии которых присутствует слово конфликтология, стало непривычно большим. Авторы цитируют друг друга (увы, далеко не всегда со ссылками). А то вовсе и не слушают, что предлагают коллеги, стараясь «перекричать», противоречат другим и самим себе… То есть, как и положено, в начале творческой работы царит некоторый хаос.
Такое бурное развитие конфликтологии происходит неспроста. Семья – сплошные конфликты. «Разводы» свершаются и в бизнесе. Управленческие проблемы на 70 процентов – конфликтологические. Политика – это в сущности конфликтология. Да и почти все дружеские контакты чреваты… чего только стоит расхожая фраза «если не хочешь потерять друга, не давай ему взаймы».
Если раньше конфликтами занимались социологи и психологи, то теперь стало ясно, что необходимы специалисты по собственно конфликтологии. Настолько ясно, что организуются кафедры конфликтологии. И учреждено направление «конфликтология».
Рождение конфликтологии
Первопроходцами в области преподавания конфликтологии стали петербуржские ученые. Они создали Государственный стандарт, разработали программы по ряду конфликтологических дисциплин. Москва поддерживает эстафету северной столицы. В Московской финансово-промышленной академии (МФПА) создана кафедра конфликтологии (вторая в России). Я (Аркадий Петрович Егидес) был приглашен ректоратом МФПА на должность заведующего этой кафедры, поскольку давно и фундаментально занимаюсь научно-практическими вопросами конфликтологии. Четверть века назад в «Психологическом журнале» АН СССР /№5 за 1984 год/ была опубликована моя статья «Психологическая коррекция конфликтного общения», которая вошла в упомянутые выше 0,6% всех публикаций журнала за 10 лет, где обсуждались конфликты. Впоследствии я написал несколько книг по конфликтологической проблематике. Четыре из них часто переиздаются. Они не только продаются, но и активно покупаются профессионалами и широким читателем. Их легко найти в любом крупном книжном магазине, например, Библиоглобусе, Библиосфере, Книжном Мире…
• Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. 20 печатных листов. АСТ-ПРЕСС, 2002, 2003, 2004, 2006, 2007 .
• Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. 20 печатных листов. АСТ-ПРЕСС, 2002, 2003, 2004, 2006 , 2008.
• Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются (в соавторстве с Еленой Егидес). 20 печатных листов. АСТ-ПРЕСС, 2004, 2006.
• Учебник семейных отношений, или Брак без брака. 20 печатных листов. АСТ-ПРЕСС, 2006, 2008.
В порядке самооценки могу сказать, что книги эти достаточно информативны, написаны острым публицистическим языком, доступны человеку со средним образованием. В то же время они являются учебными пособиями по ряду конфликтологических дисциплин, преподаваемых в МФПА. Если в интернетовском Яндексе набрать фамилию их автора, актуализируется около девятисот пунктов, касающихся этих книг. Тут все: и отзывы, и дискуссии на форумах, магазины, цены, обложки, выдержки … В некоторых из этих пунктов книги полностью «выложены».
Абитуриенты и их родители могут ознакомиться, таким образом, с материалами, по которым будет вестись преподавание, и с самой специальностью.
Отметим и подчеркнем, что кафедра конфликтологии МФПА сосредоточивает усилия на развитии прикладных аспектов конфликтологии.
Будущее конфликтолога
А теперь о том, где сможет приложить себя будущий конфликтолог, каков смысл его жизни, как будет оплачиваться его труд…
Начнем с последнего. На капиталистическом Западе больше всех зарабатывают психоаналитики. А мы уже знаем, что в США психоаналитики постепенно вытесняются конфликтологами. Конечно, конфликтология в России – в периоде становления, так что не будем заниматься шапкозакидательством. Но многое сейчас движется по «западным» путям. Их тоже надо не копировать, а творчески улучшать. И все же ясно, что конфликтологи как специалисты по отношениям и общению в скором будущем, пусть не в ближайшие два-три года, будут зарабатывать хорошо.
Конечно, стащить то, что плохо лежит, приватизировать то, что по закону не подлежит приватизации, смошенничать – и вот ваш «заработок», не в пример, выше. Но, обеспечив себе сиюсекундные гламурные радости за счет других, человек живет, в конце концов, плохо. Ненависть со стороны обойденных, обманутых, ограбленных приводит к убийствам (а значит к жизни в страхе за жизнь), к самоубийствам, смертельным болезням.
Нет, заработок нашего специалиста будет прозрачным, чистым и справедливо большим.
Но… для этого предстоит еще потрудиться над созданием имиджа конфликтолога. Ведь вот пиарщики тоже в течение нескольких лет создавали себе имидж. Конфликтологам придется провести просветительскую работу. Тогда не вполне успешному предпринимателю станет ясно, что причины неуспеха кроются в его внутренних конфликтах и в его отношениях с людьми. Он с помощью психологических тренингов наведет здесь порядок. И его дела пойдут успешнее. А наемный работник начнет творчески относиться к своему труду, станет правильно взаимодействовать с руководителями, подчиненными и коллегами (в том числе грамотно и деликатно проводить справедливые конфликты). Смотришь, и он обретет жизнерадостность.
И постепенно ручеек клиентуры начнет шириться.
Требования к конфликтологу
В деятельности конфликтолога важно, чтобы он был как бы «над схваткой»: и на стороне клиента, и на стороне его партнера по конфликту. Он будет консультировать тех и других, не поступаясь совестью.
Необходимо соблюсти еще один важный принцип. Скорее всего, работодатель захочет нанять конфликтолога для того, чтобы справиться с подчиненными. Здесь не миновать зависимого положения от работодателя, а если этому сопротивляться, то неизбежен конфликт с самим работодателем. И то, и это для профессионального конфликтолога неприемлемо. Мы в МФПА предусмотрительно преподаем студентам дисциплину «Предпринимательство в сфере психолого-конфликтологического консультирования». То есть конфликтолог становится независимым экспертом и независимым консультантом в конфликтных ситуациях, по поводу которых к нему будут обращаться и работодатели, и наемные работники. Вопрос, таким образом, решается в корне иначе: не конфликтолог идет к работодателю, а работодатель идет к конфликтологу. Когда идет? Повторяем, тогда, когда у работодателя назреют проблемы, в которых может помочь именно конфликтолог. При этом конфликтолог может работать и как индивидуал, и как представитель конфликтологической фирмы. Лучше будет, если в этом коллективе будет реализовано самоуправление. При этом конфликтолог, чтобы быть «над схваткой», должен дать клятву наподобие клятвы Гиппократа.
Точки приложения усилий конфликтолога многочисленны. Конфликтолог может консультировать и проводить тренинги управленцев разных уровней. Он нужен при проведении переговоров. Невозврат долгов тоже его забота: не «выколачивание», а психологическая помощь должнику. Теракты… - и здесь нужна конфликтологическая подготовка. Конфликтологи будут востребованы в «департаментах по отношениям», которые сейчас повсеместно вводятся. Необходимо участие конфликтолога при приеме на работу. Конфликтолог нашей школы сумеет быстро определить личностный психотип и порекомендовать соответствующий ему род занятий.
Велика роль конфликтолога и при распределении служебных ролей; нашими исследованиями выявлено, что одни психотипы могут выполнять руководящую роль, другие способны выполнять представительские функции, третьи сумеют создать уют в офисе, четвертые – «железной рукой» обеспечат дисциплину… И т.д. Если в коллективе каждый психотип занимает свою нишу в соответствии с его особенностями, дела фирмы идут на лад. А «не в соответствии» - в коллективе разлад и неуспех. Кто хотел бы несколько подробнее на эту тему – читайте ниже материал «Психотип и производство».
Конфликтолог нужен любому человеку. Ведь имеет смысл предотвратить непродуктивные конфликты. Но если конфликт вам все-таки навязан, надо уметь его правильно провести, надо научиться конфликтовать. Только конфликт должен быть управляемым и без излишних эмоций. Пусть он будет «экономным» (зачем, например, зря кричать и попусту тратить энергию). Необходимо повысить результативность при проведении справедливого конфликта. И, между прочим, это послужит предотвращению терактов и сокрушительных революций.
Конфликтолог станет центральной фигурой в семейных консультациях. Разводы чаще всего вовсе не неизбежны; в проблемной супружеской паре вполне можно добиться гармонии. И отношения с детьми могут быть более спокойными и счастливыми, если родители будут относиться к детям как к личностям, а не к собственности.
Медицина… Инфекции и переломы лечить в основном научились. Но откуда берутся инфаркты и инсульты? Уже не секрет, что если агрессия сдерживается, то она нарушает внутреннюю сферу организма. Это и есть основная причина. Конфликтолог научит так перераспределять потоки агрессивной энергии, чтобы минимизировать межличностные и внутриличностные конфликты, что предотвратит переломы костей и душевные надломы, а значит, и инфаркты с инсультами.
Резюме
Можно было бы продолжить «список благодеяний» конфликтолога, но мне кажется, однако, что и сказанного достаточно, чтобы абитуриенты и их родители приняли правильное решение о поступлении в МФПА, где на факультете менеджмента учат студентов по специальности «Конфликтология»!
Конфликты в человеческой жизни
Конфликты - естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, конфликтами развлекаются, на конфликтах зарабатывают. Без конфликтов люди нередко расслабляются и вянут, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить! С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся - гасить.
Всегда ли плохи конфликты
Распространено мнение, что конфликты - это всегда плохо. В целом это скорее так, но жизнь всегда сложнее простых ответов. В конфликтах есть не только очевидные минусы, но и иногда нужные плюсы. Конфликт вреден тем, кто не умеет вести себя в конфликте, и бывает полезен в руках подготовленных людей.
Чтобы реже попадать в конфликт
Есть люди, которые как будто притягивают к себе конфликты, а есть такие, вокруг которых конфликты редкость. Чтобы реже попадать в конфликт, обходите ненужные вам конфликтные ситуации, не связывайтесь с ненадежными или конфликтными людьми, учитывайте эмоциональное состояние свое и окружающих, заботьтесь о том, чтобы не провоцировать конфликты своим собственным поведением и стилем общения.
Разумное поведение в конфликте
Конфликт может начаться и не вашей воле. Так или иначе, он уже начался или начинается. Как себя вести?
Участие в конфликтах вокруг вас
Не уверен - в чужую драку не влезай. Можешь - прекрати. Мудрый и сильный, тем более если дело происходит на твоей территории - наведи порядок, научи и приучи людей жить по-доброму, по человечески.
Культура разборок, умение выходить из конфликтов
Семья прочная не только тогда, когда у супругов налаженные отношения, кроме умения налаживать отношения важно еще уметь выходить из конфликтов. Это - разные вещи.
Так, у некоторых пар всё идет идеально, гладко и ровно до первой ссоры типа: «ты заварил черный чай, а я просила зеленый». И вдруг этот конфликт доходит до такой степени, что люди делают вывод: «Я всю жизнь жил не с тем человеком», «Она казалась совершенно другой женщиной». После единственной ссоры мужчина принимает решение, о котором будет жалеть всю жизнь.
Умение строить отношения - это одно, умение разруливать конфликты - это другое. Есть люди, отношения выстраивающие неумело, но умеющие выходить из конфликтов легко, безболезненно: поругались - помирились, и всё у них замечательно, словно приняли очистительный душ.
Что важно, чтобы выходить из конфликтов легко? Важно умение доносить до другого человека свою точку зрения, важно видеть точку зрения партнера. Важнее же всего - помнить, что рядом с вами важные для вас люди, и почаще себя спрашивать: "Что мне важнее? Правота в данном вопросе или возможность поцеловать того, кого я люблю?"
Личная позиция и отношения участников конфликта

Конфликт провоцируется конфликтной ситуацией, но запускают конфликт в этой ситуации сами люди. Люди, находящиеся в диких отношениях, запускают конфликт легко и в диких формах, в цивилизованных отношениях - редко и в цивилизованной форме. Люди, находящиеся в партнерских отношениях, любые разногласия и конфликтные ситуации умеют решать без конфликта.
Как правило, люди запускают конфликт, когда кто-то ущемляет их достоинство и игнорирует их потребности. Когда бьют по их больным точкам.
Конфликт - всегда взаимная игра. Если одна из сторон не признает конфликт и в конфликт не играет, конфликта нет.
Оперативная работа с эмоциями в конфликте
Большинство конфликтов сопровождается сильными негативными эмоциями, мешающими разумному анализу.
Вспомните свои мысли и чувства в конфликте, когда вы были на пике эмоций: обычно мы уверены, что наш гнев справедлив, а другая сторона совершенно неправа. Успокоились, подумали – а далеко не все так, есть и другой взгляд. Тоже самое у другого человека.
Поэтому самый первый шаг практически в любом конфликте - успокоиться надо, успокоиться обеим сторонам. И сделать это надо - оперативно, быстро, по возможности здесь и сейчас.
Конфликты между взрослыми
Оперативная работа с эмоциями в конфликте чаще всего включает следующие действия:
• Смена окружения и ситуации. Например, перейти в другое место, коснуться руки. «извини, я сейчас выйду перекурю, в туалет, потом продолжим». если совсем невмоготу: «давай поговорим завтра» - такой большой тайм-аут берете.
• Предложение тайм-аута. «Давай отложим этот разговор до ужина!» - если надо остыть.
• Описание своего состояния. «Мне это было неприятно» - помогает между людьми близкими и равными.
• Активное слушание: человеку нужно выговориться. Когда выговорится - уже немного успокоится.
• Задаем вопросы - такие, чтобы партнер выговорился либо отвлекся. Но не вопросы, показывающие неправоту партнера, нацеленные на его обвинение. Вопросы вроде по делу, но в сторону - хорошо отвлекают от эмоций.
• Частичное оправдание партнера. «Ты сегодня устал» - если партнер может переживать из-за своей вины.
• Забота и мирные инициативы. «Давай я тебя покормлю?» - если партнер не в ресурсе.
На основании каких признаков мы понимаем, что уже провентилировали эмоции партнера, что с ним уже можно говорить? - Глаза не прячет; голос тише; медленнее говорит; слушать начинает, вопросы задает; смеется.
Конфликты между детьми
Если между детьми происходит конфликт, прежде чем говорить им разумные вещи, их нужно вынуть из ситуации конфликта, когда он разумные слова не слышит. А именно, быстро и авторитарно, без объяснений, отправить их в угол.
Пусть вначале сделает - только потом объяснить почему и зачем.
Это не наказание - это способ привести их в себя. Как ребенок пришел в себя - дать задание на возмещение и исправление.
Вентиляция собственных эмоций
Если вам нужно успокоить себя, провентилировать собственные эмоции, то смотри Вентиляция эмоций
Управляемый конфликт
Управляемый конфликт - последняя стадия цивилизованного решения конфликта. На этой стадии реализуем угрозы, применяем (как правило, обговоренные) санкции, но одновременно с этим показываем выход.
Например
Николай Иванович, а Вы могли бы привести примеры, когда Вы считаете применимым (и - надо полагать - более эффективным чем другие методы) то или иное физическое воздействие?
Последний раз шлепнул Машу, наверное, лет восемь назад. Она пыталась что-то добиться от мамы плачем, мама с нею разговаривала по-доброму, я тоже - нет, слушать не хочет, ей понравилось добиваться своего таким образом. Когда она успокоилась и разум к ней вернулся, я ее предупредил: "Если в другой раз, когда тебе что-то захочется, ты начнешь плакать маме, вместо того чтобы нормально с нею разговаривать, я тебя крепко шлепну по попе. У нас добиваться своего плачем нельзя, с мамой разговариваем только по хорошему. Все понятно?" "Понятно". Через день пришлось шлепнуть. Удивительно, но Маша отреагировала умнее всех взрослых. Она попросила: "А давай, следующий раз, если я забуду, ты меня не сразу шлепай, а вначале предупреди?"
Я пообещал. Пару раз предупреждать пришлось, но проблем с тех пор не возникало.
Скажите, а если у вас в семье достаточно эффективно работают напоминания, предупреждения и приседания - почему в данной конкретной ситуации вы выбрали не те же приседания, например, а шлепок по попе? Аргументируете?
Потому что приседать она в той ситуации просто не будет. Зачем? Она же делает проверку нашей силы. И в нашей семье эффективно работают напоминания, предупреждения и приседания, в частности, потому, что когда-то, очень давно, дети поняли - меряться силами с родителями не нужно. А учитывая, что мы семья мирная, детей любим, то поводов для новых "меряний сил" давно уже нет.
Алина не может разъехаться с мамой
Тут можно посмотреть пример консультирования:
Сейчас передо мной трудная задача – разъехаться со своей мамой, которая попросилась пожить 6 месяцев назад, а теперь решила остаться навсегда. У нее – своя квартира, она ее сдает, живет на эти деньги и радуется. Я же как в капкане – пока она не наестся, не уедет. Знаю, глупо звучит – взрослая 37 летняя женщина не может договориться со своей матерью. А вот и впрямь я как в ловушке. Просьбы и уговоры не помогают – она только больше наглеет, вмешивается в мою жизнь. А у меня знаете даже фантазии не хватает, что придумать.


навыком критики.

Итак, берите на заметку простые правила!
1. Хвалите при людях, ругайте тет-а-тет.
2. Демонстрируйте уважение
3. Учитывайте нюансы события. При некоторых обстоятельствах выполнить задачу хорошо легче, в некоторых – труднее.
4. Спрашивайте, что сотрудник думает по поводу ситуации и как планирует ее решать. И слушайте.
5. Говорите конкретно. Фразы типа: «Снова ты все испортил!» обидны, но совершенно непонятны.
6. Говорите по делу, не переходя на личности.
7. Приводите примеры
8. Больше говорите о том, что хотите в результате, а не на том, как неправильно сейчас.
 
9. Освойте правило конструктивной критики «Плюс-помощь-плюс»:
- Скажи, что сейчас уже хорошо (Это важный пункт. Он закрепляет, фиксирует то, что вас нравится в результате, действии или поведении, и помогает войти в контакт)
- Скажи, что добавить (Здесь важно быть очень конкретным: рассказать как делать правильно, на ваш взгляд. Что и как изменить?)
- Показать, что будет в результате
10. Не кричите. Часть сотрудников просто пугаются и перестают вас слышать, а часть на крик начинают свое нападение.
11. Сохраняйте уверенность и спокойствие. Критика лучше воспринимается от уверенных спокойных людей.


Рецензии
http://www.proza.ru/2011/11/02/349

Чтобы избежать скандалов в школе..
Разногласий и проблем..
То учитель применяет..
Несколько известных схем..

Он спокойным ровным тоном..
Выдержку в себе храня..
Терпеливо понимает..
Слабости ученика..

Строит фразы он нейтрально..
Смотрит искренно в глаза..
Чтобы очень позитивной ..
Связь обратная была..

Если ученик взволнован..
Речь замедлить..выбрать темп..
Улыбнуться прикасаясь..
Подбодрить..рядом присесть..

Выслушать его спокойно..
И причину распознать..
Наклонитесь ..так возможно..
Уваженье проявлять..

Позаботиться немного..
Сгладить острые углы..
Вывести всех из конфликта..
Кого надо похвалить..

Будьте вместе адекватны..
Находите компромисс..
В споре лучше воздержитесь..
Проявлять эгоцентризм..

Принуждение не нужно..
Дайте шанс чтоб выбирать..
Добровольность и открытость..
Стресс поможет избежать..

Мудрость и дипломатичность..
Пользу пусть приносят всем..
Конфронтация исчезнет..
В разрешении проблем..

Таисия Кучина   02.11.2011 10:45     Заявить о нарушении