Рассказы-о-войне
В репродукторах железнодорожной станции Шауляй, что в Литве, надрывается простуженный женский голос:
»Граждане пассажиры! Воздух! Всем немедленно уйти в укрытие!»
Потом ещё перечислялись номера вагонов, какие-то цифры, названия станций, имена и фамилии. Тем временем уже тяжёлые вражеские бомбардировщики заходили с южной стороны. Захлёбываясь, строчат зенитки у подходов к железнодорожным коммуникациям.
На станции скопилось пять санитарных летучек, эшелон с боевой техникой и военными, товарный состав с беженцами – и всё это может взлететь на воздух в любую минуту.
Уже слышны приближающиеся взрывы многотонных бомб.
Эксплуатационная бригада девушек в полном боевом снаряжении мчится меж составами, манипулируя жёлто-красными флажками. Очень важно было успеть удалить со станции состав
с горючим, растащить по трём направлениям
санитарные летучки.
Вот один за другим поезда начинают покидать станцию. Переведены последние стрелки и уже в следующую минуту на станцию падают бомбы. Рельсы, шпалы, земля летят в воздух. Уже не раз восстановленные привокзальные постройки и сам вокзал разлетаются в щепы. Фигурки людей мечутся в поисках укрытия, спасения. А девушки из бригады, рассыпались, как горох, в разные стороны, прячутся в канавах, срастаясь с землёй, ожидая отбоя.
От разрыва бомб лопаются перепонки, и, почти, нет надежды, выйти живой из этого ада. Но наступает тишина, удивительная тишина, которая бывает только после бомбёжки, и поднимаются девчонки, и спешат на свой главный пост, по пути фиксируя повреждения путей. Смерть и разрушения вокруг заставляют забывать о собственных страхах. А на встречу уже бегут ремонтники. Задержки быть не должно!
Нужно как можно быстрей залатать железнодорожное полотно, ведь где-то, вдалеке
уже спешат, требуя приёма первые составы с боевой техникой, с раненными бойцами, с продуктами. В те страшные года железная дорога снабжала фронт всем необходимым и без неё, как без воздуха! Тысячи бойцов-железнодорожников – эксплуатационников и ремонтников самоотверженно несли свою нелёгкую прифронтовую службу. И в основном это были женщины, девушки, пришедшие на смену мужчинам, ушедшим на фронт.
В составе одной эксплуатационной бригады шла вслед за фронтом, восстанавливая и приводя в порядок исковерканные, изуродованные пути и Ася Григорьевна Грабор.
Ей было всего шестнадцать, когда она оставила школу, ушла работать на завод: страна нуждалась в рабочих руках.
Одновременно училась на курсах санинструкторов и мечтала уйти на фронт служить Родине. Но военкомат направил её в комсомольскую 23- ю железнодорожную
эксплуатационную бригаду.
И вот она уже у самой линии фронта. Оттуда доносятся громовые раскаты войны от разрывов бомб, сверкая зловещими зарницами, окрашивая небо кровавыми всполохами. Конечно это ещё не фронт! Но разве им было легче и безопаснее? Бывает, бегут девчонки, спотыкаются, падают от усталости и недосыпания.
Но докладывать нужно было чётко и понятно, стоя смирно, потом чётко разворачиваться и спешить выполнять новое задание. Работы не впроворот, а людей мало. В мирное время всё, что осталось после бомбёжки и месяца бы не хватило на ремонт, а тогда уже к вечеру осторожно проходил первый состав… передышка? Нет!
Девушки при необходимости становились стрелочниками, когда нужно было составлять новый эшелон, даже начальниками станций. Но чаще всего приходилось быть санитарами, сёстрами милосердия и бойцами. Не зря в их боевом снаряжении был автомат.
Однажды, в Восточной Пруссии у станции Влаговцы был сброшен вражеский десант и девушки приняли свой первый бой, даже дойдя до рукопашной схватки. И пока не подоспела военная часть, держали несколько часов оборону. А потом – опять работа, выносить из-под огня раненых, перевязывать их…
Свой прифронтовой путь Аня Григорьевна окончила в берлине, пройдя через Литву, Латвию, Донбасс…
Свидетельство о публикации №211110200870