Если любишь - отпусти! О цивилизованной рыбалке
Юрий Жёлтышев
«Поймал – отпусти!» Тема эта не новая в рыбацких журналах, столько уже говорено-переговорено об этом, кажется, что и добавить больше нечего, но все-таки рискну еще раз привлечь внимание к этому вопросу. Вот ведь что получается – вроде и проблемы-то никакой нет: кто хочет отпускает пойманную рыбу, а кто не дозрел еще до такого решения – цепляет на кукан, о чем тут разговор? Как говорится, вольному – воля, спасенному – рай! Так нет же, почему-то у общественной мысли нет единодушия в данном вопросе.
В то время, как наша «рыболовная общественность» еще только дозревает до западного принципа «No kill!» - не убий! – на Западе уже зарождается новое движение – «Не мучай!». Это значит – поймал рыбу, стукни ее по голове специальной колотушкой, чтоб значит, не мучилась, упакуй и забери с собой. А тех вольнодумцев, кто осторожно снимет рыбу с крючка и отпустит восвояси, ожидает денежный штраф за великое прегрешение перед законом! Вот, выходит, как!
ОТПУСТИ РЫБУ – И ПОЙМАЕШЬ ЕЕ ЗАВТРА!
Трудно же разобраться во всех этих премудростях нашему брату-рыболову, замученному совсем другими проблемами: невиданным браконьерством, беззаконием и вредительством природе в небывалых масштабах. Наш рыболов, бывает, и рыбы-то толком не видит! Трудно вообще бывает эту рыбу изловить на наших перегороженных сетями и донельзя загрязненных водоемах, куда уж нам решать какие-то мировые проблемы! Может просто махнуть на все рукой, да и предоставить всему идти, как ему положено?
Так нет! Хочется и нам свое слово вставить в песню. Хочется «выработать отношение», «участвовать в прениях», «прийти к консенсусу». Или наоборот – не приходить ни к какому «консенсусу», тем более, что никто часто толком и не знает, что это иностранное словечко обозначает.
А если по-простому, разобраться все-таки надо. Начну с житейского примера, так убедительнее. Вот вам простая рыболовная история. История эта не плод воображения, этим и интересна.
Плыли мы как-то с приятелем-спиннингистом по чудной украинской реке Псел. Сплавлялись от Великой Багачки до Красногоровки. Места дивные и в меру рыбные! Сколько ни плывешь, за каждым поворотом угадываются новые чудеса и красоты. Но я не об этом. Надо сказать, что мой приятель – спиннингист «волей божьей». Это значит, что там, где обычный спиннингист, вроде меня, выловит одну рыбину, приятель мой выловит их пять! И улов его за один день сплава может выразиться не в хвостах – в килограммах! Стоит ли говорить, что урон природе от настоящего «мастера спиннинга» тоже может выражаться в солидных цифрах! Только вот мой знакомый давно уже понял это и теперь поступает с пойманной рыбой по принципу доброго старика из пушкинской сказки: «Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе!». И меня, грешного, по мере сил приобщает к этому делу, воспетому великим русским поэтом:
- Ты ж получил удовольствие от рыбалки? Получил! Так что отпусти рыбу – и поймаешь ее завтра!
Согласиться-то я соглашаюсь, да вот отпускаю не всегда! Ну, на уху там оставить, домой привезти, показать…
Так вот, плывем мы с приятелем по дивной речке Пслу, ловим потихоньку рыбу, и тут по левому берегу встречается нам дедусь с удочками.
- Ну, как, диду, рыбалка?
- Та хай йому грэць! Нэма вже той рыбы! З самого утра ловлю – так хоч бы одна! Ото раниш бувало по три головни за утро спиймаю, плитки пивведра, а тепер – бачитэ як? Побылы рыбу!
Обычный разговор. И описывать не стоило бы. Но тут мою лодку как раз обгоняет приятель, делает пару прицельных забросов под кусты правее деда, - и цепляет здоровенного голавлину! У деда аж «очи повылазылы» - ну, как же так, прямо тут, у него из-под носа! Но то, что произошло дальше – просто лишило деда дара речи!
Приятель дождался, когда я подплыл к нему с фотоаппаратом и сфотографировал процесс вываживания, а тогда уже подхватил голавля из воды, освободил от крючка – и отправил обратно в воду! Тут дед, наконец, опомнился! Хорошо, что нас отнесло течением, а то бы нам не поздоровилось! Еще долго до нас долетали его проклятия:
- Та шоб вам повылазыло! Яки вы к грэцю рыболовы! Издеваются над рыбой! Навищо ж вы мучаетэ ту рыбу, якщо вам вона нэ потрибна!
Словом, не понял дед такого «гуманного отношения» к природе! Совсем не по-пушкински себя повел! Я уже позже сказал приятелю, что, конечно, не очень хорошо получилось, надо было хоть за кусты от того деда заплыть, а после уже и отпускать! Или может, подарить деду ту рыбу? Зачем же так провоцировать страсти?
Что касается меня, так я, как уже сказал, на той рыбалке отпускал далеко не всю пойманную рыбу, только мелких голавликов, щучек и окушков, о чем позже пожалел. Когда мы возвращались, а до автостанции от реки надо было пройти несколько километров, пришлось мне тащить на себе, кроме лодки, весел и снаряжения, еще и несколько кило рыбы! Я время от времени останавливался, вытирая пот со лба. Потом, наконец, взмолился – давай, передохнем! Мой приятель с улыбкой меня пожурил: «Что, тяжелый улов? Теперь понимаешь, почему я рыбу отпускаю?» Я очень хорошо его понял, проклиная свою жадность!
Ну, а представьте, часто ведь бывает такая ситуация. Поход многодневный. Тащить за собой рыбу, пойманную в первый день сплава, не слишком разумно, всю ведь ее на привале в котелок не забросишь, а сохранять пару дней на летней жаре – невозможно. Вот вам и единственный выход – отпускать! Не продавать же на ближайшем рынке! Правда, можно, конечно, и отдать таким вот горемычным рыболовам, вроде того дедуся!
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Для тех, кому интересно, стоит, пожалуй, рассказать, где и когда зародился главный принцип «цивилизованной рыбалки» - Catch and Release! (поймал – отпусти!). Надо сказать, что история вопроса уходит, оказывается, корнями в «седую старину».
Еще в одном из первых сочинений на тему рыбной ловли – в «Трактате о рыбной ловле с использованием крючка» англичанки Джулианы Бернерс (подумать только, датируется 1460 годом!), - так вот, в этом сочинении уже появились понятия о спортивном подходе к ловле рыбы, об уважении прав других рыболовов, об умеренности в вылове рыбы. Джулиана Бернерс (а она была настоятельницей монастыря!) писала, например, вот что:
« И еще вы не должны проявлять излишнюю жадность, ловя слишком много за один раз». «И вы не должны использовать описанный выше спорт в корыстных целях!» - заклинала своих читателей эта благородная дама. «Истинный рыболов не станет расстраиваться, даже если рыба сорвется с крючка, потому что, упустив одну рыбу, он поймает следующую». «Все в рыбалке направлено на благоденствие души человека. Занятия этим спортом делают его праведным душой и здоровым телом».
Не правда ли, в этих словах ухвачена самая суть рыбалки? Согласитесь, что взгляды дамы пятнадцатого века мы и сейчас посчитали бы прогрессивными!
Кто-то может сказать: тогда были совсем другие времена, тогда можно было и поиграть в благородство! Действительно, в те времена рыбы в реках и озерах было предостаточно даже в «доброй старой Англии». В самом деле, рыбы много, а рыболовов – раз, два, да и обчелся, да и снасти тех лет не позволяли вылавливать рыбы слишком много. Одним словом, живи и радуйся!
Ну, а что касается идеи отпускать рыбу обратно в воду, так в виде осознанного принципа идея эта возникла гораздо позже, где-то в середине 50-х годов 20 века в Канаде. Впервые принцип «Поймал – отпусти!» был сформулирован участниками национальной нахлыстовой организации Trout Unlimited, ловившими форель в реках и ручьях Канады. Форель – рыба высокоспортивная и слишком ценная, чтоб ее ловить всего один раз. Поэтому представители нахлыстового клуба, сформулировав прогрессивный принцип, впервые во всеуслышание заявили, что такая практика – инвестиция в будущее рыболовного спорта. Широкое признание принцип C&R получил уже в 60-е годы в спортивном и любительском рыболовстве США. Здесь его распространили, кроме форели, и на другие виды рыб: большеротого окуня-басса, щуку-маскинонга и пучеглазого судака.
Распространение принципа C&R было связано в Америке с тем, что после второй мировой войны рыбные запасы страны оказались сильно подорванными. Что не могло не сказаться на масштабах любительского рыболовства. В те времена рыболовство в США стало высокодоходным бизнесом, продажа рыболовам лицензий на отлов рыбы, а также торговля снастями, лодками и снаряжением стало немаловажной статьей в доходах страны. Рыба стала ловиться хуже, следовательно надо было или вводить новые ограничения на ловлю, либо ужесточить режим лицензирования. А это в свою очередь, привело бы к снижению числа рыболовов на водоемах, то есть к падению бизнеса. Внедрение принципа C&R снимало эту проблему, следовательно было тем решением, которое отвечало общим интересам!
Практика законодательства США доказала, что благодаря применению принципа C&R даже в самых посещаемых местах сохраняется хорошая рыбалка. При этом не ущемляются интересы и самих рыболовов-спортсменов. Ведь целью спортивной рыбалки является состязание в мастерстве, в умении владеть снастью, а не добыча рыбы, как таковая. Поэтому, многие спортивные клубы с этих пор вносят в правила своих соревнований обязательный пункт о возвращении рыбы в ее стихию, ловят крючками со спиленными бородками, чтоб не травмировать рыбу при вываживании и снятии с крючка. Причем, во время таких соревнований документально подтверждены случаи поимки одной и той же рыбы несколько раз в день, до шести раз за рыболовный сезон и ежегодно в течении 3-х лет! Следовательно, нелепыми являются утверждения о том, что отпущенная рыба не выживает!
Рыбоохранные службы США выделяют целые зоны, где в течение определенного сезона ловля возможна только по принципу «Поймал – отпусти!» Не стоит сбрасывать со счетов и мощное природоохранное движение, экологическое воспитание в США и других странах Запада. Относительное благополучие западного общества позволяет отделить в массовом сознании рыбу-пищу от рыбы-объекта спортивной ловли. Действительно, зачем мучить рыбу, надевая ее на кукан, затем таскать ее в рюкзаке, а после пачкать свою кухню чешуей и рыбьими внутренностями, когда гораздо проще пойти в магазин и купить ту же рыбу уже почищенную и профессионально разделанную? В итоге большинство рыболовов-любителей не забирают рыбу с собой с водоема даже в тех местах, где это разрешено!
Что поделать, нам еще далеко до такой сознательности! В массовом сознании большинства рыболовов нашей страны пойманная рыба по-прежнему всего-навсего добыча и ничего больше. И уровень нашей материальной обеспеченности не позволяет нам так думать и поступать. Так и получается, что вместо цивилизованного принципа «Поймал – отпусти!», наши рыболовы все еще вынуждены исповедовать несколько иной принцип «Поймал – съел - выжил!». Даже те рыболовы, кто не нуждается материально, все еще считают, что рыба, выловленная своими руками, гораздо вкуснее рыбы, купленной в магазине.
Да что уж там говорить, когда промысловый вылов рыбы на внутренних водоемах, давно уже запрещенный в большинстве стран, у нас все еще остается основой местной экономики!
Не потому ли принцип «Поймал – отпусти!» до сих пор у нас является не общепринятым, а «делом совести» рыболова, каждый волен для себя решать – отпустить пойманную рыбу или съесть ее. Конечно, душа радуется, когда принцип «цивилизованной рыбалки» торжествует, например, когда читаешь, что соревнования на кубок SALMO в Украине проводятся под этим лозунгом. Даже в статьях о рыбалке, написанных рядовыми рыболовами с мест, все чаще читаешь, что «весь улов был отпущен в родную стихию». Это уже говорит о постепенных изменениях в массовом сознании! Лично у меня это вызывает только положительные эмоции, хотя, как я уже говорил, сам я не всегда действую в соответствии с этим гуманным принципом.
А тут еще одна напасть: в «продвинутой Европе», в которую мы рвемся, но никак не прорвемся, возникло новое движение – «Не мучай!». Цитата из британского журнала Tackle Trade World:
«Рыбалка «поймал – отпусти» со следующего года в Швейцарии будет запрещена. Согласно новому законодательству, пойманная рыба должна быть немедленно убита резким ударом по голове тупой колотушкой. По новому закону запрещена ловля на живца. Запрещается применение крючков с бородкой. Закон вступает в силу в 2009 году. Формулировка такая – «запрещается ловля рыбы с намерением ее отпускать».
Вот, выходит, как! Выходит, рыбе будет лучше, если ее не отпустят, а немедленно огреют тупой колотушкой по голове? До какого великого лукавства могло дойти западное законодательство, если подарить рыбе жизнь уже считается преступлением?! Доходит до того, что некоторые не в меру ревнивые природоохранники утверждают, что мол-де именно принцип «поймал – отпусти» превращает рыбалку в игру, в жестокую и неоправданную забаву!
Вначале у меня были сомнения, а стоит ли писать об этих «новых веяниях» в рыбалке? Представьте, как возликуют хапуги и разных мастей браконьеры, найдя «законное» оправдание своим действиям? Но думаю все же, что можно быть спокойным на этот счет: браконьеры вообще не читают подобных статей! Такая статья если и попадется «бракам» на глаза, они ее сразу отбросят в сторону, ведь в ней нет описаний новых хитроумных устройств для убийства рыбы, а колотушку они уже давно придумали!
ДОРАСТИ ДО ЛЮБВИ
Да, нелегко же разобраться во всех этих вопросах нашему брату–рыболову, неискушенному во всяких законодательных премудростях! Так как же все-таки, нам быть: отпускать пойманную рыбу или не отпускать? Есть или не есть рыбу, которая попалась на наш крючок? Ответ можно отыскать только в своей собственной душе, – а где же еще? Ответ может быть подсказан только сердцем!
Чтобы не «мудрствовать лукаво», предлагаю взглянуть на проблему с совершенно иной стороны. «Если любишь – отпусти!» - было сказано в каком-то фильме героиней, измученной нелегким решением запутанных личных отношений. Поразмышляв, я пришел к выводу, что эта фраза вполне подходит и для нашего разговора. Любовь к природе – ведь это тоже любовь, и нельзя ее подменить просто кратковременными «встречами». Вот давайте и мы поговорим немного о любви, только конечно, о любви в широком понимании этого слова.
О любви мужчины и женщины сказано, написано и снято немыслимое количество речей, романов и фильмов. О любви человека к природе как-то меньше говорится, хотя без нее, наверно, тоже не прожить…Ведь речь в конце концов идет о самом главном – о гармонии человека с матерью-природой, а значит, о выживании самого человечества на земле! И тут стоит затронуть вопрос о нашей рыбацкой страсти.
Плохо, когда понятие любовь подменяется понятием страсть. Страсть – всегда в какой-то мере болезненная зависимость. Человек, заболевший страстью к природе, к рыбалке (так же как, например, страстью к наживе) уже не вполне отвечает за свои действия. Он живет своей пагубной зависимостью, порой теряя контроль над собой и над своей страстью. Может ли такой человек, оказавшись на природе и дав волю своей рыбацкой страсти, отнестись к природе разумно и сдержанно? Конечно, нет! Именно такие люди, добравшись до клевого места, буквально «выцеживают» все из реки, не в силах вовремя остановиться. А после, стоя возле штабелей окровавленной рыбы, озадаченно почесывают затылок – и зачем нам столько? Черт попутал! Вот вам и гармония с природой!
Бывает и похуже, когда рыбачок на водоеме сознательно действует по принципу «Бери – не хочу!», имею в виду, например, пока еще разрешенный «законный» промысел, такой как подводная охота. Охота с подводным ружьем может нанести – и наносит! – нашим рекам и озерам непоправимый вред, но почему-то законодательно никак не ограничивается – ни сезонами, ни количеством добытого! «Добытчик с трезубцем» - единовластный хозяин водоема, по крайней мере таковым себя считает. Всегда ли он, обнаружив стаю рыбы на осенней яме, может ограничить свои хищные устремления? Кто будет контролировать такого властителя-Посейдона? Только его собственная совесть!
Вот о чем нам надо неустанно повторять: любовь к природе не должна подменяться нашим эгоистическим стремлением получить природу в безраздельное пользование!
Любовь к природе, как и в обычном смысле любовь, - это счастье, радость! А какую радость может получить человек, если он настроен только «урвать» от природы, ничего не отдав взамен? Вот об этом и речь! О любви к природе, как о высоком и светлом чувстве, которое не позволит человеку унизиться до страсти, растоптать заветное.
Да, рыбалка дает высокий накал эмоций. Но еще более высокие эмоции дает рыбалка такому рыболову, который по-настоящему любит природу, а не только свою «страсть». То есть рыбалка цивилизованная, где наша рыбацкая страсть умеряется не меньшим уважением к природе. Это уважение не позволит нам без всякой меры набивать свой садок рыбой, не позволит срубить для костра живое дерево, оставить на месте стоянки «неопознанные объедки». Когда мы «дозреваем» до настоящей любви к природе, вся наша меркантильность и жадность испаряются без следа. Мы начинаем ценить малое: красивое утро, туман над водой, всплеск рыбы на сонном плесе, а не садок, набитый рыбой. Мы любим природу, не спрашивая: а что я получу взамен? Наше желание «взять у природы» сменяется желанием заботиться и охранять.
Стоит ли говорить, что такая любовь к природе приносит нам гораздо больше, чем просто хороший улов! Она приносит нам отраду, она лечит душу, она примиряет нас с несовершенством окружающего, снимает стрессы нашей нервной жизни, подпитывает энергией. Не то ли это благотворное чувство, о котором писала уже упоминавшаяся благородная дама Джулиана Бернерс:
«Все в рыбалке направлено на благоденствие души человека. Занятия этим спортом делают его праведным душой и здоровым телом». «И еще, рыболов совершает приятную и полезную прогулку в свое удовольствие, он вдыхает свежий аромат луговых цветов и у него разыгрывается аппетит. Рыболов слышит слаженное пение птиц…А если рыболов поймает рыбу, то точно нет более счастливого человека».
Не правда ли, слова, написанные чуть ли не пятьсот лет назад, актуальны и сейчас, как никогда? Так что давайте осознаем: ценности рыбалки как общения с природой неизмеримо выше ценности рыбалки, как способа добыть пропитание! И не будем преувеличивать: не такая уж это большая жертва для нас, рыболовов – отпустить пойманную рыбу. Ведь это значит только одно – вернуть природе то, что мы у нее взяли! Я вижу в этом не просто благородный поступок, мне видится в этом осуществление каких-то важных законов жизни. Так уж устроена жизнь, что в ней надо не только брать, надо и отдавать! Это основополагающий закон. Но вот в чем главный секрет: отдавая иной раз получаешь больше, чем отдаешь! Применительно к рыбалке это означает вот что: мы отдаем (возвращаем реке) всего-навсего кусок рыбьего мяса со своего стола, зато получаем взамен огромную радость от того, что сохранили чью-то жизнь! Разве это счастье сравнимо с теми калориями, которые мы, возможно, недополучили?
Напоследок в виде выводов попробуем сформулировать основные принципы, которые можно было бы назвать «принципами цивилизованной рыбалки»:
1. Подари жизнь! Поймал рыбу – отпусти! Поймаешь ее завтра!
2. Лучший трофей – фотография! Сфотографируй рыбу, которая попала к тебе на крючок, а потом бережно сними с крючка и отпусти! Трофей в виде хорошего снимка не испортится на солнце, его не надо будет хранить, везти, чистить. Его всегда можно показать друзьям, даже спустя годы.
3. Пережитые приключения, увиденная красота природы и прекрасное настроение – вот главный итог рыбалки, а не садок, набитый рыбой! Съесть можно и рыбу, купленную в магазине!
Понимаю, что не все рыболовы и не сразу смогут перейти к таким радикальным способам рыбалки. Поэтому для тех, кто еще только встает на «путь истинный» предлагаю принципы, которые я бы назвал «принципами умеренной рыбалки»:
1.Сдерживай свою «хищную сущность», никогда не бери рыбы больше, чем можешь съесть сразу, чем надо для ухи. Если наловил на уху – все остальное отпускай!
2. Всегда отпускай мелкую рыбу: отпусти окунька-матросика, отпусти щучку-карандашик, отпусти голавлика-недомерка. Это твоя инвестиция в будущее – пусть растут и порадуют тебя поклевками завтра.
3. Отпусти рыбу, которую ты не рассчитывал поймать. Например, ловишь судака, а цепляется щука – отпусти! Рассчитывал поймать леща, а поймал плотвичку – отпусти!
4. Отпускай особенно крупную и старую рыбу, особенно икряников. Эта рыба – производитель всего будущего рыбьего поголовья!
5. Старайся отпустить ту рыбу, которая тебя чем-то порадовала, например щуку, устроившую пляску со «свечками». Она достойно боролась за свою жизнь, она достойна жить!
Что ж, я думаю, теперь все встало на свои места. А главный вывод этой статьи прост, он заключен в названии статьи. ЕСЛИ ЛЮБИШЬ – ОТПУСТИ! ЕСЛИ ТВОЕ - ВЕРНЕТСЯ! ЕСЛИ НЕ ВЕРНЕТСЯ, - ЗНАЧИТ БЫЛО НЕ ТВОИМ!
Не стоит беспокоиться - вернется, обязательно вернется, можете в этом не сомневаться!
2.03.2009
Свидетельство о публикации №211110200096
Вот и здесь она коснулась и сюжетного построения, и содержательной насыщенности текста.
Я бы еще отметил, опираясь на прочитанные у этого автора произведения разных жанров, его неравнодушие, его искреннюю заинтересованность в том, что он пишет, отсутствие у него даже намека на "подлаживание" к читателю. Он пишет так, как пишет. Не задумываясь - а популярна ли среди прозаровцев эта тема, придут ли к такому рассказу читатели. Автор делится наболевшим, пытается пробудить дремотную апатию сограждан, повернуть их лицом к проблеме.
Такая позиция вызывает уважение. Ведь на Проза.ру нередко сталкиваешься с ситуацией, когда в борьбе за читателя прозаровцы сознательно берут конъюнктурные темы, "работают на публику", порой даже умышленно пишут коротенькие миниатюры, понимая, что значительная часть читателей предпочитают небольшие тексты, которые можно мгновенно "пробежать" глазами.
А вот Юрий на эти моменты внимания не обращает. Ведь он пришел сюда не для рейтингов и баллов, а для того, чтобы поделиться тем, что волнует его лично, рассказать о том, что ему кажется интересным. Так и должно быть.
Возвращаясь к рецензируемому тексту, скажу так: трудно не согласиться с предыдущим рецензентом. И если бы была оценка "очень понравилось" - поставил бы ее. Пока же вынужден жать "понравилось".
С уважением, Роман
Писатели Прозы 08.12.2011 00:05 Заявить о нарушении
Юрий Жёлтышев 10.12.2011 17:31 Заявить о нарушении