Рассказы ветеранов
В начале мая 1941года 17 танковая дивизия, стоящая под г. Читой, была погружена в эшелоны и отправлена на Запад. Куда направляется эшелон, никто не знал, кроме высшего командования. Гитлер шёл по Европе, и на душе было тревожно. Николай Васильевич Гришин под шелест и перестук колёс думал о своей короткой и трудной жизни. В есть лет он лишился матери, а в девять- отца, которого увели ночью какие-то люди и больше его никто никогда не видели.
В 1933 году 13-летний коля уже работал рабочим в совхозе первой пятилетки. Однажды прислали туда грузовую машину, и коля пошёл на шофёрские курсы. Это был «ЗИС - 5», грузовой, и мальчишка был горд своей новой и удивительной профессией. Шестого октября 1940 года он был призван в армию в 17 танковую дивизию, где и служил шофёром грузовой машины.
Рядовой Николай Гришин ехал в последнем составе через всю страну. Дорога была длинной с короткими и частыми остановками. Однажды на одной из остановок с привокзальной площади репродуктор принёс страшную весть: «Война!» часть дивизии, которая была отправлена первой уже приняла первый бой под г. Брестом. Последний эшелон прибыл в Смоленск 7 июля, и оттуда своим ходом по трассе Москва - Минск уходил в белорусские леса. Рядовой Гришин вёл свою грузовую машину, гружённую снарядами, во главе колонны с политруком, сидящим рядом. Они разыскивали свою дивизию. Из 50-ти машин пришло только 15, а остальные, отставшие, попали прямо к врагу и приняли бой.
Один за другим оставляли наши города, отступая до самой Москвы. В обороне столицы рядовой Николай Гришин колесил по подмосковным лесам, доставляя боеприпасы, продукты. А когда начались бои за Москву, сменил свою полуторку на «ГАЗ-3» двухосную, на которой была установлена зенитка с обслугой из семи человек. При вражеских налётах зенитки так стреляли, что стволы раскалялись до красна. Какой восторг испытывали они, когда удавалось сбить самолёт. Сколько их было сбито! Николай Васильевич был в любую минуту готов сменить позицию: его нога была постоянно на педали. Были моменты, когда приходилось окапываться самому и окапывать машину с зениткой на открытых местах, приходилось и копать окопы. В лесах прятали зенитку, обкладывая её ветвями. Он с гордостью говорил, что его машина дошла до самой Эльбы. Во время отдыха во втором эшелоне он не вылазил из-под машины, ухаживал за ней, как за малым ребёнком, берёг пуще глаза.
В декабре 1943 года в зенитку было почти прямое попадание. Один солдат погиб, а остальных спасло то, что в это время они завтракали в окопе. Хотя незначительные ранения были у всех. Тогда отлежавшись два дня в госпитале, он вернулся в строй к своей зенитке под присмотр санинструктора батальона. Приходилось их батальону и в окружении побывать, и под шквальные обстрелы попадать…
Свидетельство о публикации №211110301054
Любовь Ларкина 08.11.2011 14:29 Заявить о нарушении
эта фраза для меня ещё более загадочна!
ГАЗ-3 легковой автомобиль видом похожий на ГАЗ-69
Сергей Козлов 2 08.11.2011 19:51 Заявить о нарушении