Адаптация и дезадаптация в школе

Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения, ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные мысленные нагрузки приводит к эмоциональной напряженности,тревожности - к дезадаптации.
Р.С.Немов в своей книге "Психологический  словарь" объясняет, что "дезадаптация (дезадаптивность)- непригодность, неприспособленность". Он указывает , что существует социальная дезадаптация - нарушение нормальных отношений человека с обществом, с окружающими людьми и возникновение у него вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с людьми. Социальная дезадаптация включает, в частности, ухудшение личных и деловых отношений человека с другими людьми, невозможность выполнения им своей работы на достаточно высоком уровне (с учетом предъявляемых к ней требований), нарушение социально ролевого или полоролевого  взаимодействия с людьми. Он же разъясняет что "дезадаптивный - в клинической психологии - поведение или совокупность действий человека,приводящих к нарушениям психики, нуждающимся в психотерапевтическом воздействии (в коррекции). Многие из признаков деадаптивного поведения не являются признаками серьёзных заболеваний[c.105].
Период адаптации у первоклассников обычно составляет 4-7 недель. В адаптационный период некоторые дети обнаруживают повышенное возбуждение, они очень шумны, кричат, бегают по коридору на переменах, а на уроках часто отвлекаются ; другие же, наоборот, скованы, зажаты, излишне робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушаются сон, аппетит. Они становятся очень капризными, у них  вдруг возрастает интерес к игрушкам, к книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.
 Т.В.Дорохина (2003) считает, что дезадаптивный ребенок не только тот, кому трудно учиться и общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, нервные и психосоматические заболевания).
Причинами высокого уровня проявления  дезадаптации по мере обучения в школе могут быть разные факторы, например школьная тревога, страхи.
Факторы, вызывающие школьную дезадаптацию, разнообразны. Среди них имеются и медицинские ; минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания и гиперактивности, неврозы  и невротические реакции, неврологические заболевания, психические расстройства. Среди учащихся начальной школы со школьной дезадаптацией эти причины встречаются в одной трети случаев (Н.Н.Заваденко с соавт.,1995).
Причиной дезадаптации может стать творческая нереализованность учеников (С.В.Максимова, 2001).
Одаренные дети,чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьёзные проблемы в личной и эмоциональной сфере(Хорвиц Ф.Д.,Брайер О.,1988).
Выделяют три основных типа проявления дезадаптации (Вострокнутов Н.В.,1995):
 1) неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включая такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений, без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной деадаптации);
 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учёбой (эмоционально-оценочный компонент, личностный компонент школьной дезадаптации);
 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент школьной дезадаптации).
Дезадаптация в старших классах чаще всего связана с формированием профильных классов и поступлением в другие общеобразовательные учреждения. В каждом случае учащийся сталкивается с новой социальной ситуацией, с новым образовательным пространством.
Дезадаптация в подростковом возрасте более тесно связана с личностными проблемами учащихся , в частности с эмоционально-аффективными переживаниями, проистекающими из осознания себя в новой роли. Невозможность подростка найти "своё место", где он может быть принят таким, каков он есть, сохранив свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактулизации (Морозова Н.В.,1996)[c. 416-420].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.



Как конфликт перевести в переговоры
Материал Автор: Н.И. Козлов

Если конфликт порождается разногласиями, столкновением точек зрения, то конфликт следует переводить в цивилизованные переговоры. Если есть посредник, который может вам помочь - это лучшее решение. Собственно, основные подсказки в этой статье - именно посреднику, как спокойному и мудрому человеку.
Итак, первое - успокоиться. Большинство конфликтов сопровождается сильными негативными эмоциями, мешающими разумному анализу. Поэтому самый первый шаг практически в любом конфликте - вентиляция эмоций. Успокоиться надо. Без этого - никак, поэтому не важно каким образом, но это обязательно - успокоиться. Как?
Следите за формулировками, говорите аккуратно, лучше всего - по возможности мягко. Убирайте конфликтогены, упреки и жалобы, любые фразы-ежики. Фразы типа: «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться», «Наши отношения зашли в тупик», "Я устала" либо "А помнишь, как ты в прошлый раз обещал - и что?" - душу от эмоций не освобождают, а по эмоциям собеседника - бьют. Это действительно разжигает конфликт. Вам это нужно?. Выручает только конструктив - поиск решений не будущее.
Что кого волнует, сформулируйте: но не эмоционально, а чтобы договориться на будущее. Важно, чтобы обе стороны постарались возможно более ясно сформулировать, что их не устраивает, что их беспокоит, сердит и так далее вызывает негативные эмоции и протест. Обычно это приходится уточнять, с первого раза мало кто четко может причину своего недовольства зафиксировать. Лучше всего - записать.
При этом нужно учесть, что истинные причины конфликта на поверхности конфликта, как правило, не видны. То, что обсуждается между участниками конфликта и видится ими как причина - чаще только повод, только прикрытие чего-то более глубинного.
От мелких претензий переходите к прояснению позиций, формулированию своих настоящих интересов и целей. Важно перейти из режима бодалки "стенка на стенку" к прояснению позиций, что кому действительно важно, кто что хочет в результате добиться. Это бывает очень непростой задачей: люди легко формулируют, что их не устраивает, но сильно затрудняются конкретно сформулировать что они на самом деле хотят.
Если это сделали, сформулировали что кому нужно и важно - теперь можно вести переговоры, выбрав одну из моделей: логику, торг либо поиск изобретательского решения.
Поиск решений - лучше всего совместный, и лучше всего не торопиться. Один сказал - другой подумал. Помолчал, еще раз подумал. Потом сказал что-то - обдуманное. Тут важно не лениться и поискать возможно большее число разнообразных альтернативных решений.
Теперь - фиксация договоренностей. То, о чем договорились, важно зафиксировать: четко устно или, еще лучше, письменно. А завершать лучше всего - на позитиве: сказать кто чем доволен, за что благодарны другой стороне. Если вы близкие люди - обнимите друг друга и скажите что-то очень хорошее. Ведь вы же молодцы, да?


Рецензии