Жертва дьяволу ч. 308

                § 308. Жертва  дьяволу.

«…И   приносили  сыновей  своих  и   дочерей  своих  в  жертву  бесам…» Пс.105.37.

  Великое  творение  немецкого  писателя  Гёте  «Фауст»  зиждется  на   средневековой   легенде  о  человеке, продавшем  свою  душу  или,  вернее,  обменявшем  её  на  вечную  молодость   и власть  над  миром. 1
  В  главе  6-й  важнейшего  труда   германского  мыслителя  Освальда   Шпенглера  «Закат  Европы»  детально  и   глубоко  исследуется   возникновение   мифа  о  Фаусте.  Шпенглер  считает,  что  этот  миф   появился  в   эпоху   между   900-м  и  1200-м   годами.  Мюнхенский  научный  затворник   утверждает,  что к  фаустовским  сказаниям   надо  отнести  не  только  германские  героические  сказания,  но  и  рыцарские  легенды  о  короле  Артуре  и    круглом  столе,  о  святом  Граале,  Тристане,  Парсифале  и   Роланде.
Как  это  ни   покажется   удивительным,  но  к  этому   же  ряду   великий   философ   причисляет  и   католические  легенды  о  святых  /  Роже,  Зебальде,  Северине,  Франциске  и   Бернарде, а   также  Оцилии/.
  Шпенглер  выдвигает  положение  о  фаустовской   физике  как  догмате   силы. 2

  Роман  крупного  немецкого  писателя  Томаса  Манна  «Доктор  Фаустус»   не  случайно   именуется  почти  так   же,  как  и   поэма  великого  Гёте.

  Главный   герой   произведения -  молодой   композитор  Адриан   Леверкюн,  заболев  тяжёлой   венерической   болезнью,   становится   на    краткое   время    гениальным,  ибо  сифилис,  согласно   гипотезе   Томаса  Манна,  в   первую  очередь   разлагает  или   расплавляет   мозг,   побуждая   его  к  творчеству. 3
Знание   о  том,  что впереди   телесное  разложение   и   мучительная  смерть,  не  мешает  этому   человеку  быть  счастливым  в  творчестве.

  Если   есть  талант   от  Бога,  то  почему   же  князю   тьмы   не  одарить  кого-нибудь  из  людей   способностью  творить.
Немало  сочинителей   создают  произведения, в   которых  фигурирует   «лукавый».   Наиболее  подвержена   смертельной  духовной  заразе   сатанизма   литература  Запада  и   его отдельных   поклонников   на   Востоке.

  Помимо   уже   названных   Гёте  и   Манна,  то  есть  видных   словесных  художников  Германии,  следует   справедливости   ради  сказать, что тёмная   тема   демонизма   довлела  и  над  некоторыми   прославленными   поэтами  Франции.
Впрочем,   русский  мыслитель  И.А.Ильин   отмечает,  что  демонизм  и  сатанизм   отнюдь  не  одно  и  то  же.
«Демонизм -  это  временное   духовное  затемнение,  девиз   которого  «прочь  от  Бога»,  а  сатанизм -   полный  духовный  мрак, в   котором  всё  «против   Бога».  4
Тот  же  Ильин,   при   всех  его  заблуждениях,  даёт  достаточно  точный  анализ  сатанизма,   распространенного в   среде   творческих   личностей: «Поэты  изображают  Прометея.  Денницу,  Каина,  Дон-Жуана,  Мефистофеля.
Байрон,  Гёте, Шиллер,  Шамиссо,  Гофман,  Франц  Лист,  а   позднее  Штук.  Бодлер  и   другие  развёртывают  целую  галерею  «демонов». 5

   Чего   стоит  только  одна  цитата  из   Бодлера,   признанного  главы  «проклятых   поэтов».
«Славен   будь,  Сатана,  славен   будь  в   вышине  тех  небес,   где  царил ты, и   там,  в  глубине  Преисподней,  где,  свергнутый,  грезишь в   молчании». 6

   Бесследно  сгинувший  во  время  Парижской  Коммуны   поэт   Лотреамон  в   своих   печально  известных  «Песнях  Мальдорора»   показал  самого  Господа,   посетившего  публичный  дом. 7
Есть   мнение,  что   «проклятые  поэты»  таким   образом  бросали  вызов  ханжеской  буржуазной   морали,  которая   часто  сочетается  с  мнимой  религиозностью.
Однако  каждая   цель   требует  и  соответствующих  средств  и   обращение   к демонам  в  любом  случае   крайне  опасно  как  для  творческого  человека,  так  и   для  читателя.

   К   сожалению,   слегка  коснулись  этой темы   некоторые  сочинители  из  Испании.  В-частности,  прозаик  Хуан   Валера   создал  роман   «Иллюзии   доктора  Фаустино». 8

  Чешский  писатель  Милан  Кундера,  показавший  в   романе  «Бессмертие»   некоего  профессора  Авенариуса,  которому  слишком  многое  позволено. 9

   Издревле   существует  и   ныне,  к  сожалению,   активно   развивается   секта  сатанистов.

   В  городе   Чарлстон /  штат  Джорджия, США/,   построено  и  действует капище   Бафомета,  то   есть языческого   идола  ужасного  вида.
Антон  Ла  Вэй,   венгр  по   происхождению  основал  в   Лос-Анджелесе,/  штат  Калифорния/,  так   называемую   «церковь   сатаны»,   приверженцами   которой   стали  уже   десятки  тысяч   человек.

   Итак,  если  есть  вера  в  Демона,  явленная  как   жертва,  значит,   вполне  вероятна  и   ответная  жертва,  или  дар  от  него. Безумие,  постигающее   иных  писателей  и   мыслителей,  несомненно,  указует  на   принадлежность  их  дарования.
Конечно,  создавать  что-то не  на   потребу   дня,  а ради  будущего  или  даже  прошлого,  всегда  опасно  для  творческой  личности.   Нужно  иметь  поистине  громадную  силу  духа,  чтобы  противостоять  соблазнам.

   Стоит   привести  только  одно  свидетельство   крупного  английского  исследователя  этнографии  Тайлора: «Рассказы   о  жертвоприношениях  дьяволу  сохранялись  в   Шотландии  в  течение   всего   прошлого  столетия, и   старики  до  сих  пор   помнят   здесь  те  участки  полей,  которые  оставались  непахаными  как  «поле  доброго   человека» /т.е. дьявола». 10

   Особенно   возрос  интерес  к  демонизму  и  теософии  в   период  так   называемого  «серебряного   века».  Так,  в   стихах  знаменитой   поэтессы  Зинаиды  Гиппиус  часто  звучит  поистине  «бодлеровская   тема»: «Я Дьявола  за   то люблю,   что  вижу  в   нём -   моё  страданье…» 11
…………………………………………………………………..
«…Мне  с  дьяволёнком  сладко – скучно.
Дитя,   старик -  не  всё ль  равно…» 12
Перу  Леонида  Андреева   принадлежит  знаменитый  роман «Дневник  сатаны».

   Темой  демонизма  весьма  интересовался  крупнейший   русский  писатель  Михаил  Афанасьевич  Булгаков,   написавший,  кроме   прочего,   повесть  «Дьяволиада»13   и    сложный   мистический  роман  «Мастер и   Маргарита». 14  Известно,  что  Михаил  Афанасьевич  называл  роман   «мой  Фауст».

  Конечно,   можно   возразить,  что и   в  19-м  веке  в    России   работал  великий  мастер  художественного  слова   Н.В.Гоголь,  раннее   творчество  которого   усеяно   сценами  с  участием   нечистой  силы / «Вий», «Страшная   месть»  и    т.д.

   Однако   следует  помнить,  что  это  уже  был  19-й    век,  то  есть  время,   когда  население   России   было  если  не  основательно,  то  довольно  серьёзно   заражено  Западом,  где  подобные   мотивы  существовали  уже  давно.
Эпоха  западного  романтизма   тенью  своего   мрачного  крыла  накрыла   культурное   пространство   Славянства.

   Дворянская  интеллигенция  приняла  активное  участие  в  жутком   маскараде,   привнесённом  с   Запада.   Именно  при  Павле  1-м,  а   затем  в  царствование   Александра  1-го   резко  усилились  масонские   проникновения  в   Россию.

  Павел  1-й  был  даже  признан   гроссмейстером  католического  Мальтийского  ордена. Эта,  казалось  бы,  мирная стратегическая  инициатива  была  далеко  не столь  безобидной.
Однако  наиболее  ярко   проявился  демонизм  у  некоторых   творческих  личностей  Серебряного  века,   чего   мы   уже  касались  в   этом   параграфе.

   Некоторые стихи  В.Брюсова,   увлечение   Врубеля  темой   «Демона» /  впоследствии   сошёл  с  ума/,   композитор 
   Скрябин  сочинил  «Чёрную  мессу».
Один  из  номеров  журнала  «Золотое руно»  был  посвящён  дьяволу  и  начинался   обращённой  к  нему   «молитвой»  Фёдора  Сологуба.  15

   Активно   развивается,  осваивается   и расширяет   свои  позиции  демонизм   в  конце  20-го  века  от  Р.Х.
Усиленно    распространяются  так  называемые   «книги»  о юном  колдуне   английского  происхождения  Гарри   Потере,  которые   принадлежат  поистине  вороньему перу   писательницы   Джоан   Роулинг.  Индийский  по   происхождению  прозаик  Салман   Рушди   опубликовал   опус  «Сатанинские  стихи»,  высмеивающий  священный   для  мусульман   Коран.

   После  эпохи  «серебряного века»  и   последующей    сталистой,  и   в  чём-то  чугунной   литературы  социалистического  реализма,    наступает  настоящий   бронзовый,  а   возможно,  и  каменный  век   буржуазной  идеологии, в  котором   развитию  демонизма   способствует  массовость   телевидения,  зрелищность  компьютерных  технологий  и    усиленная   реклама   или,   говоря  массмедийным   жаргоном,  «раскрутка»   некоторых   книг  и   фильмов.
Мало   того, что из   инобытия  выползают  опусы,  подобные  известному  «Коду  да   Винчи»,  сочинённому   американским  писакой   Дэном   Брауном.  Происходят  ещё   и  судебные  разбирательства   по   признанию  приоритета  в   кощунстве.
 
  Англичане  Майкл  Бэджент,  Ричард  Ли  и   Линкольн  обвиняют  североамериканского   в   плагиате.  Здесь  весьма  уместна   русская   поговорка   «вор  у   вора  дубинку   украл». 
В   начале   21-го  века   киноэкраны   России  заполонили  всевозможные   «Дозоры»,  исполненные  вампиризма  и  ведьмачества  самого  низкого   пошиба.   
Таким   образом,  на   духовном  уровне   жертвы  дьяволу   продолжают  совершаться.

 Литература:

1 Гете И.В. Фауст.// Соч. в  10-ти томах. Том 2.-М., 1976.

2 Шпенглер О. Закат  Европы. Том 1.- Минск: «Попурри»,1998.- с.559-653.

3 Манн Т. Доктор   Фаустус. // Соч. в  10-ти  томах. Том 5.- М.,1960.

4 Ильин И.А. Взгляд  в   даль. // Соч.  в  10-ти  томах.  Том 8.- М.,1998.- с.374.

5 Ильин И.А. Наши  задачи. // Соч. в  10-ти  томах. Т.2, кн.1.- М.: «Русская  книга», 1993.

6 Бодлер Ш. Цветы  зла. М.: «Высшая   школа»,1993.- с.142.

7 Лотреамон. Из «Песен   Мальдорора» // Иностранная  литература.- 1993.- №1.- с.150.

8 Валера  Хуан. Иллюзии  доктора  Фаустино.- Л., 1970.

9 Кундера М. Бессмертие.// Иностранная  литература.- 1994.-.№10.

10 Тайлор Э.Б. Первобытная  культура.- М., 1989.- с.483.

11 Гиппиус З. Стихотворения.  Живые  лица.- М.,1991.- с.83.

12  Гиппиус. З. Там  же.- С.129.

13 Булгаков. М.А. Дьяволиада.- М.: АСТ, 2000.

14  Булгаков М.А. Мастер  и  Маргарита.- М.: АСТ, 2000.- с.187.

15  Назаров М. Россия   накануне  революции  и   февраль  1917-го   года.// Наш  современник. - 2004.- №2.- с.165.


Рецензии
Очень интересная информация ,знакомая ,но ты доступно ее разложил .Теперь я вспомнил ,но не хочу оспаривать происхождение Антуана ля Веля ,но по моим источникам он француз ,возможно что венгерского происхождения ,но помню из очень надежных источников -перепроверь .

Васька 2   06.11.2011 21:20     Заявить о нарушении
Так ведь и Саркози тоже француз, но венгерского происхождения. Вообще, Франция такой котёл, что сразу не разберёшься. Но много, много там пакости, в том числе и среди великих литераторов. Помню, в юности читал Анатоля Франса, так там чего-только нет, вплоть до педофилии и труположства, не говоря о глумлении над св. Антонием. И это издавалось в Советском Союзе. Я французскую литературу любил, Гюго, Бальзака, вот и наталкивался порой...

Сергей Владимирович Жуков   07.11.2011 13:14   Заявить о нарушении
Прости сам допустил описку правильно Антуан ля Вей .

Васька 2   07.11.2011 21:25   Заявить о нарушении