Когда становятся шаманами

Когда становятся шаманами
Так сложилось, что мне выпало начать писать книгу. Про шаманов Байкала. Общаясь с людьми, собирая материал о Байкале, вдруг обнаружил, что самое интересно в месте силы – это люди, причем, с кем многие простые люди поостерегутся говорить. Потому что они видят насквозь. И традиция прямой передачи практики тут жива. Правда, вот в отличии от буддизма, кому быть шаманом решают не люди, а духи. Для сакральных мест это обычное дело – близость и взаимопроникновение разных непонятных сил и явлений. Духов.
Откуда пошли шаманы
Возрождение народных традиций в разных краях происходит по-разному. Есть, конечно, шаманы и в других краях – древние шаманские техники вообще известны во всех уголках мира, и они поразительно схожи между собой. Но общепризнано, что сибирские шаманы как никто другой обладают поистине сверхъестественными способностями. Говорят даже, что они могут вселяться в других людей или животных, чаще всего – орла, волка совершать чудесные исцеления, могут предвидеть, прорицать и предсказывать. Шаман – «это тот, кто знает», в переводе с эвенкийского. Есть разные способы приобщения. Кого-то посетили видения, кто-то пережил клиническую смерть.
- В тот момент я чинил крышу коровьей стайки в Еланцах, сорвался, упал, вывихнул руку, попал в больницу, впал в забытье. Сначала я почувствовал жуткую боль – это мой дух отделился от тела. Я познал свою анатомию – отрывался от каждой косточки, от каждой мышцы, от каждого сухожилия. Самое странное было видеть себя со стороны. Вышел за пределами нашего мира, в том непонятном духовном мире задают сотни вопросов, и сотни ответов говорит моя совесть. Все наши злые и добрые дела не скрыть нам от нашей совести – сознания. Некие бесформенные сущности из мха-лишайника стали жевать меня, а потом сложили [духовные] кости – и отправили обратно обновлённым. Там был момент, что я видел очень яркий белый свет, но не обжигающий глаза, чувствовал и знал, что там [в этом свете] – океан знаний и бесконечной мудрости. Так произошла одна из встреч с духовным миром у самого видного шамана, друга Чубайса из Прибайкалья Валентина Хагдаева – известного историка, этнографа и… при этом шамана. - Самые терпеливые и миролюбивые люди на земле – шаманисты, – говорит ольхонский шаман Хагдаев, автор книги «Шаманизм и мировые религии»… Природа – наш дом: Солнце, Луна и звездное Небо – все, что дано человеку от рождения. Молитесь – и всегда будете услышаны. - Но при этом он поясняет, что шаманом может стать только тот, кто способен осуществлять связь между миром людей и духов, с Природой – как единым Божественным Храмом. Гармония с Природой и её духами – привычный шаманский образ жизни. «Просто надо понять, что вокруг все живое, одушевлённое. Большой грех наносить природе какой-либо вред», – так учат шаманы. В деятельности шаманов – опыт тысячелетий, колоссальный опыт, сохранивший некое сокровенное знание, базу, из которой вышли все народы. И многие религии.
Духи – божий спецназ
Бывший работник прокуратуры шаманка Инна Ярахметова,  ныне имеющая четвертую ступень посвящения, занимается в основном снятием родовых проклятий. У всех бурят раз в году проводится обряд почитания духов рода. В основном, говорит Инна, она работает с родовыми проблемами людей. Очень редко бывает сглаз. А вот сестра Инны, тоже шаманка, Хадия Сабыровна  практикует излечения.
- Сам обряд представляет собой сзывание духов. Видели у меня колокольчик в рабочем кабинете? Прежде всего, призываем покровителей своего рода. Мы их слышим, мы их часто и видим. Как чуем, что они спустились, – встречаем их чашами с водкой, с молоком. Говорим с ними, радуемся им. Они взамен на наше к ним отношение даруют помощь и покровительство в личных делах. Помогают снять порчу, родовое проклятие, венец безбрачия. У кого-то дороги жизни закрыты: ни жениться, ни замуж выйти, ни работу нормальную найти не могут. Всегда точно озвучиваем ту проблему, с которой пришел к нам человек. Во время этого в ритуальной чаше тахши горит костер, по пламени можем решить - принимают духи наше  обращение.

Бурятский шаман и ясновидец Маха (на санскрите Маха – великий) говорит:
– Духи же – это спецназ Всевышнего, они появляются в чьей-то жизни лишь для того, чтобы подправить кому-то его бестолковку. Видимо или невидимо. В первом случае все заканчивается безумием – ибо с ума сошедшие видят их, а во втором начинается череда несчастных случаев, катастроф, неудач, беды… Люди-то чувствуют незримое присутствие высших сил, понимают, что им с ними не совладать – и бегут к шаманам за помощью. Очень многие.
Шаман лишь «проводник», контактёр с высшими сферами. В жизни это очень простые и скромные люди, ведущие аскетический образ жизни, и не для себя – ради всех живых существ. Прежде чем начать есть или пить, шаман всегда уделяет часть пищи и напитка своим богам и духам. Если идёт по местности, где, он знает, обитает грозный дух, отрывает кусок своей одежды или клок волос из гривы коня и привязывает их к бурке. Он почитает Бога мыслями, душой и сердцем, творя мудрость и благо – только тогда дано ему во время экстаза транспутешествие в иные миры при общении с духами. И тогда можно будет узнавать многое у них. Шаман во время транса не чувствует боли – он исчезает здесь и появляется в других местах. Другое дело, что в транс прибайкальские буряты без крайней надобности не входят, в отличии их сородичей из Бурятии – там это впускание в себя духа—онгона  повсеместно. Наши прибайкальские шаманы считают это буддизированнием.
У бурят авторитет шаманов особенно велик. По их древним поверьям, сами боги – тэнгэри – дали людям шамана, чтобы тот помог им бороться с болезнями и смертью, которые насылали злые духи. Тенгери послали людям божество в образе Орла. Орел увидел на земле спящую женщину, спустился к ней – и вскоре она родила сына от него, ставшего самым Первым Шаманом. Согласно мифам, Белый Орел избрал местом своего пребывания остров Ольхон – пещеру на мысе Бурхан, он же – мыс Шаманский. Давно это было.
Кстати, существует увлекательная теория, по которой индейское население Североамериканского континента произошло от коренных жителей Сибири, – она давно получила распространение, обзаведясь уже и научной аргументацией. Ученые нашли генетическое и языковое единство американских и сибирских народностей. Причем коренные жители Восточной Сибири – буряты – признаны наиболее генетически близкими к индейцам с того полушария. На острове Ольхон давно найдены останки предка краснокожих и помещены в музей поселка Хужир – столицы острова. Разработана и вероятная теория перехода обитателей Сибири на Американский континент – по перешейку, который долго был на месте нынешнего Берингова пролива.
Каким миром все мерится
– Наш Ольхон карает за кощунство и жадность, – говорит местный шаман Геннадий Тугулов. – Был у нас молодой рыбак, которому удалось заневодить головной косяк омуля. К нему обратились местные рыбаки, попросили поделиться. Но он пожадничал – не дал. В итоге, эту тонну рыбы он не смог за три дня вывезти, и множество омулей пропало в его сетях зазря... Зимой поехал ставить сети под лед, и вскоре его на льдине с бригадой рыбаков унесло в открытый Байкал. Их спас присланный вертолет. А он вскоре запил и незаметно сгинул...
Современные ученые неоднократно встречались с шаманами Бурятии и утверждают, что это очень умные и одаренные люди, как правило, носители древней культуры, обычаев, традиций и мифологии своего народа. Исследователь Центральной Азии и Сибири Григорий Николаевич Потанин считал, что «Шаманство... это включение в одну фигуру шамана  всей природы и всей культуры». И с этим не поспоришь, увидев и поговорив.
   Человек, соблюдающий законы людей и чтящий обряды, получает духовное покровительство. Поэтому ни один местный житель не проедет мимо мыса Рытый, не остановившись. Существует целый ритуал, где нужно обязательно «брызнуть». Напротив священных деревьев, когда откроется перед взором вся падь реки Рита, нужно стать лицом к пади, открыть запечатанную бутылку спиртного, обязательно предварительно сняв с горлышка все кольца. Затем несколько капелек спиртного чистым пальцем правой руки (буддисты брызгают левой рукой) брызнуть вверх, затем на стол или предмет (брызгать на пол или в воду – к покойнику), положить несколько желтых и белых монет и поговорить, не открывая рта, с духами, прося их содействия в мирских делах. Если у вас заглох мотор в машине или у лодки – заработает!
  Но одного этого, пожалуй, недостаточно, чтобы спецназ Всевышнего готов был поспешить нам на помощь. «Следует воздерживаться от убийства живых существ – это всеобщее благоволение, – говорят шаманы. – Нельзя брать того, что тебе не принадлежит. Также и воздержание от половой распущенности, от вина – проявление мудрости. Надо уметь радоваться успехам друг друга, проявляя искреннюю сорадость. Также подавлять в себе эгоизм и чрезмерные желания, быть во всем скромнее. Надо перенимать воззрения мудрых, благородных и справедливых. Быть великодушным, уметь прощать свои обиды и нечаянные ошибки людей. Обуздывать злословие, жадность, зависть и гнев, взращивать в себе милосердие и сострадание. Ведь, помогая ближнему, каждый в дальнейшем облегчает свою участь и судьбу».
Мистика здесь – просто статистика
…Как-то МЧСники подняли со дна Байкала уазик с телом сидящей в позе лотоса на заднем сиденье некой женщины. Оказалось, это была машина почтовой связи, она затонула с водителем и пассажиркой в апреле 1988 года – автомобиль шел по льду и попал в трещину (машину на дне обнаружили 16 лет спустя). «Еще нам сказали тогда, что эта женщина была шаманкой, и кому-то из своих родственников она говорила, что, когда ее будут хоронить, случится сильный ураган» – говорят спасатели.
– Наш лагерь был разбит у МРС. Это при въезде на паром острова Ольхон. Вокруг отдыхающие, у берега стояли палатки, был нормальный летний день, – рассказывал один из спасателей Александр Андреев. – И вдруг начался настоящий ураган – все вокруг летело, срывалось, палатки вырвало, поломало некоторые деревья. А над нами небо было абсолютно чистым, светило солнце. Потом вдруг хлынул дождь, а через какое-то время стал хлопьями падать снег!
Мужчины были в шоке от таких метаморфоз природы – ураган их не тронул. Там, где они находились, происходили настоящие чудеса! «Мы не знаем, что это было, может, так шаманка передавала нам привет или благодарность за то, что ее нашли?»
– То была наша тетя! – говорят её племянники. – Ей было тогда всего 49 лет. Она действительно была шаманкой, и вся эта история – настоящая правда. Мы всегда жили рядом, в соседних домах на одной улице, были очень близки.
Племянники рассказали, что их тетя Мария Даниловна Дананова была сильной шаманкой, могла лечить, вправлять кости и так далее. В тот апрель женщина поехала в соседний поселок по своим делам и не вернулась. О том, что машина ушла под лед (в этих краях, по словам братьев, лед на Байкале стоит до середины мая), рассказали очевидцы. А тот ураган 2004 года хорошо помнят жители нашей области – тогда ведь срывало крыши с домов, уносило все, что не было закреплено, деревья выкосило целыми гектарами. Сильнейший ветер был и в селе Черноруд, где в тот день хоронили шаманку.

Однажды мне довелось ночью идти по зимнему Ольхону. Так получилось, что просто непонятно как прошел в двух шагах от места, куда направлялся. Заблудился в темной и холодной степи. И оставшись наедине со своими страхами, усталостью и попытками идти неизвестно куда, открыл мир духов.
Вначале это проявлялось как стойкое ощущение невидимой волчьей стаи… Затем переросло в то чувство, что ты очень маленький, а за тобой есть кто-то очень огромный и вездесущий. И до того, пока не смирился с этим явлением, выбраться из перепутанных степных ночных дорог было просто невозможно.
                Михаил Юровский


Рецензии