Православие- 1. учение о вере

                БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ
               

                ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 
Я не ученый богослов, я такой же, как и ты. Много лет жил рядом с православной верой, не отвергал ее, не подвергал сомнениям, но был каким то равнодушным. Изредка заходил в Церковь, восхищался ее убранством, с душевным трепетом слушал церковный хор и службы священников.

Не было все эти годы рядом со мной человека, который бы рассказал мне о православной вере, взял бы за руку и приоткрыл завесу перед Богом, которую с таким усердием сооружали в нашей стране, люди взявшие власть в 1917 году.
Честно говоря, был такой человек – моя бабушка. Я помню себя еще дошкольником. Она брала меня с собой в Церковь и, кажется, в тайне от мамы крестила. Понимаю теперь, что это было когда то, так как однажды в Церкви Священник помазал мне лоб кисточкой с маслом, перекрестил и показал рукой, что надо целовать икону.

Помню, что я отказался, говоря – «Она же заразная, ее только, что целовали другие люди!». Помню сильнейший подзатыльник, который получил в первый и последний раз от бабушки. После чего устроил рев и весь в слезах от обиды, все же икону поцеловал. Эта память о подзатыльнике в Церкви прошла через всю мою жизнь, но знаний о православии не дала.

И вот уже в зрелом возрасте, рядом со мною оказался человек глубоко религиозный. Он, вернее она, смогла мне дать основы вероучения о Боге. Под влиянием этих новых знаний, обрушившихся на меня, я крестился в Церкви, теперь понимаю, что во второй раз. Тайна моего первого крещения умерла вместе с моей бабушкой. Она страшно боялась гонений моей мамы, да и меня, со стороны «воинствующих атеистов» в лице коммунистов, комсомольцев, да и большей части общества тех лет.

Результаты пропагандистской и идеологической работы «воинствующих» нанесли страшный вред светлому учению о Боге, Иисусе  Христе и Святом Духе. Многие люди еще и сейчас остаются мало знающими о православной вере.
Много популярной литературы об индуизме, буддизме, йога, ведах, черной и белой магии, наставлений как стать ведьмой или колдуном, обучение экстрасенсов. Но мало популярной литературы о православии.

К моей  радости, и радости многих христиан на телевидении, в газетах и журналах священники православной Церкви стали вести беседы о Боге. Беседы их, как мне кажется, все же направлены на людей уже имеющих знания о православном вероучении.
Возможно, эта книга поможет вам и вашей семье получить первые религиозные знания о православии, Святой Апостольской Церкви.

Эта книга написана, под воздействием Божьего откровения, и вдохновения которое я получил после исповеди в Монастырской Церкви. Особая моя  благодарность Протоиерею Фоме Хопко, работа которого водила моей рукой, вдохновляла, руководила методически  и подсказывала правильные слова. 
               
Отцу Максиму из Свято-Екатерининского мужского Монастыря, Отцу Ивану из Церкви Св.Татьяны, которые благословили эту работу и дал ценные замечания.
В моем писании будет много цитат из Библейских текстов, чтобы подготовить вас к ее чтению в полном объеме. Не подготовленному человеку порой бывает трудно из повседневного русского языка, засоренного иностранными терминами и словами из просторечия, привыкшему к очень простым текстам детективов и другой легкой литературы, сразу же погрузиться в прекрасный язык, на котором изложены  старинные писания Библии.

Кроме глубокой мудрости в каждом слове, вы услышите прекрасную неповторимую мелодию Божественного писания. Читайте и слушайте голос Вековой Мудрости Божией!
Для тех, кто захочет более подробно прочитать Ветхий и Новый Завет, после выбранных мест из Библии  в этой книге: в скобках даны ссылки, по которым их очень легко найти. Например, (Быт. 3. 17) точно указывает на то, что в Первой книге Моисея БЫТИЕ, ВЕТХИЙ ЗАВЕТ в разделе 3 (жирный шрифт)  надо найти 17 строку (все строки Библии пронумерованы мелкими цифрами).

Дорогие мужчины и женщины, папы и мамы, мальчики и девочки, юноши и девушки эта книга для тех, кто хотел бы больше узнать о православной вере, о Боге и  о Церкви.
Основные знания вы, конечно же, получите из Библии – книги священного писания Ветхого и Нового Завета.

Эта  беседа  подготовит тех, кто еще не читал Библии, получить первооснову знаний о православной религии  Христианского учения о Боге, Иисусе Христе и Святом духе.
Читая эти строки вы оказываетесь на пороге знаний о самом  чудесном и прекрасном  - Вере в Бога!


1. УЧЕНИЕ  О ВЕРЕ.

В христианском учении о Боге лежат откровения, которые были получены людьми много, много веков назад. Эти откровения сохранили для нас святые апостолы, эти откровения несет людям Святая Апостольская Церковь.
Каждое утро Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явился нам, благословен Грядый во Имя Господне»  (Пс. 117. 26-27).

В этой строке Библии заключена первооснова христианского учения – Бог явил нам себя. Самая сокровенная Божья сущность не может восприниматься людьми, но Он действительно явился пред людьми в материализованном образе, при этом был рожден от Девы, родился в семье простого плотника. Современная мирская наука убедилась, что такой Человек жил на земле, этому было найдено множество  доказательств.

Эта полнота Божьего самооткровения явились в образе Сына Его Иисуса Христа. Явив себя в человеческом образе, Бог самооткровенно открыл людям все, что  мы  можем видеть глазами, слышать ушами и  понимать словами.
Это явление Христа людям являлось выполнением всех откровений описанных в Ветхом Завете в котором об этом было сказано «Благословен Грядый во Имя Господне». С этого момента в истории христианства появляется Церковь Нового Завета.
В Новом Завете Библии в Евангелиях от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, в Деяниях Святых Апостолов изложены новозаветное, христианское Предание: «Апостольское предание» или «Предание Церкви».

И мы люди, живущие сейчас, читая Библию, можем, как бы слышать слова мудрецов живых свидетелей Слова Божия, с посланиями Его к нам из далекого прошлого.
Для того чтобы услышать Его зов и увидеть, как Он открывает Себя в нашем мире, каждому надо очистить ум и сердце от всякого зла и лжи, полюбить друг друга и все творение Божие на земле. Только следуя этим правилам, мы сумеем понять Писание Библии и войти в живое общение с Истинным Живым Богом, который всегда являет Себя тем, кто Его любит.

Жизнь людей на земле на протяжении всей истории называется Священным Преданием. Священное предание Ветхого Завета – это жизнь народа Израиля до рождества Христова, описанное в первой части Библии. Предание это завершено и исполнено с приходом Иисуса Христа и с рождением Христианской Церкви.

Сначала люди обращались ко Христу называя его Учитель, а его последователи – учениками. Он пришел как посланный Богом учитель, чтобы научить людей познавать Его.
Но Христос – учитель это только одна из сторон облика Христа - Мессии (Христос - греческое слово и является переводом еврейского «Мессия», что означает «Помазанник Божий»).

«Когда придет Мессия – гласит пророчество – Сам Бог будет учить людей» (Ис.54.13 Ин. 6.45) Христос в своих проповедях утверждал, что Его слова это слова Божие и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники (Мф. 7.29), которые отвергали Его учения. Он обвинял их в том, что они  отвергают самого Бога.
«Верующий в Меня не в Меня верует, но в пославшего Меня. И видящий меня видит Пославшего Меня. … Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец. Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Итак что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец» (Ин. 12.44-45 49-50).

Иисус Христос называл Себя «Истиной» (Ин.14.6) и «Светом» (Ин. 8.12) и не только передавал Божье Слово, но именно и Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир мог познать Бога.

В Новом завете Святое Благовествование от Иоанна начинается так:
«В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово был Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал…И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца…И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем. Он явил » (Ин.1.1-18) . 

Суть того, почему Бог решил явить себя людям через Сына Своего Иисуса, становится понятна если прочитать Ветхий Завет. То сообщество людей, которых создал Бог, несмотря на все его усилия, не хотели жить по Божиим законам. Они не верили в него, даже хулили имя его. Бог и увещевал их и наказывал, даже уничтожались целые города как Садом и Гоморра. Бог через Моисея много раз пытался вернуть людей в веру. Моисей даже сорок лет водил их по пустыне, чтобы сменилось поколение неверных, не желающих слушаться своего Творца.

Тогда на землю Бог послал всемирный потоп. Спасся на ковчеге только праведник  Ной со своей семьей и животными, которых он собрал по своему выбору. После потопа от Ноя и его сыновей произошло как бы новое поколение людей, начало которым дало семейство праведника, верящего в Бога и соблюдавшего Его законы.
Но со временем  и эти люди  стали постепенно отходить от веры в Бога. И тогда Господь Бог решил явить людям Себя.

Этот краткий пересказ Ветхого Завета, конечно же вызовет критику богословов, не вся последовательность событий, не все так просто надо излагать. Но для понимания дальнейшего изложения, какое-то вступление в этом упрощенном виде для не сведующих в тонкостях Библии, мне кажется уместным.

Итак, Иисус Христос – Божье Слово во плоти человеческой – пришел учить людей Своим присутствием, Своими словами и Своими делами. Его ученики были посланы в мир, чтобы «научить все народы», преподав им Его Самого и Его Евангелие - Благие Вести Царства Божьего.

Ученики, которых Он послал, называются апостолы (посланные), которые вдохновленные Святым Духом Божьим, Духом Истины (Ин. 15.26) проповедовали это учение в ранней Церкви (Деян. 2.42), которое и стало учением Христианской Церкви. Так Божье учение о вечной жизни принимается каждым христианином, им просвещаются и спасаются.

Всякое искреннее  стремление людей к истине – исполняется во Христе, а всякое подлинное прозрение о смысле жизни – находит свое совершенное выражение в Евангелии.
В отношении других религий на земле, Святые Отцы Церкви учили, что и духовные предчувствия языческих религий, и мудрость многих философов также способны подготовить людей к принятию христианства и стать реальными путями к единой правде Божьей.

Очень хороший труд по этому вопросу «История религии» изложен в прошлом веке в 1899 году.
Новозаветное христианское Предание еще называется «Апостольским Преданием» и или «Преданием Церкви». Священное христианское Предание передается от народа к народу, от человека к человеку, через пространство и время. Предание это то, что передается, переходит от одного к другому.

История развития нашей страны знает, что, начиная с 1917 года, большевики взялись искоренять Православие. Уничтожались Церкви, православные священники были посажены в лагеря, многие там и умерли. Священные для Православного человека земли осквернялись. Там создавались тюрьмы, лагеря для заключенных, монастыри закрывались и в них создавались хозяйственные производства и цеха. Много было уничтожено и разграблено. Идеологический отдел коммунистов миллионами экземпляров издавал атеистическую литературу. Тысячи инструкторов обкомов, райкомов вели идеологическую пропаганду среди населения, стараясь искоренить из сознания людей веру в Бога.

Не смогли! Победить небесное и вечное Царство невозможно! Церковь выстояла и опять возрождается.
Иногда правда слышатся нарекания в адрес верующих по различным вопросам поведения, воспитания, поступкам. Здесь надо сказать следующее. Церковь, как собрание людей, как земное устройство, не может быть полностью ограждена от грехов своих неправедных членов как верующих так и своих служителей. Эти люди заносят в нее не правду «мира сего», с которой всегда борется истинное Священное предание, идущее от Бога.

Церковь продолжает жить вдохновением Святого Духа, Священное Предание будет расти и развиваться  до наступления Царства Божьего в конце веков.
Теперь еще раз о Священном Писании. Письменное свидетельство о Божьем откровении называется Библия или Священное Писание. Библия писалась в течение тысяч лет различными людьми. Она разделена на два Завета: Ветхий (старый) и Новый. Завет это старославянское слово, означающее завещание, договор, соглашение.               
       
Ветхий Завет начинается с пяти книг, называемых Пятикнижием. Иногда их называют «Книгами Моисея», так как центральной темой является исход еврейского народа из Египта и законы, данные Моисею Богом.
 Перевод священных книг на славянский язык начат был святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в 1Х веке. На русский язык Библия переведена в середине Х1Х века. Русская православная Библия содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.

Новый Завет. Центр новозаветной части Библии составляют четыре Евангелия, написанные святыми евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
Для православных Библия – Священное Писание, Богодухновенна и является откровением Божиим. Передана людям в Пророческих и Апостольских посланиях.
Ветхий и Новый Заветы воспринимаются Церковью через Иисуса Христа – Живое Слово Божие, так как они ведут к Нему, говорят о Нем, в Нем находят свое исполнение.

Когда Церковь собирается вместе, как народ Божий для богослужения, это называется литургией (совместное дело или действие  группы людей, совершаемое для пользы всех). То есть Божественная литургия христианской Церкви есть совместное действие Бога и Его людей.

Христианская Церковь не отказалась от богослужения  Ветхого Завета, но молитвы, псалмы, писания она видит в свете Христовом. День Господень  - Воскресенье, заместили собой еврейскую субботу.
Еврейские праздники также приобрели новое значение. Например, главный праздник Пасха, стал праздником воскресения  Христа; праздник Пятидесятницы стал праздником Церкви Христовой на земле и весь христианский литургический год Богослужения построен по ветхозаветному образцу.

Беря за основу Ветхозаветное богослужение , православная Церковь развивала особые христианские формы своих таинств: крещение во Имя Святой Троицы, миропомазание, причащение, венчание, покаяние, соборование и рукоположение священства. Кроме того с течением времени сформировалась неистощимая сокровищница собственных христианских молитв и благословений, христианских праздников в воспоминание новозаветных событий и подвигов святых.

Так в церковном богослужении соединяются в единое целое Священное Писание и Священное Предание. Через молитву и богослужение православные «научаются Богом» (Ин. 6.45).
Церковь знает множество святых. Эти Святые были богословами и духовными учителями, защищали и объясняли православную веру. Они называются Святыми Отцами Церкви, а их учение называется «святоотеческим».

Некоторые Святые Отцы защищали православие от таких  членов Церкви, которые искажали истину и жизнь христианства. Таких людей называли «еретиками», а их учения «ересями». «Ересь» означает «выбор» и значит «еретик» – это человек, делающий произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Еретик  не только наносил ущерб полноте христианской Истины, но и вносил разделение в жизнь Церкви и раздоры в христианскую общину. Учителя ересей не просто ошибались или заблуждались по незнанию, но они  действовали сознательно  и, следовательно, грешили.

Все Святые Отцы  в основу своей жизни, положили учения Христовы.  Они сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни. Мне близки и понятны высказывания Преподобного  Серафима Саровского. Читая воспоминая его современников о наставлениях Преподобного Серафима  поражаешься        мудростью и глубиной мыслей этого человека. Вот, например, его научения одному мирянину:

«Многие …не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют  три воли: первая воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная своя, человеческая , то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья – бесовская, вполне пагубная.
И вот эта-то третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.
Вторая – собственная воля наша – научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую.
Первая же – Воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, что бы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущем».(Преп.Сер.Сор. в воспоминаниях , Срет.монастырь , 1998г.)

Слово канон означает «правило» или «норму». Церковные каноны разделяются на догматические  - вероучительные и практические (в области церковной организации и дисциплины).

Создано Юрий Дрёмов
п. Развилка
3.11.2011


Рецензии